Цели: образовательная: изучить легенды и мифы казахского народа; развивающая: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой, интерес к истории, музыке; воспитательная: воспитание любви, уважения к истории, музыке. Вступительное слово учителя. Нет во всем мире уголка теплее, чем родной дом, родная земля, которая богата преданиями. Проходят века, а предания живут, с былью переплетаются небыли. Заглянем в глубь веков, познакомимся с легендами и мифами нашей Родины. Много легенд дошло до нас и о реках Восточного Казахстана. В IX веках в арабских сочинениях упоминаются о почитании реки Иртыш. Кимаки говорили: «Река Иртыш- бог кимаков. Эта река получила свое имя от принцессы кимаков, которая, разыскивала землю обетованную, при виде этой реки воскликнула: «Ер тус», «Мужи, остановитесь. Здесь наша Родина». Есть старинная сибирская сказка. Для вас ее подготовили ребята. /Звучит музыка, ребята рассказывают легенду, демонстрируют рисованный фильм/ Много добра у старика Алтая: серебро, золото, медь, железо валом навалены в его закромах да подполах. День и ночь стерегут стариково добро зубастые утесы. Старик Алтай все сокрушался, как бы не проведал кто, где хранится его добро. Жаловался своему соседу Тянь- Шаню: «Кабы сын у меня был, помощник, устерег бы тогда я свое добро от людского ока». И вот сбылось желание старика. Родила ему жена Ледяница сына. Малой каплей вынырнул он из каменной щели в котловине и давай, давай расти не по дням, а по часам. Да таким молодцем- богатырем обернулся, сила в нем так и играет, так и кипит. Тесно стало молодому в затишном отцовском гнезде. Всю котловину изрыл он вдоль и поперек. И прозвали ео за это землероем – Иртышом. «Уйми ты своего молодца, житья не стало», плакали скалы. Покачал снеговой шапкой Алтай и давай корить сына: «Чего буйствуешь? Ты бы лучше подумал да поучился, как отцово добро стеречь». «Выпусти ты меня, отец, на волю. Тесно мне в горах, не сторож я добро твоему. Какой прок от него?» . Случилось в эту пору пролетал мимо старый беркут, прильнул к воде и шепнул: «прав ты, молодец, давно тебе пора уйти из гор, силу попытать. Давно ждет не дождется тебя богатырша- красавица Обь». И решил Иртыш бежать с гор. Темной ночью разбежался Иртыш, прыгнул и вырвался из котловины в ущелье, разметал, разворотил там камни, что лежали поперек пути и давай, давай пробираться вперед. Проснулся на заре Алтай, а сына и след простыл. Разгневался старик, разбушевался, поднял буран и давай вдогонку беглецу швырять скалы. Да только не догнал сына. А Иртыш не оглядываясь, бежал все вперед и вперед и вырвался из гор. Куда ни глянь- ровной скатертью разметалась земля. Призадумался Иртыш: в какую сторону путь- дорогу держать, где красавицу- Обь искать. Остановился, закручинился и слезу горючую пролил. Пролетали над степью три сестры- чайки, увидели молодца и спросили: «что кручинишься?». «Да не знаю, в какую сторону путь держать». Покачали чайки головами и сказали: «Ту красавицу- Обь мы встречали. Держит путь она на полночь, к Ледовитому морю- океану». Обрадовался Иртыш и разлился широко и привольно. И ожила земля. И вот настал день, когда встретился Иртыш с красавицей Обью. Еще издалека увидел он, как изогнулась она дугой в его сторону. «Как раз по мне, красавица- богатырша!»- сказал Иртыш и притянул Обь к себе, обнял. Слились две реки в одном русле и потекли к Ледовитому морю- океану… Учитель: Что в этой легенде является реальностью? Учитель: Одним из притоков Иртыша- река Аблакетка. С названием этой реки связана такая легенда. Сегодня у нас на уроке гость- шижереши. Он вам расскажет легенду. /выступление шижереши/ Был у казахов когда- то злой и жадный хан Аблай. Понравилась ему эта речушка. «Но почему она несет свою воду неизвестно кому, - подумал он, - прикажу ее пригородить, и тогда только один я, да мой скот будем пить ее чистую воду». И велел он своим воинам носить большие камни и бросать их в реку. Долго сопротивлялась она, - ревела, бурлила, уносила камни в Иртыш. Но люди победили реку. И тогда взбежал хан на плотину: «Видишь, какой я сильный! Теперь ты в моей власти. Захочу- один твою воду выпью!» Не вытерпела этого река, собрала свои последние силы и прорвала плотину. И вместе с камнями унесла в Иртыш и жадного хана. «Аблай кетты», - закричали стоявшие на берегу люди. С тех пор и называется речка Аблакетка. Учитель: В городе Усть-Каменогорске один из районов называется Аблакетка. Учитель музыки: Ребята, народ Казахстана богат различными легендами о музыке, музыкальных инструментах. Какую легенду о домбре вы знаете? А сегодня я вам расскажу легенду о Коркыте. (звучит музыка, демонстрируется портрет Коркыта) На берегу Сырдарьи когда-то жил прародитель казахов- Коркыт. Он побывал во всех концах света и не обрел нигде вечности. Боясь, что на земле его застигнет смерть, он расстелил на воде чудесный ковер и стал плавать на нем по Сырдарье, неустанно наигрывая на кобызе. Коркыта слушали птицы, останавливая свой полет, звери Сары- Арки приходила на берег Сырдарьи послушать его, река времени останавливала свой полет, звери Сары- Арки приходили на берег Сырдарьи послушать его, река времени останавливала сое течение, чтобы послушать звуки кобыза. Даже смерть не могла подступиться к нему. В один из таких дней мудрец, расстелив на бушующей реке Сырдарье свой ковер, играл на кобызе очередной кюй. Услышав поистине волшебный звук кобыза, 40 девушек с Сары- Арки побежали послушать музыку и увидеть исполнителя. Среди них была хромая девушка. Сверстницы смеялись над ней, упрашивая остаться. Вначале звук кобыза казался им совсем рядом. Они шли очень долго. В горячих песках Каракумов смерч настигал одну за другой. До Сырдарьи дошла только хромая девушка. Увидев волшебного музыканта, она испустила дух. До сих пор среди барханов сохранились 39 холмиков и около реки- место гибели хромой девушки, которая шла к прекрасному. Учитель музыки: Есть у казахского народа печальная и красивая легенда о жетыгене (учитель демонстрирует музыкальный инструмент) А сейчас мы с ребятами покажем вам сценку о том, как создан был этот инструмент. Учитель музыки: А теперь давайте решать тесты: 1) «Великан искусства игры на кабызе»: А) Коркыт Б) Таттимбет В) Сармалай. 2) Автор более чем 40 кюев: А) Курмангазы Б) Ыкылас В) Таттимбет 3) Кто создал кыл- кобыз? А) Ыкылас Б) Коркыт В) Майра 4) Священный музыкальный инструмент казахского народа: А) домбра Б) кобыз В) асатаяк 5) Учитель Курмангазы А) Майра Б) Узак В) Таттимбет Учитель истории: Мы с вами сегодня изучили лишь некоторые легенды и мифы Казахстана, Но изучение этой темы нельзя считать завершенной. Еще очень много легенд у казахского народа. Домашнее задание. Написать эссе: Легенды и мифы казахского народа.
|