Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Открытый урок по теме: Восстановление промышленности в начале 1920-х годов. «Курс на индустриализацию Казахстана».
Открытый урок
по теме:
Восстановление промышленности в начале 1920-х годов. «Курс на индустриализацию Казахстана».
Автор: учитель истории и географии Каламов Ж.А
Цели урока:

• определить сущность понятия «индустриализация»;
• выяснить причины «индустриализации в СССР»;
• определить влияние внешних и внутренних факторов на экономическую политику СССР в 1921-1940гг.;
• определить свою позицию к курсу форсированной индустриализации в Казахстане;
• развивать логическое мышление через выделение причинно-следственных связей;
• воспитывать у учащихся осознание себя частицей единого мирового пространства, стремление к толерантности.

Оборудование: хрестоматия, статистические материалы, атлас, карта индустриализации в Казахстане.

Опорные знания:

Даты и события:
1925 г. – курс на Индустриализацию
1927 – 1930 гг. – «Турксиб»
1928-1932 гг. – первая пятилетка
1930 г. – 6 Краевая партийная конференция

Личности: Ф.И. Голощекин, И.В.Сталин, С.Садвакасов, И.М.Губкин, Н.С.Курнаков, К.И.Сатраев, Т.Кузембаев, А.Г.Стаханов.
Понятия: «индустриализация», «Малый Октябрь», «Советизация», сырьевой придаток, угроза империализма.

В начале урока диагностика эмоционального состояния прием «Я разведчик»:
Далее характеритсика
1. Процесс индустриализации в более широком смысле, как «Подведение базы современной техники под промышленность, транспорт, сельское хозяйство», в Казахстане начался несколько позже, чем в других районах страны, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства СССР (1928-1932), но проходил он в более сложных условиях.
2. В годы НЭПа восстановление промышленности не было завершено. Промышленное производство в целом достигло только 61% довоенного уровня.
3. Низкий уровень промышленного развития республики объяснялся также тем, что ее недра еще не были изучены.
4. Слабо были развиты средства связи и транспорт.
5. Рабочий класс был малочисленным, национальной инженерно-технической интеллигенции не было.
Далее урок строится на основе методики проблемного обучения с элементами критического мышления.

1 стадия – стадия вызова
Она предполагает:
• Изучение документа – Сталин И.В. Соч.Т. 13. С. 185.
• Несколько точек зрения историков на данную проблему.
• Выводы учащихся после изучения документа.
• Составление индивидуальной и коллективной корзины идей (учащиеся объединяются в группы по данной проблеме).

2 стадия – стадия осмысления
Она включает:
• Краткий обзор учителем исторической ситуации после Первой мировой войны. (угроза империализма)
Вывод на столкновение 2-х основных тенденций мирового развития, которые дали толчок «курсу на Индустриализацию».
Выводы: а) Гражданская война, поддержка Антанты белогвардейцев, показала угрозу Запада «большевикам», коммунизму.
б) СССР – очаг коммунизма-социализма, который необходимо погасить.
в) СССР подготовка к агрессии, форсированная индустриализация
• Работу по моделированию материала в опорный конспект (ОК).

ОК
«Индустриализация оправдана»
(1927-1940)
Индустриализация - это создание и развитие тяжелой промышленности.

Причины
1. Ликвидация диспропорции в развитии промышленности центра и окраин СССР.
2. Преодоление технико-экономической отсталости края.
3. Восстановление промышленности.
4. Необходимость в обеспечении, определении новых источников сырья для развития центральных промышленных районов.
5. Идея «Малого Октября» Ф.И.Голощекина.

Класс делится на 2 группы:
«советские историки» Парламентарии – доказывают то, что индустриализация оправдана.
«Казахстанские историки» Оппозиционеры - доказывают то, что индустриализация не оправдана.

Утверждающий кейс: Опровергающий кейс:
Критерий:
Развитие промышленности в годы индустриализации.
Аргументы:
1. Развитие ведущих отраслей промышленности, основанных на местных ресурсах.
2. Строительство железнодорожной магистрали и путей связи.
3. Формирование промышленно-технической интеллигенции, рабочего класса из числа представителей коренного населения. Критерий:
Казахстан – сырьевая база СССР.
Аргументы:
1. Превращение Казахстана в сырьевую базу СССРР.
2. Слабое развитие связи и транспорта.
3. Дефицит квалифицированной рабочей силы.
4. Наследие - современные проблемы промышленности Казахстана.

• Рассуждения-споры (мини-дебаты) по разрешению проблемной ситуации:

3 стадия – стадия рефлексии: выражение отношения учащихся к изучению проблемы.

Можно провести с помощью интерактивного метода «Шляпа мышления»

белый цвет – нейтральная информация;
красный – эмоции, чувства;
синий – размышление;
зелёный – изобретение,
жёлтый – прогноз (как бы развивался Казахстан, каково было бы его положение сейчас, если бы не была проведена Индустриализация?)

заполнение рефлективного дневника

Тест: ИАД

Главный вывод: В исторически короткие сроки в условиях тоталитарного режима, голода и нищеты, насилия и беззакония, рабочий класс своим героическим трудом создавал огромные материальные ценности, промышленный потенциал. Выросли многонациональные коллективы, крепло братство людей труда. Упрочились экономические связи Казахстана с другими индустриальными регионами страны.

Д/з: Написать эссе «Мое отношение к индустриализации в Казахстане»

Источник: https://cloud.mail.ru/public/5cbc3c2f320c/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20
Категория: История | Добавил: zhorabek_k (2014-11-06) | Автор: Открытый урок по теме: Восстановлен E
Просмотров: 1751 | Комментарии: 3 | Теги: k.zh.a | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru