Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Открытый урок по теме: «Развитие сельского хозяйства. Целина». Разработал: учитель истории Каламов Ж.А Цели урока: Цель: Сформировать целостное представление о значении целины, закрепление материала. Задачи: Образовательная: Определить общие подходы и тенденции в освещении проблемы и дать объективную оценку событиям. Развивающая: Развитие навыков выявления причинно-следственных связей, индивидуальной и коллективной форм работы, моделирования исторических фактов. Воспитательная: Воспитание чувства ответственности перед лицом истории. Заземленные цели и задачи: - определить сущность понятия «целина»; - выяснить причины «освоения целинных, залежных земель в СССР»; - определить влияние внешних и внутренних факторов на экономическую политику СССР в 1950-1960гг.; - определить свою позицию к массовому освоению целинных земель в Казахстане; - развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей; - воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности. Оборудование: интерактивная доска (слайды и задания по теме выполненные в актив студии) хрестоматия, статистические материалы, атлас, карта Казахстана (Советского Союза). Используемая технология, метод, прием: Проблемное обучение (с элементами дебат) с использованием интерактивных технологии. Опорные знания: Даты и события: 1954 г. – курс на освоение новых земель 1954 – 1955 гг. – «Целина» 1956-1958 гг. – «Целина» Личности: Н.С.Хрущев, И.В.Сталин, Д.А.Кунаев, А.Шаяхметов, Н.Понамаренко. Понятия: «целина», «романтика», «ассигнования», интенсивный, экстенсивный путь развития, русификация, эрозия почв. В начале урока характеризую: 1. В послевоенные годы сельское хозяйство испытывало глубокий кризис. На селе не хватало квалифицированных рабочих рук, фронтовики возвращавшиеся с Западных районов страны не могли решить проблему нехватку рабочих рук, во многих колхозах на полях использовалась тягловая сила, примитивные орудия труда, остро ощущалась нехватка сельскохозяйственной техники. 2. В послевоенные годы меры по улучшению производительности колхозов и совхозов в частности их укрупнение, реорганизация МТС и другие, не дали положительных результатов. 3. Низкий уровень сельскохозяйственного развития республики объяснялся также тем, что ассигнования в отрасли сельского хозяйства были не велики. 4. Слабо были развиты средства связи и транспорт. 5. Крестьянский класс хоть и был больше рабочего, но испытывал сложности в качественном составе, остро ощущалась нехватка квалифицированных агрономов, механизаторов и других специалистов. Далее урок строится на основе методики проблемного обучения с элементами критического мышления. 1 стадия – стадия вызова Она предполагает: - Изучение документа – Курс на освоение целинных и залежных земель. - Несколько точек зрения историков на данную проблему. - Выводы учащихся после изучения документа. - Составление индивидуальной и коллективной корзины идей (учащиеся объединяются в группы по данной проблеме). 2 стадия – стадия осмысления Она включает: - Краткий обзор учителем исторической ситуации после Второй мировой войны. (холодная война) Вывод на столкновение 2-х основных тенденций мирового развития, которые дали толчок «курсу на целину». Выводы: а) «Холодная война», «гонка вооружения», показала угрозу Запада «большевикам», коммунизму, желание СССР обойти США во всем. б) СССР – должен догнать и перегнать США. - Работу по моделированию материала в опорный конспект (ОК). ОК «Целина единственный выход в развитии с/х» «Целина оправдана» (1954-1960-е гг.) Целина – курс объявленный в 1954 году на освоение (распашку) девственных, залежных земель на территории Урала, Северного Кавказа, Южной Сибири и Казахстана. Причины 1. Не достаточная производительность сельского хозяйства. 2. Преодоление технико-экономической отсталости края. 3. Ликвидация кризиса хлебозаготовок. Освоение целинных и залежных земель. Класс разбиваем на группы. Утверждение: Целина имеет положительное значение для Казахстана. Опровержение: Целина отрицательное Значение для Казахстана. 1 гр. – утверждение 2 гр. - опровержение 3 чел. (2мин) ↗↖ 3 чел. (2 мин) 3 мин. 4 гр. (3 мин) 5 группа – блиц опрос – 5 мин Судейство. Группа делает в конце подробный анализ игры: выступлении, вопросов, ответов 10 мин. Резюме учителя Таймспикер Вопросы, освещенные группой утверждения 1.Причины целины – нарастание дефицита хлеба. Планы по освоению целины. Достижения: за два года МТС и совхозы Казахстана получили тракторы и т.д. За счет освоения целины стало возможным производство зерна на душу населения более 2 тыс. кг. С 1954 по 1958 гг. было создано 573 новых совхоза, массово строились дороги… 2.После возвращения депортированных народов сокращается численность населения, возникает нехватка трудовых кадров. К началу 1954 года численность населения достигла уровня довоенного - 1940 г. За десятилетие с 1954 по 1964 годы в республику приехало только одних механизаторов 578 тыс. человек. В 1954-1955 гг. в Казахстан прибыло более 6 тыс. агрономов, зоотехников, инженеров и др. специалистов сельского хозяйства, а также около 3 тыс. медицинских работников и около 1,5 тыс. учителей. В результате значительно возрастает численность сельского населения Казахстана с немногим более 4 млн. чел. В начале 50 – х гг. до 5,2 млн. человек по переписи 1959… 3.Материальное поощрение переезда семей на целину … Освоение целины поддерживалось значительными льготами, прибывающих целинников . А также появилась возможность выплачивать значительные премии работникам совхозов, выполнявшим производственные планы, надбавку за выслугу лет, освобождение от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет. 4.Современное состояние зернового хозяйства страны стало следствием освоения целинных и залежных земель северных районов Казахстана. Группа опровержения приводит обратные данные по всем этим вопросам: 1.Смещение Ж. Шаяхметова. Производства зерна можно было увеличить и за счет интенсивного развития сельского хозяйства. Если бы в СССР к урожайности добавить 1 центнер на га, то это было бы равносильно урожаю всей вновь освоенной целины. Разбазаривание государственных средств составило 20 млрд. руб. В условиях экстенсивного земледелия перевод на интенсивный путь развития, укрепления материально-технической базы зачастую не выполнялись виду изношенной, устаревшей техники, подгонки трудовых показателей и др. 2. Приезд на целину случайных людей («за длинным рублем»), приток населения из других республик на целину привел к забвению национальных обычаев, традиций. Начинается русификация Казахстана. Последствия: закрытие школ с казахским языком обучения(600), превращение казахского языка в бытовой язык (10). 3. Многие семьи, приехавшие в Казахстан, не задержались. Долгое время считалось, что целину покидали только малодушные, трусливые люди. Однако анализ причин текучести кадров во время освоения новых земель показывает, что, в целом, процент таких людей был невысок. Огромному энтузиазму людей не соответствовала степень удовлетворения материальных потребностей. Серьезно отставало жилищное и культурно-бытовое строительство от темпов развития сельскохозяйственного производства и роста населения… 4.Многие земли остались не пригодными, произошла эрозия почвы. Рациональная система земледелия была создана лишь спустя два десятилетия. Сокращение сенокосных и пастбищных угодий нанесло непоправимый урон развитию животноводства и т.д. 3-4 группы заранее готовят перекрестные вопросы и их задача – создать перевес в ходе игры на свою сторону ( 3 группа помогает команде утверждения, 4 группа – команде опровержения) 5 группа – блиц – опрос. 10 вопросов по теме каждой команде спикеров. Каковы последствия целины? Учащиеся выходят к доске пишут «плюсы» и «минусы». Вывод. Оценки. На уроках истории применение элементов дебатов по формату Карла Поппера, где присутствует тез и антитез, дает возможность привлечь больше учащихся и развивать у них умение слушать своего оппонента и выдвигать обоснованно и аргументировано свою точку зрения. Развивать умение анализа, сравнения и синтеза, т.е. критического мышления. В 9 классе был проведен урок с использованием элементов дебатов по теме « Освоение целинных и залежных земель». Мы много говорим о значении целины для Казахстана. И на уроках попытались до максимума привести факты, говорящие о положительном и отрицательном значении целины. Источник: https://cloud.mail.ru/public/5cbc3c2f320c/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20 | |
Просмотров: 2375 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|