Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Открытый урок по теме: Восстановление промышленности в начале 1920-х годов. «Курс на индустриализацию Казахстана». Автор: учитель истории и географии Каламов Ж.А Цели урока: • определить сущность понятия «индустриализация»; • выяснить причины «индустриализации в СССР»; • определить влияние внешних и внутренних факторов на экономическую политику СССР в 1921-1940гг.; • определить свою позицию к курсу форсированной индустриализации в Казахстане; • развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей; • воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности. Оборудование: хрестоматия, статистические материалы, атлас, карта индустриализации в Казахстане. Опорные знания: Даты и события: 1925 г. – курс на Индустриализацию 1927 – 1930 гг. – «Турксиб» 1928-1932 гг. – первая пятилетка 1930 г. – 6 Краевая партийная конференция Личности: Ф.И. Голощекин, И.В.Сталин, С.Садвакасов, И.М.Губкин, Н.С.Курнаков, К.И.Сатраев, Т.Кузембаев, А.Г.Стаханов. Понятия: «индустриализация», «Малый Октябрь», «Советизация», сырьевой придаток, угроза империализма. В начале урока диагностика эмоционального состояния прием «Я разведчик»: Далее характеритсика 1. Процесс индустриализации в более широком смысле, как «Подведение базы современной техники под промышленность, транспорт, сельское хозяйство», в Казахстане начался несколько позже, чем в других районах страны, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928-1932), но проходил он в более сложных условиях. 2. В годы НЭПа восстановление промышленности не было завершено. Промышленное производство в целом достигло только 61% довоенного уровня. 3. Низкий уровень промышленного развития республики объяснялся также тем, что ее недра еще не были изучены. 4. Слабо были развиты средства связи и транспорт. 5. Рабочий класс был малочисленным, национальной инженерно-технической интеллигенции не было. Далее урок строится на основе методики проблемного обучения с элементами критического мышления. 1 стадия – стадия вызова Она предполагает: • Изучение документа – Сталин И.В. Соч.Т. 13. С. 185. • Несколько точек зрения историков на данную проблему. • Выводы учащихся после изучения документа. • Составление индивидуальной и коллективной корзины идей (учащиеся объединяются в группы по данной проблеме). 2 стадия – стадия осмысления Она включает: • Краткий обзор учителем исторической ситуации после Первой мировой войны. (угроза империализма) Вывод на столкновение 2-х основных тенденций мирового развития, которые дали толчок «курсу на Индустриализацию». Выводы: а) Гражданская война, поддержка Антанты белогвардейцев, показала угрозу Запада «большевикам», коммунизму. б) СССР – очаг коммунизма-социализма, который необходимо погасить. в) СССР подготовка к агрессии, форсированная индустриализация • Работу по моделированию материала в опорный конспект (ОК). ОК «Индустриализация оправдана» (1927-1940) Индустриализация - это создание и развитие тяжелой промышленности. Причины 1. Ликвидация диспропорции в развитии промышленности центра и окраин СССР. 2. Преодоление технико-экономической отсталости края. 3. Восстановление промышленности. 4. Необходимость в обеспечении, определении новых источников сырья для развития центральных промышленных районов. 5. Идея «Малого Октября» Ф.И.Голощекина. Класс делится на 2 группы: «советские историки» Парламентарии – доказывают то, что индустриализация оправдана. «Казахстанские историки» Оппозиционеры - доказывают то, что индустриализация не оправдана. Утверждающий кейс: Опровергающий кейс: Критерий: Развитие промышленности в годы индустриализации. Аргументы: 1. Развитие ведущих отраслей промышленности, основанных на местных ресурсах. 2. Строительство железнодорожной магистрали и путей связи. 3. Формирование промышленно-технической интеллигенции, рабочего класса из числа представителей коренного населения. Критерий: Казахстан – сырьевая база СССР. Аргументы: 1. Превращение Казахстана в сырьевую базу СССРР. 2. Слабое развитие связи и транспорта. 3. Дефицит квалифицированной рабочей силы. 4. Наследие - современные проблемы промышленности Казахстана. • Рассуждения-споры (мини-дебаты) по разрешению проблемной ситуации: 3 стадия – стадия рефлексии: выражение отношения учащихся к изучению проблемы. Можно провести с помощью интерактивного метода «Шляпа мышления» белый цвет – нейтральная информация; красный – эмоции, чувства; синий – размышление; зелёный – изобретение, жёлтый – прогноз (как бы развивался Казахстан, каково было бы его положение сейчас, если бы не была проведена Индустриализация?) заполнение рефлективного дневника Тест: ИАД Главный вывод: В исторически короткие сроки в условиях тоталитарного режима, голода и нищеты, насилия и беззакония, рабочий класс своим героическим трудом создавал огромные материальные ценности, промышленный потенциал. Выросли многонациональные коллективы, крепло братство людей труда. Упрочились экономические связи Казахстана с другими индустриальными регионами страны. Д/з: Написать эссе «Мое отношение к индустриализации в Казахстане» Источник: https://cloud.mail.ru/public/5cbc3c2f320c/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20 | |
Просмотров: 1751 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|