Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Ролевые игры на уроках истории как метод активизации познавательной деятельности учащихся
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
В процессе игры ребенка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. Игра побуждает учащегося перевоплотиться в другого человека из прошлого или современности, заставляет его «прыгнуть выше себя», ибо он изображает взрослого, «примеривая на себя» далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.
Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие. Но все эти источники предоставляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Кроме того, игра способна решить еще одну проблему. Сегодняшняя школа перенасыщена так называемыми интерактивными методами и средствами обучения, которые не принимают во внимание природную эмоциональность детей. А игра, органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру деятельности. В частности, согласно одной из таких классификаций, игры разделяются на деловые и ретроспективные.
Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев тех или иных событий. Эти игры, условно, можно разделить на ролевые и не ролевые.
Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно – дискуссионная игра.
Нужно отметить, что у ролевой игры - как метода обучения есть свои недостатки и преимущества.

Преимущества

1. Вызывает интерес к уроку;
2. Делает процесс обучения занимательным;
3. Организует работу на творческо-поисковом уровне;
4. Служит практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время;
5. Объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности;
6. Дает мощный стимул в обучении;
7. Способствует быстрому и активному возбуждению познавательного интереса;
8. Активизирует психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление;
9. Создает условия для развития творчества ребенка;
10. Способствует глубоким знаниям;
11. Выполняет воспитательную функцию.

Недостатки
1. Невозможно постоянно использовать;
2. Занимает весь урок, иногда сдвоенный;
3. Предшествует большая предварительная подготовка;
4. Необходимость постоянно контролировать дисциплину;
5. Проблема сохранения научного подхода;
6. Проблема объективного выставления оценок;
7. Непредсказуемость;
8. Регламент заданий.

Таким образом, из данной таблицы видно, что несмотря на недостатки, ролевая игра имеет больше преимуществ, и потому способствует проведению различных форм уроков.
Теперь обратимся к основным этапам исторической игры. Их четыре:
I этап – подготовительный (до проведения урока).
II этап – вводный (на уроке ).
III этап – игровой (на уроке).
IV этап – оценочный ( в конце урока).
Исходя и всего выше сказанного, следует, что игра - это одна из форм обучения, и потому она должна органически «вписываться» в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

Урок – путешествие.
Трассы Великого Шелкового пути
на территории Казахстана.
Развитие торговли.

Тема: Трассы Великого Шелкового пути на территории Казахстана. Развитие торговли.

Цели урока:

а) Образовательные:
 Познакомить с основными трассами Великого Шелкового пути на территории Казахстана;
 Сформировать яркое образное представление о развитии торговли в период средневековья (V – XIII вв);
 Определить особенности международной торговли и значение в ней городов средневекового Казахстана.

б) Развивающие:
 Способствовать развитию памяти, внимания, творческой фантазии и воображения, а также логического мышления и устных речевых навыков;

в) Воспитательные:
 воспитывать культуру поведения и способствовать развитию интереса к истории Казахстана.

Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.

Форма урока: урок – путешествие.

Средства обучения: доска, мел, карта – схема Великого Шелкового пути, скотч, ножницы, проигрыватель, пластинки, костюмы, товары, скатерти, монеты, клей, часы с секундной стрелкой.

Метод обучения: ролевая игра.

Опережающее задание: прочитать учебник и дополнительную литературу, выбрать страну, откуда приехал купеческий караван (варианты: Китай, Индия, Русь, Европейские страны, местное тюркское население города Тараза). Подготовить задания:

1. Представить «визитную карточку» своего купеческого каравана (указать – из какой страны приехали; цель путешествия);
2. Сочинить небольшую историю о путешествии в город Тараз по определенной трассе с возможными препятствиями;
3. Подготовить «рекламу» привезенных в город Тараз товаров.

Вводное слово учителя:
Преподаватель знакомит учащихся с темой урока, акцентирует внимание на то, что учащиеся будут выступать в роли средневековых купцов, а сам учитель будет играть несколько ролей. В начале урока необходимо определить, как будут оцениваться работа и каков ее регламент.

Первая роль преподавателя – автор исторического источника, с чтения которого начинается игра.
«Давным-давно, через территорию великих тюрков проходил Великий Шелковый путь, по которому шли купеческие караваны, в которых бывало иногда 10 тысяч верблюдов, лошадей, мулов навьюченных разнообразными товарами.
Больше всего везли шелка – удобного для дальних перевозок, легкого и высоко ценимого в древнейшие и средние века. Из-за протяженности и сложности торгового пути, торговцы Востока и Запада обычно старались не проходить весь Шелковый путь. Они предпочитали обмениваться товарами, где-нибудь на полпути, очевидно в стране великих тюрков. Так одним из крупных городов этой страны был славный Тараз – «город купцов», укрепленный, со многими садами, густо застроенный, имеющий в центре большую базарную площадь. Именно в этот город, в назначенное время стали съезжаться купеческие караваны из разных стран». (читается под звучание «Болеро»)
Во время чтения этого отрывка детям можно предложить закрыть глаза, и как только будет включена музыка, снова их открыть.

Вторая роль преподавателя – глашатай города.

«Слушайте, слушайте, и не говорите, что вы не слышали, к нашему городу со всех сторон съехались купцы из разных стран.
Мы рады вас приветствовать гости заморские, но прежде чем вы въедете в наш славный город Тараз, расскажите, кто вы и откуда, да ответьте нам на вопросы, дабы подтвердить, что вы купцы, а не искатели приключений и легкой наживы».

Основное содержание игры.

Задание 1а. Команды – «купеческие караваны и Индии, Китая, Европы показывают «визитную карточку» - в течение 1 минуты.
Представление тюрков начинается со слов глашатая «Однако, и в нашем городе есть купцы, совершающие поездки в дальние страны, и им тоже есть что сказать»
Задание 1б. Команды получают по два вопроса касающиеся истории Великого Шелкового пути, по возможности они должны ответить.

Примерные вопросы:
1. Когда (век) начал функционировать как торговая артерия В.Ш.П. (II в. до н.э.);
2. Город, из которого начинался В.Ш.Л. (Лоян);
3. Назовите 1-ю безводную трассу В.Ш.П. (через Такла – Макан);
4. Человек, первый совершивший путешествие и открывший путь ( Чжан Цзян);
5. Почему путь назывался Шелковым? (1.Перевозили шелк-сырец;2.готовые шелковые ткани);
6. Назовите 2-ю трассу В.Ш.П. (водную) (через Куга, Аксу, Кашгар);
7. Вторая столица Китая, откуда начал функционировать В.Ш.П. в средневековье (Чаньань);
8. Почему В.Ш.П. называют трансконтинентальным?(через весь континент);
9. Назовите основные пути, получившие свое название от того, что вывозили или куда вывозили (лазуритовый, нефритовый, степной);
10. Какие монеты использовали в городах на трассах В.Ш.П. (посеребренные дирхемы и золотые динары).

Первая роль учителя – от автора.
«После торжественного въезда в город Тараз, заморские купцы были радушно встречены и размещены в караван – сарае, где перед предстоящей торговлей они могли отдохнуть и поделиться удивительными историями о своем путешествии и о тех препятствиях, что их ожидали на этом пути».
(читается под звучание музыки)

Третья роль учителя – распорядитель караван – сарая.
«Располагайтесь, гости дорогие, расскажите, как доехали, тяжела ли была дорога, не случилось ли чего в пути интересного и необычного. Какие города видали, кого встречали, что слышали».

Задание 2. Рассказы команд о своем путешествии, об использованном транспорте и тех препятствиях, которые встретились им на пути. Рассказ сопровождается показом трассы по карте – схеме Великого Шелкового пути. Регламент – 3 минуты.
Первая роль учителя – от автора.
«Наслушавшись историй, обменявшись пожеланиями – хорошей торговли, заморские купцы стали готовиться к ярмарке.
На следующий день, с самого раннего утра, на большой базарной площади толпился городской люд: кто-то чтобы купить, кто-то чтобы продать, а кто-то просто поглазеть.
Именно здесь, каждый в своем торговом ряду, купцы из разных стран показывали и раскладывали свои необыкновенные товары. А как они о них рассказывали любо дорого посмотреть и послушать, что и мы сейчас сделаем» (читается под звуки музыки).
Задание 3. Начинается представление товаров, которые заморские купцы привезли с собой. Представление проходит в любой форме удобной для учащихся: в виде рассказа, в виде частушек или в виде музыкального номера. Рассказывая о товарах, ребята по возможности должны их показать.
Сигналом к выступлению команд является звучание мелодий характерных для данной страны. Регламент выступления 3-5 минут.

Первая роль учителя – от автора.
«Показав свои товары, да заглядевшись на заморские, купцы приступали к своему главному делу – купле – продаже.
Повсюду, куда не посмотришь, шел торг, и со всех сторон был слышен громкий звук монет».

В течение 5-7 минут учащимся дается возможность подойти к торговому ряду-столу тех купцов, чей товар их заинтересовал, произвести куплю-продажу или торговый обмен. Затем вернуться за свой стол и отметить у себя в таблице результаты торговли.
Данная таблица является домашней заготовкой, оформленной в тетради.

Продаем Результат Покупает Результат


Процесс купли-продажи осуществляется под звучание музыки. Учителю важно следить, чтобы этот процесс был рабочим, и не перешел в шумный беспорядок.

Третья роль учителя – распорядитель караван – сарая.
«Ой, вы гости мои дорогие, устали, наверное, за сегодняшний день. Смотрю, счастливые вы и довольные, знать торговля у вас хорошо прошла. Расскажите нам, поделитесь: что купили, что продали, чем на родине своей удивлять всех будете».

Задание 4. Каждая команда купцов, по своей таблице, рассказывает, что они сумели продать, а что купить, объясняя при этом, почему их заинтересовал тот или иной товар.
Учитель фиксирует цифровые данные на доске следующим образом:
Купцы
1. Тюрки
2. Китайцы
3. Индийцы
4. Русичи
5. Европейцы

Продали
5
4
6
9
6

Купили
2
6
3
9
8

Указывается количество товаров.
После того, как все цифры будут записаны, учитель анализирует, кто больше купил, кто больше продал, и каково соотношение проданного с купленным.

Первая роль учителя – от автора.

«Закончилась торговая ярмарка и купеческие караваны, нагруженные новыми экзотическими товарами, покидают славный город Тараз. Вместе с собой они увозят не только разнообразные товары, но и новые знания, впечатления и память о гостеприимном и красивом городе Таразе, где они повстречали множество новых друзей. Кто знает, быть может, они когда-нибудь встретятся» (Читается под звучание «Болеро»).

Перед тем, как начать этот отрывок, как и вначале можно предложить закрыть учащимся глаза.

Закрепление.
Закрепление и обобщение материала по этой теме проходит следующим образом: на доску вывешивается плакат с текстом по теме, но в котором в некоторых местах пропущены слова. Учащимся на каждый стол раздаются листочки, с перечнем пропущенных слов, которые они должны вставить, по мере знания данной темы. Регламент от 5 до 10 минут.

Текст с пропусками.

Великий …. путь начал функционировать во …., и начинался он в …., от ворот города …., второй столицы этой страны. Больше всего везли …., а также …., …., …. и т.д. Возле города …. открывались два пути, которые сходились у города …. . В …. наиболее оживленным становился путь из Китая на …. через Семиречье и …. .

Перемещение пути объясняется следующими причинами:
1. В Семиречье находились ставки …. …., которые стали крупными потребителями …. …. .
2. Старый путь через Среднюю Азию стал опасным из-за …. …. правителей.
Из Европы по Шелковому пути привозили …., ….,…. …. .
Из древней Руси …., …., …. .
Во всех торговых городах …., …. были знаменитые …. ряды, где можно было встретить …. сочные …., экзотических …. .
Местные жители Отрара, Тараза и других городов покупали заморские товары, взамен предлагая свои …., …., табуны …., изделия из …. …. .
В результате развития Великого Шелкового пути происходил обмен не только товарами, но и новыми знаниями, информацией, опытом.

Слова для текста:
Шелковый; II в до н.э.; Китай; Чаньань; шелк, порох, фарфор, бумага; Дуньхан, Кашгар; VI-VII в.; Запад, Южный Казахстан; тюркские каганы, заморские товары; междоусобицы; шерсть, оружие, римское стекло; лен, мед, гречку; Таразе, Отраре, Индийские, фрукты, животные; кожа, шкура лошадей, драгоценных камней.
По окончанию работы учитель читает текст вместе с детьми, отмечая правильные ответы. Затем подводит итог и делает выводы по уроку.

Система оценивания.
На начало урока учащиеся при себе имеют различные монеты, в количестве 5 штук на одного и 25 штук (5 человек) на команду. По ходу работы в зависимости от участия каждого, учитель либо раздает монеты за правильность ответов и активное участие, либо забирает, если ответ не верен или участник пассивен. На последнем этапе, когда будут подводиться итоги купли-продажи, большое количество монет получает та команда, которая приобрела столько же товаров, сколько их продала. Затем монеты раздаются тем, кто больше продал, чем купил, и в последнюю очередь тем, кто больше купил и т.д. Затем в конце урока определяется, сколько монет у каждого и всей команды в целом. Если монет больше 5 – «5», если и осталось 5- «4», если их меньше 5 – «3». Определяется команда больше всех набравшая монет.

Подведение итогов:
 анализируется и оценивается работа учащихся;
 определяется домашнее задание.

Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Воспоминания заморского купца о торговой ярмарке в Таразе».

Категория: История | Добавил: Светлана (2010-01-29) | Автор: Николаенко Светлана Анатольевна E
Просмотров: 9680 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 6:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru