Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Открытый урок по теме: «Развитие сельского хозяйства. Целина».
Открытый урок
по теме:
«Развитие сельского хозяйства. Целина».
Разработал: учитель истории Каламов Ж.А
Цели урока:
Цель: Сформировать целостное представление о значении целины, закрепление материала.
Задачи:
Образовательная: Определить общие подходы и тенденции в освещении проблемы и дать объективную оценку событиям.
Развивающая: Развитие навыков выявления причинно-следственных связей, индивидуальной и коллективной форм работы, моделирования исторических фактов.
Воспитательная: Воспитание чувства ответственности перед лицом истории.
Заземленные цели и задачи:
- определить сущность понятия «целина»;
- выяснить причины «освоения целинных, залежных земель в СССР»;
- определить влияние внешних и внутренних факторов на экономическую политику СССР в 1950-1960гг.;
- определить свою позицию к массовому освоению целинных земель в Казахстане;
- развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей;
- воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности.

Оборудование: интерактивная доска (слайды и задания по теме выполненные в актив студии) хрестоматия, статистические материалы, атлас, карта Казахстана (Советского Союза).
Используемая технология, метод, прием: Проблемное обучение (с элементами дебат) с использованием интерактивных технологии.

Опорные знания:

Даты и события:
1954 г. – курс на освоение новых земель
1954 – 1955 гг. – «Целина»
1956-1958 гг. – «Целина»

Личности: Н.С.Хрущев, И.В.Сталин, Д.А.Кунаев, А.Шаяхметов, Н.Понамаренко.
Понятия: «целина», «романтика», «ассигнования», интенсивный, экстенсивный путь развития, русификация, эрозия почв.

В начале урока характеризую:
1. В послевоенные годы сельское хозяйство испытывало глубокий кризис. На селе не хватало квалифицированных рабочих рук, фронтовики возвращавшиеся с Западных районов страны не могли решить проблему нехватку рабочих рук, во многих колхозах на полях использовалась тягловая сила, примитивные орудия труда, остро ощущалась нехватка сельскохозяйственной техники.
2. В послевоенные годы меры по улучшению производительности колхозов и совхозов в частности их укрупнение, реорганизация МТС и другие, не дали положительных результатов.
3. Низкий уровень сельскохозяйственного развития республики объяснялся также тем, что ассигнования в отрасли сельского хозяйства были не велики.
4. Слабо были развиты средства связи и транспорт.
5. Крестьянский класс хоть и был больше рабочего, но испытывал сложности в качественном составе, остро ощущалась нехватка квалифицированных агрономов, механизаторов и других специалистов.
Далее урок строится на основе методики проблемного обучения с элементами критического мышления.

1 стадия – стадия вызова
Она предполагает:
- Изучение документа – Курс на освоение целинных и залежных земель.
- Несколько точек зрения историков на данную проблему.
- Выводы учащихся после изучения документа.
- Составление индивидуальной и коллективной корзины идей (учащиеся объединяются в группы по данной проблеме).

2 стадия – стадия осмысления
Она включает:
- Краткий обзор учителем исторической ситуации после Второй мировой войны. (холодная война)
Вывод на столкновение 2-х основных тенденций мирового развития, которые дали толчок «курсу на целину».
Выводы:
а) «Холодная война», «гонка вооружения», показала угрозу Запада «большевикам», коммунизму, желание СССР обойти США во всем.
б) СССР – должен догнать и перегнать США.
- Работу по моделированию материала в опорный конспект (ОК).

ОК
«Целина единственный выход в развитии с/х»
«Целина оправдана»
(1954-1960-е гг.)
Целина – курс объявленный в 1954 году на освоение (распашку) девственных, залежных земель на территории Урала, Северного Кавказа, Южной Сибири и Казахстана.

Причины
1. Не достаточная производительность сельского хозяйства.
2. Преодоление технико-экономической отсталости края.
3. Ликвидация кризиса хлебозаготовок.

Освоение целинных и залежных земель.
Класс разбиваем на группы.
Утверждение: Целина имеет положительное значение для Казахстана.
Опровержение: Целина отрицательное Значение для Казахстана.
1 гр. – утверждение 2 гр. - опровержение
3 чел. (2мин) ↗↖ 3 чел. (2 мин)
3 мин. 4 гр. (3 мин)
5 группа – блиц опрос – 5 мин
Судейство. Группа делает в конце подробный анализ игры: выступлении, вопросов, ответов 10 мин.
Резюме учителя
Таймспикер
Вопросы, освещенные группой утверждения
1.Причины целины – нарастание дефицита хлеба.
Планы по освоению целины. Достижения: за два года МТС и совхозы Казахстана получили тракторы и т.д. За счет освоения целины стало возможным производство зерна на душу населения более 2 тыс. кг. С 1954 по 1958 гг. было создано 573 новых совхоза, массово строились дороги…
2.После возвращения депортированных народов сокращается численность населения, возникает нехватка трудовых кадров. К началу 1954 года численность населения достигла уровня довоенного - 1940 г.
За десятилетие с 1954 по 1964 годы в республику приехало только одних механизаторов 578 тыс. человек. В 1954-1955 гг. в Казахстан прибыло более 6 тыс. агрономов, зоотехников, инженеров и др. специалистов сельского хозяйства, а также около 3 тыс. медицинских работников и около 1,5 тыс. учителей. В результате значительно возрастает численность сельского населения Казахстана с немногим более 4 млн. чел. В начале 50 – х гг. до 5,2 млн. человек по переписи 1959…
3.Материальное поощрение переезда семей на целину … Освоение целины поддерживалось значительными льготами, прибывающих целинников . А также появилась возможность выплачивать значительные премии работникам совхозов, выполнявшим производственные планы, надбавку за выслугу лет, освобождение от сельскохозяйственного налога сроком от 2 до 5 лет.
4.Современное состояние зернового хозяйства страны стало следствием освоения целинных и залежных земель северных районов Казахстана.
Группа опровержения приводит обратные данные по всем этим вопросам:
1.Смещение Ж. Шаяхметова. Производства зерна можно было увеличить и за счет интенсивного развития сельского хозяйства. Если бы в СССР к урожайности добавить 1 центнер на га, то это было бы равносильно урожаю всей вновь освоенной целины. Разбазаривание государственных средств составило 20 млрд. руб. В условиях экстенсивного земледелия перевод на интенсивный путь развития, укрепления материально-технической базы зачастую не выполнялись виду изношенной, устаревшей техники, подгонки трудовых показателей и др.
2. Приезд на целину случайных людей («за длинным рублем»), приток населения из других республик на целину привел к забвению национальных обычаев, традиций. Начинается русификация Казахстана. Последствия: закрытие школ с казахским языком обучения(600), превращение казахского языка в бытовой язык (10).
3. Многие семьи, приехавшие в Казахстан, не задержались. Долгое время считалось, что целину покидали только малодушные, трусливые люди. Однако анализ причин текучести кадров во время освоения новых земель показывает, что, в целом, процент таких людей был невысок. Огромному энтузиазму людей не соответствовала степень удовлетворения материальных потребностей. Серьезно отставало жилищное и культурно-бытовое строительство от темпов развития сельскохозяйственного производства и роста населения…
4.Многие земли остались не пригодными, произошла эрозия почвы. Рациональная система земледелия была создана лишь спустя два десятилетия. Сокращение сенокосных и пастбищных угодий нанесло непоправимый урон развитию животноводства и т.д.
3-4 группы заранее готовят перекрестные вопросы и их задача – создать перевес в ходе игры на свою сторону ( 3 группа помогает команде утверждения, 4 группа – команде опровержения)
5 группа – блиц – опрос. 10 вопросов по теме каждой команде спикеров.
Каковы последствия целины? Учащиеся выходят к доске пишут «плюсы» и «минусы».
Вывод. Оценки.
На уроках истории применение элементов дебатов по формату Карла Поппера, где присутствует тез и антитез, дает возможность привлечь больше учащихся и развивать у них умение слушать своего оппонента и выдвигать обоснованно и аргументировано свою точку зрения. Развивать умение анализа, сравнения и синтеза, т.е. критического мышления.
В 9 классе был проведен урок с использованием элементов дебатов по теме « Освоение целинных и залежных земель». Мы много говорим о значении целины для Казахстана. И на уроках попытались до максимума привести факты, говорящие о положительном и отрицательном значении целины.

Источник: https://cloud.mail.ru/public/5cbc3c2f320c/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20
Категория: История | Добавил: zhorabek_k (2014-11-06) | Автор: Открытый урок по теме: «Развитие се E
Просмотров: 2375 | Комментарии: 1 | Теги: k.zh.a | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru