Тема урока: Культура древней Индии. Цели урока: а) Образовательные : √ повторить значение термина «культура» и его составляющие компоненты; √ рассмотреть развитие литературы, религии и наук в Индии в веках до нашей эры; √ определить их значение в развитии индийской мировой культуры. б) развивающие : способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и устных речевых навыков. в) воспитательная: √ воспитывать культуру поведения при работе в группах; √ способствовать развитию интереса к мировой художественной культуре. Тип урока: формирование знаний. Форма урока: урок – ассорти. Средства обучения: доска, мел, карточки по теме «Культура», скотч, ножницы, маркеры, раздаточный материал, плакат с текстом «Буддизм», магнитофон и кассета, жетоны 4-ёх цветов: красный, зеленый, желтый, черный, шахматы, календарь, лекарственная трава, набор цифр. Метод обучения: тренинговые игры (на основе заданного алгоритм). На момент урока класс делится на 6 групп. Ход урока. Деятельность учителя. Вводное слово учителя. Учитель знакомит учащихся с темой урока, акцентирует внимание на то, что учащиеся будут работать в группах. В течение урока они будут выполнять различные задания, За которые будут получать жетоны разного цвета: Красный - «5», зеленый – «4», желтый – «3», черный «2». I.Этап – Побуждение. Учитель, сообщив тему урока. Предлагает дать определенное понятию «культура» и перечислить все составляющие ее компоненты. По ходу ответов учащиеся учитель составляет своеобразный кластер на доске . ll.Этап - Реализация. Древнеиндейская литература. Знакомство и изучение поэмы «Рамаяна». а) реставрировать предложенный текст поэмы; б) ответить на вопросы кроссворда, определив при этом название поэмы; в) прочтение полного текста поэмы и обсуждение его содержания. (См. приложение). 2.Буддизм. Знакомство и изучение религии. а) учащимся предлагается познакомиться с религией – буддизм и её положениями через зашифрованный текст - криптограммы ; б) знакомит учащихся с текстом плаката «Буддизм», проверяет правильность расшифровки криптограмм и предлагает ответить на поставленные вопросы. (См. приложение). По ходу работы рассказывать о Будде и его учении. 3.Древнеиндийские науки. Задаются 4 вопроса – загадки. По ходу достаются 4 предмета: календарь, набор цифр, лекарственная трава, шахматы, на основании которых учащимся предлагается определить, какие науки получили развитие в Древней Индии. (См. приложение). lll. Этап – Рефлексия. Составление кластера по культуре Древней Индии, исходя из пройденного на уроке материала . В течение урока после каждого учитель раздает жетоны, на основании которых в конце урока выставляются оценки. Приложение 1 Враги царевича Рамы добились изгнания его из столицы на 14 лет. Вместе с ним добровольно отправились в изгнание его жена – красавица Сита и его брат. Изгнанники поселились в лесу, в построенной ими простой хижине. Чтобы защитить себя и Ситу, братьями приходилось сражаться с обитавшими в лесах демонами и великанами. Однажды в отсутствие мужчин в хижине появился свирепый царь демонов, имевший 20 могучих рук и 10 хитрых голов. Напрасно уговаривал он Ситу уехать с ним в его царство, обещал ей богатство и власть. Сита не хотела его и слушать. Тогда царь силой утащил ее на свою колесницу. Услышав жалобные крики Ситы, могучий ястреб вступил в неравный поединок, разбил колесницу, но и сам погиб в битве. Царь унес Ситу в свое царство на остров Ланка. Узнав от умиравшего ястреба, где находится Сита, братья решили ее освободить на помощь им пришли войска обезьян и медведей, понимавших, что Рама борется за справедливое дело. Из древесных стволов и каменных глыб обезьяны за несколько дней построили громадный мост на остров и вступили на Ланку. Впереди войска шли Рама и его брат. Между Рамой и царем состоялся решающий поединок. Бог огня прислал Раме свою сверкающую колесницу. Царь демонов засыпал Раму волшебными стрелами, которые превращались в ядовитых змей. Но Рама встретил их своими стрелами, превращавшимися в золотых птиц, истреблявших змей на лету. Рама отсекал своими меткими стрелами головы царя, но они тотчас, же отрастали вновь. Тогда выпустил Рама пылающую стрелу, полученную от богов, и пронзил ею сердце злого и коварного врага. Так была освобождена верная Сита. В тексте подчеркнуты те буквы, которые пропущены. Приложение 2 Вопросы для кроссворда. 1. Вождь племени в Индии. 2. Правитель Индийского государства, правивший в середине III века до н.э.; внук Чандрагупты. 3. Группа людей, принадлежащая к одной из каст, созданной и уст Бога. 4. Группа людей, имеющая определенные права и обязанности по наследству. 5. Известная династия в Индии. 6. Одна из главных рек в Индии. 7. Столица Индии. Приложение 3 Вопросы – загадки 1. Согласно нему в году 360 дней, год делится на 12 месяцев, в каждом из них по 30 дней. Им пользовались в Индии и пользуемся мы сейчас. (Календарь) 2. Это изобрели индийцы, затем у них переняли арабы, от которых мы их и узнали и стали использовать в повседневной жизни, а особенно при изучении предметов технического цикла. Без них невозможно представить таблицу умножения. (Цифры) 3. Это растет в различной местности. Её собирают, промывают, сушат, а затем используют в практических целях. В частности из неё делают отвары и настои. (Лекарственная трава) 4. Игра двух партнеров на разделенной на светлые и темные клетки доске с 32 специальными темными и светлыми фигурами. (Шахматы) Приложение 4 Буддизм. Буддизм – одна из трех мировых религий (наряду с христианством и исламом), самая ранняя по времени возникновения (VI-V вв. до н.э.), в Индостане. Основатель – индийский царевич Сидхартха Гаутама, названный Буддой (Просветленный). Последователем может стать любой человек, независимо от его национальности, пола и общественного положения. Основные постулаты буддизма. 1. Жизнь во всех ее проявлениях есть зло и источник страданий для всех живущих. 2. Прекращение страданий в освобождении от желаний (прежде всего от желаний суетных). 3. Освободиться от желаний может тот, кто ведет праведную жизнь (5 обязательных требований: не лгать, нет красть, не причинять зло ближнему, воздержаться от чувственных излишеств и алкоголя). 4. Спасение состоит в достижении нирваны (Особого состояния свободы, покоя и блаженства). Нирваны можно достичь и при жизни, но полностью переход возможен только после смерти.
|