Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

разработка урока "Объяснение с родиной"
Предмет: Авторская программа спецкурса «Истоки»
Тема: «Объяснение с Родиной»
Цель урока: воспитание казахстанского патриотизма и евразийской
поликультурности
Задачи: 1) способствовать воспитанию чувства гордости и любви к своему
народу и формированию культуры межнациональных отношений в
полиэтническом обществе;
2) расширить знания учащихся о мультикультурализме, понятиях «этнос», «патриотизм»;
3) продолжить работу по формированию навыков интерактивной
деятельности.

Формы и методы: игра «Домино», шкала мнений, работа в группах, в парах, работа с текстом,
дискуссия, эссе
Оборудование: раздаточный материал, карточки, доска, тексты
Ход урока
1. Фокус
Игра «Домино»
Цель игры – помочь классу осознать, что между отдельными людьми существует много общего и много различий.
Попросите одного из учеников начать игру, придумав и назвав два присущих ему качества, характеризующих его с внешней или внутренней стороны. Например: «С одной стороны, у меня есть собака, с другой стороны, я люблю шоколад». Произнося эти слова, ученик поднимает правую, а затем левую руку, демонстрируя соответствие указанным качествам. Тот член группы, у которого имеется одно из этих свойств, должен взять начавшего игру ученика за ту руку, которую он поднимал, называя свойство характера или какую-нибудь подробность о себе. «С одной стороны, я тоже люблю шоколад, с другой стороны, у меня есть брат». В конечном итоге вся группа образует круг или замкнутую цепь.
Обсудите, насколько разные люди на планете и насколько просто сыграть в домино с любым количеством людей. Есть ли польза от того, что мы все такие разные?
2. Черты национальной принадлежности
Ученики работают в парах, выполняя задание:
Изучите список черт, отличающих одну нацию от другой, попробуйте добавить что-нибудь свое к этому списку и ответить на вопрос: Можно ли сказать, что одна черта важнее другой?
*ландшафт
*образ жизни
*местоположение
*исторические события
*как нас воспринимают другие
3. Работа с текстом
Прочитайте текст. Подумайте, для какой культуры (западной или восточной) характерен такой тип эмоционального поведения. Несдержанность в переживании каких чувств, по мнению старого китайца, губительна для духа, т.к. уводит в сторону от «среднего пути», безопасного для жизни? (Чувства радости, гнева, горя). Что же лежит в основе китайского «сценария чувств»? (Чувство умеренности, спасающее от превратностей жизни и дающее временную перспективу в оценке того или иного события). Письменно прокомментируйте эту историю. (Рассказ учит…)
Жил давным-давно один почтенный старик, который разводил прекрасных лошадей. Как-то раз у него бесследно исчез призовой жеребец. Когда об этом узнали в округе, многие из его друзей пришли к нему выразить по-соседски свое сочувствие. К великому их изумлению, старика пропажа, по всей видимости, никак не обеспокоила. Когда же его спросили о причине такого равнодушия, он многозначительно сказал: «Пропажа моего жеребца еще не означает, что потом не последует какого-либо возмещения». Удивительно, но несколько месяцев спустя жеребец появился снова, а вместе с ним и красавица-кобыла – ценное пополнение для прекрасной конюшни. Теперь друзья пришли уже поздравить старика в удачей. И снова они нашли, что он взволнован меньше, чем можно было ожидать. «Это еще не значит, что следом не произойдет какой-нибудь беды» - были его слова. А тем временем красавица-кобыла стала любимой верховой лошадью его единственного сына. Однажды, когда тот ехал на ней верхом, его выбросило из седла, и он вы сломал себе ногу. Ходить нормально он больше уже не мог. Старик отнесся к этому вполне оптимистически. «Хоть это и был несчастный случай, но все же и не смертельный. Может быть, он приведет в конце концов к чему-то хорошему» - таковы были его слова на этот раз. Прошел еще один год, и на их страну напало соседнее государство. Была объявлена война. От общего призыва в армию сына старика освободили из-за его хромоты. На той войне убили многих.
4. Работа с текстом. Л.Н.Гумилев о содержании понятия «этнос»
Л.Н.Гумилев. Этнография – наука описательная. Она собирает материалы о людях, на нас не похожих. Еще в Древнем Египте семиты изображались белыми, негры черными, египтяне желтыми, ливийцы красно-коричневыми. Потом греки обнаружили куда большее число людей, на себя не похожих, и назвали их «этносы»: это слово означает «порода». Славянский эквивалент «языцы». Вне этноса нет ни одного человека на земле, и каждый на вопрос «Кто ты?» ответит: «Русский», «Француз», «Перс» и т.д., не задумавшись ни на минуту. Почему он именно таков, человек объяснить не может. Дело даже не в родителях. Пушкин, как известно, происходил от эфиопов по отцовской линии, и это не мешало ему быть русским человеком.
Корреспондент. В Эфиопии есть памятник национальному поэту Пушкину…
Л.Н.Гумилев. Да. Американские негры тоже, издавая Пушкина на английском языке, считали его «национальным поэтом». Но это курьез…
Корреспондент. Если не происхождение, то что же тогда помогает делить людей на «своих» и «чужих», отличать «свой народ» от «не своего», «другого», «чужого»?
Л.Н.Гумилев. Так вот, даже в лагере, где все мы были одинаково плохо одеты, спали в одних и тех же бараках, питались одинаковой баландой, никто не путался. Меня там спросили об одном человеке (мать у него русская, отец китаец): вы считаете его за своего? Я ответил: да. Почему? Стихи читает по-нашему, ругается по-нашему, ведет себя по-нашему. Совпадает стереотип поведения, именно это и есть определяющий динамический признак этноса.
Корреспондент. Вы полагаете, главное – стереотип поведения, а не язык?
Л.Н.Гумилев. Это очень важный компонент, но не решающий, как и происхождение. Язык можно выучить.
Восстановите недостающие лексические компоненты в тексте (русский, кавказец, татарин, латыш). Какой вывод можно сделать из этой бытовой сцены? (Гумилев: «Итак, именно стереотипы поведения у разных этносов всегда более или менее различны».) Обратите внимание, как в каждом конкретном случае оценивается степень достоверности информации (вводные слова допустим, скорее всего, по всей вероятности). Чем вы объясните уверенность автора в реакции западного человека? Является ли для вас истиной фраза из культового фильма Никиты Михалкова: «Он русский, и это многое объясняет»?

В трамвай входят два человека – одинаково одетых, одинаково хорошо говорящих по-русски. Допустим, один из них русский, а другие: кавказец, татарин и латыш из Прибалтики. Есть между ними разница или нет? Эта разница станет видна, когда произойдет какое-нибудь событие, которое вызовет у этих людей разную реакцию, разный стереотип поведения.
Влезает, например, в тот же трамвай буйный пьяный и начинает хулиганить. Что произойдет? Ну, …………… , допустим, посочувствует, скажет: «Ты, земляк, выйди, пока не забрали». ………….. , скорее всего, не стерпит, может и ударить. ……………. , по всей вероятности, отойдет в сторону и не станет связываться. …………….. попытается прибегнуть к милиционеру. (Из книги Л.Н.Гумилева «География этноса в исторический период»)
Прочитайте тексты. Что значит, по мнению В.И.Даля, быть русским? Как определяет «русскость» А.И.Солженицын? Попробуйте аргументировать свой ответ.
1. Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сам кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежности его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски! (В.И.Даль)
Из биографической справки
Отец Даля (1801 – 1872), автора «Толкового словаря живого великорусского языка», был выходцем из Дании. Сам Даль лишь в старости принял православие, но всей своей жизнью утверждал величие русского духа делом и мыслью.
2. Справедливо отмечают, что на просторах российской равнины, веками открытой всем передвижениям, множество племен перемещались вместе с русским этносом. Но когда мы говорим «национальность», мы и не имеем в виду кровь, а всегда – дух, сознание, направление предпочтений у человека. Смешанность крови ничего не определяет. Уже века существует русский дух и русская культура, и все, кто к этому наследству душой, сознанием, сердечной болью – вот они и есть суть русские. (А.И.Солженицын)
5. Работа над понятиями «патриотизм», «квасной патриотизм», «патриот»
Патриотизм от греч. рatris - родина, отечество
Патриот от греч. рatriots - земляк, соотечественник
Каким вы представляете квасного патриота? Нарисуйте его портрет. Прочитайте текст и изложите сжато его суть. (Квасной патриотизм – это…) Найдите синоним выражению квасной патриотизм.
Квасной патриотизм
Выражение употребляется иронически и означает тупую приверженность к мелочам русского национального быта (к русской одежде, русскому квасу, русским щам и т.п.). Подменяя подлинную любовь к родине этими мелочами, «квасные патриоты» неизменно восхваляют устаревшие нормы жизни. Для них не существует настоящей национальной гордости, связанной с искренней любовью к родине, к своему народу. Выражение «квасные патриоты» впервые употребил поэт П.А.Вяземский. В «Письмах из Парижа», напечатанных в 1827 году, он писал: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом… У нас можно бы его назвать «квасным патриотизмом». Любопытно, что в середине 19 века «квасные патриоты», выставляя напоказ свой «истинный российский патриотизм», рядились в «мужицкие одежды», отпускали длинные бороды и стригли волосы «под горшок». В таком виде они разгуливали по улицам Москвы и Петербурга, вызывая удивление и насмешки простых людей, принимавших их за чужеземцев». (Е. Язовицкий. Говорите правильно)

Подчеркните словосочетания, которые имеют отрицательное значение. Напишите небольшой этюд, используя соответственно словосочетания с положительными и отрицательными значениями. В качестве исходного предложения выберите одну из следующих фраз: 1. «Мне стыдно, когда…»; 2. «Я горжусь, когда…».
Патриот Казахстана, патриоты всех мастей, ложный патриотизм, патриотический порыв, животный патриотизм, скрытая теплота патриотизма, патриотические песни, квазипатриотизм, патриотическое чувство, национал-патриот, псевдопатриотизм, патриотический капитал, торговля патриотизмом, здоровые патриотические силы, казенный патриотизм, рядиться в патриотические одежды, просвещенный патриотизм.
6. Обсуждение понятия «национализм»
Предложите учащимся назвать людей разных национальностей, которыми
могли бы гордиться их народы.
Обсудите, как в данном случае можно понимать слово «национализм»?
А если на этом основании возникает понимание национализма как превосходства одной нации над другой? К чему может привести попытка подавления одной национальностью других?
Напомните, что РК является многонациональным государством, в котором проживает более ста национальностей.
Какая идея общегосударственного масштаба помогает избежать конфликтов и обеспечивает мирное сосуществование всех народов
Казахстана? (понимание государства-нации, гордость за принадлежность к народу Казахстана).
Прочитайте пункт 2 статьи 14 Конституции РК о запрете любых форм дискриминации
5. Работа в группах
Обсудите следующее утверждение:
Если человека спросят, например, в Канаде: «Кто вы?» - и человек с казахстанским паспортом ответит: «Я – чимкентец» или «Я – актюбинец», то такого человека нельзя назвать истинным гражданином Казахстана.
Согласны ли вы с этим утверждением?
Абсолютно согласен Согласен Не согласен Абсолютно не согласен

6. Развитие толерантности
Учащиеся работают в группах над заданием:
Обсудите, как посоветовать другим людям быть более терпимыми (толерантными). Как реагировать на культуру, отличную от культуры вашей нации, и традиции, неприемлемые для вашей жизни?
Заключение
Назовите пять качеств своего народа (нации), которыми вы гордитесь.
Можете ли вы с уверенностью сказать о себе: «Я – сын (дочь) своей нации»?
«Объяснение с родиной» (эссе)
Известный швейцарский писатель Макс Фриш (р. 1911) всю жизнь вел обширные литературные дневники, разнообразные по содержанию и оригинальные по форме. Один из «Опросных листов» - это попытка писателя объясниться со своей родиной – Швейцарией, оторваться от которой он, подолгу живя за ее пределами, многое не приемля в ней, так и не смог. Вам предлагается внимательно ознакомиться с «Опросным листом» Фриша и, сделав поправку на другое время и другую страну (Казахстан) и культуру, внести в этот опросник необходимые изменения. Какие вопросы вы отнесли бы к «неудобным», неприятным лично для вас? Напишите эссе «Объяснение с родиной», как ответ на вопросы, предложенные писателем.

1. Символизирует ли для Вас флаг родину?
2. От чего Вы скорее могли бы отказаться:
А) от малой родины?
Б) от отчизны?
В) от заграницы?
3. ЧТО Вы называете родиной?
4. Что Вам особенно дорого на родине:
А) ландшафты?
Б) общие с тамошними жителями привычки, то есть Вы приспособились к людям и можете рассчитывать на их понимание?
В) обычаи?
Г) то, что Вы обходитесь без чужого Вам языка?
Д) воспоминания о детстве?
Е) ?
5. Взвешивали ли Вы когда-нибудь вопрос о выезде?
6. Какие блюда Вы едите из-за тоски по родине и чувствуете ли Вы себя при этом уютнее в мире?
7. Предположим, родина воплощается для Вас в покрытом лесом гоорах с водопадами: трогает ли Вас встреча с подобного рода покрытыми лесом горами с водопадами в другой части света или она разочаровывает Вас?
8. Почему не существует прав для людей без родины?
9. Бывает ли, что, пересекая границу и оказавшись на родине, Вы чувствуете себя более одиноким как раз в тот момент, когда улетучивается тоска по родине, или вид, например, знакомой формы (железнодорожников, военных и т.д.) укрепляет в Вас чувство родины?
10. Поскольку родину с ее природой и обществом не переменить как место, где Вы родились и выросли: благодарны Вы за это? Кому?
11. Есть ли местности, города, обычаи и т.д., которые наводят Вас на мысль, что Вам больше подошла бы другая родина?
12. Что лишает Вас родины:
А) безработица?
Б) изгнание по политическим мотивам?
В) карьера на чужбине?
Г) то, что Вы все чаще думаете по-другому, чем люди, считающие то же место, что и Вы, своей родиной и господствующие там?
Д) злоупотребление военной присягой?
13. Воспринимаете ли Вы вообще Землю как родину?
14. Как известно, солдаты на чужих территориях гибнут тоже за родину; кто определяет, что Вы обязаны сделать для родины?
15. Можете ли Вы представить себя без родины? (Журнал «Вопросы литературы», 1986,№ 1)

Материалы к уроку
Изучите список черт, отличающих одну нацию от другой, попробуйте добавить что-нибудь свое к этому списку и ответить на вопрос: Можно ли сказать, что одна черта важнее другой?
*ландшафт
*образ жизни
*местоположение
*исторические события
*как нас воспринимают другие
Работа с текстом
Прочитайте текст. Подумайте, для какой культуры (западной или восточной) характерен такой тип эмоционального поведения. Несдержанность в переживании каких чувств, по мнению старого китайца, губительна для духа, т.к. уводит в сторону от «среднего пути», безопасного для жизни? (Чувства радости, гнева, горя). Что же лежит в основе китайского «сценария чувств»? (Чувство умеренности, спасающее от превратностей жизни и дающее временную перспективу в оценке того или иного события). Письменно прокомментируйте эту историю. (Рассказ учит…)
Жил давным-давно один почтенный старик, который разводил прекрасных лошадей. Как-то раз у него бесследно исчез призовой жеребец. Когда об этом узнали в округе, многие из его друзей пришли к нему выразить по-соседски свое сочувствие. К великому их изумлению, старика пропажа, по всей видимости, никак не обеспокоила. Когда же его спросили о причине такого равнодушия, он многозначительно сказал: «Пропажа моего жеребца еще не означает, что потом не последует какого-либо возмещения». Удивительно, но несколько месяцев спустя жеребец появился снова, а вместе с ним и красавица-кобыла – ценное пополнение для прекрасной конюшни. Теперь друзья пришли уже поздравить старика в удачей. И снова они нашли, что он взволнован меньше, чем можно было ожидать. «Это еще не значит, что следом не произойдет какой-нибудь беды» - были его слова. А тем временем красавица-кобыла стала любимой верховой лошадью его единственного сына. Однажды, когда тот ехал на ней верхом, его выбросило из седла, и он вы сломал себе ногу. Ходить нормально он больше уже не мог. Старик отнесся к этому вполне оптимистически. «Хоть это и был несчастный случай, но все же и не смертельный. Может быть, он приведет в конце концов к чему-то хорошему» - таковы были его слова на этот раз. Прошел еще один год, и на их страну напало соседнее государство. Была объявлена война. От общего призыва в армию сына старика освободили из-за его хромоты. На той войне убили многих.
Прочитайте тексты. Что значит, по мнению В.И.Даля, быть русским? Как определяет «русскость» А.И.Солженицын? Попробуйте аргументировать свой ответ.
Ни прозвание, ни вероисповедание, ни сам кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека – вот где надо искать принадлежности его к тому или иному народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа – мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски! (В.И.Даль)
Из биографической справки
Отец Даля (1801 – 1872), автора «Толкового словаря живого великорусского языка», был выходцем из Дании. Сам Даль лишь в старости принял православие, но всей своей жизнью утверждал величие русского духа делом и мыслью.
Справедливо отмечают, что на просторах российской равнины, веками открытой всем передвижениям, множество племен перемещались вместе с русским этносом. Но когда мы говорим «национальность», мы и не имеем в виду кровь, а всегда – дух, сознание, направление предпочтений у человека. Смешанность крови ничего не определяет. Уже века существует русский дух и русская культура, и все, кто к этому наследству душой, сознанием, сердечной болью – вот они и есть суть русские. (А.И.Солженицын)
Работа с текстом. Л.Н.Гумилев о содержании понятия «этнос»
Л.Н.Гумилев. Этнография – наука описательная. Она собирает материалы о людях, на нас не похожих. Еще в Древнем Египте семиты изображались белыми, негры черными, египтяне желтыми, ливийцы красно-коричневыми. Потом греки обнаружили куда большее число людей, на себя не похожих, и назвали их «этносы»: это слово означает «порода». Славянский эквивалент «языцы». Вне этноса нет ни одного человека на земле, и каждый на вопрос «Кто ты?» ответит: «Русский», «Француз», «Перс» и т.д., не задумавшись ни на минуту. Почему он именно таков, человек объяснить не может. Дело даже не в родителях. Пушкин, как известно, происходил от эфиопов по отцовской линии, и это не мешало ему быть русским человеком.
Корреспондент. В Эфиопии есть памятник национальному поэту Пушкину…
Л.Н.Гумилев. Да. Американские негры тоже, издавая Пушкина на английском языке, считали его «национальным поэтом». Но это курьез…
Корреспондент. Если не происхождение, то что же тогда помогает делить людей на «своих» и «чужих», отличать «свой народ» от «не своего», «другого», «чужого»?
Л.Н.Гумилев. Так вот, даже в лагере, где все мы были одинаково плохо одеты, спали в одних и тех же бараках, питались одинаковой баландой, никто не путался. Меня там спросили об одном человеке (мать у него русская, отец китаец): вы считаете его за своего? Я ответил: да. Почему? Стихи читает по-нашему, ругается по-нашему, ведет себя по-нашему. Совпадает стереотип поведения, именно это и есть определяющий динамический признак этноса.
Корреспондент. Вы полагаете, главное – стереотип поведения, а не язык?
Л.Н.Гумилев. Это очень важный компонент, но не решающий, как и происхождение. Язык можно выучить.
Восстановите недостающие лексические компоненты в тексте (русский, кавказец, татарин, латыш). Какой вывод можно сделать из этой бытовой сцены? (Гумилев: «Итак, именно стереотипы поведения у разных этносов всегда более или менее различны».) Обратите внимание, как в каждом конкретном случае оценивается степень достоверности информации (вводные слова допустим, скорее всего, по всей вероятности). Чем вы объясните уверенность автора в реакции западного человека? Является ли для вас истиной фраза из культового фильма Никиты Михалкова: «Он русский, и это многое объясняет»?

В трамвай входят два человека – одинаково одетых, одинаково хорошо говорящих по-русски. Допустим, один из них русский, а другие: кавказец, татарин и латыш из Прибалтики. Есть между ними разница или нет? Эта разница станет видна, когда произойдет какое-нибудь событие, которое вызовет у этих людей разную реакцию, разный стереотип поведения.
Влезает, например, в тот же трамвай буйный пьяный и начинает хулиганить. Что произойдет? Ну, …………… , допустим, посочувствует, скажет: «Ты, земляк, выйди, пока не забрали». ………….. , скорее всего, не стерпит, может и ударить. ……………. , по всей вероятности, отойдет в сторону и не станет связываться. …………….. попытается прибегнуть к милиционеру. (Из книги Л.Н.Гумилева «География этноса в исторический период»)

Работа над понятиями «патриотизм», «квасной патриотизм», «патриот»
Патриотизм от греч. рatris - родина, отечество
Патриот от греч. рatriots - земляк, соотечественник
Каким вы представляете квасного патриота? Нарисуйте его портрет. Прочитайте текст и изложите сжато его суть. (Квасной патриотизм – это…) Найдите синоним выражению квасной патриотизм.
Квасной патриотизм
Выражение употребляется иронически и означает тупую приверженность к мелочам русского национального быта (к русской одежде, русскому квасу, русским щам и т.п.). Подменяя подлинную любовь к родине этими мелочами, «квасные патриоты» неизменно восхваляют устаревшие нормы жизни. Для них не существует настоящей национальной гордости, связанной с искренней любовью к родине, к своему народу. Выражение «квасные патриоты» впервые употребил поэт П.А.Вяземский. В «Письмах из Парижа», напечатанных в 1827 году, он писал: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что свое. Тюрго называл это лакейским патриотизмом… У нас можно бы его назвать «квасным патриотизмом». Любопытно, что в середине 19 века «квасные патриоты», выставляя напоказ свой «истинный российский патриотизм», рядились в «мужицкие одежды», отпускали длинные бороды и стригли волосы «под горшок». В таком виде они разгуливали по улицам Москвы и Петербурга, вызывая удивление и насмешки простых людей, принимавших их за чужеземцев». (Е. Язовицкий. Говорите правильно)

Подчеркните словосочетания, которые имеют отрицательное значение. Напишите небольшой этюд, используя соответственно словосочетания с положительными и отрицательными значениями. В качестве исходного предложения выберите одну из следующих фраз: 1. «Мне стыдно, когда…»; 2. «Я горжусь, когда…».
Патриот Казахстана, патриоты всех мастей, ложный патриотизм, патриотический порыв, животный патриотизм, скрытая теплота патриотизма, патриотические песни, квазипатриотизм, патриотическое чувство, национал-патриот, псевдопатриотизм, патриотический капитал, торговля патриотизмом, здоровые патриотические силы, казенный патриотизм, рядиться в патриотические одежды, просвещенный патриотизм.
«Объяснение с родиной» (эссе)
Известный швейцарский писатель Макс Фриш (р. 1911) всю жизнь вел обширные литературные дневники, разнообразные по содержанию и оригинальные по форме. Один из «Опросных листов» - это попытка писателя объясниться со своей родиной – Швейцарией, оторваться от которой он, подолгу живя за ее пределами, многое не приемля в ней, так и не смог. Вам предлагается внимательно ознакомиться с «Опросным листом» Фриша и, сделав поправку на другое время и другую страну (Казахстан) и культуру, внести в этот опросник необходимые изменения. Какие вопросы вы отнесли бы к «неудобным», неприятным лично для вас? Напишите эссе «Объяснение с родиной», как ответ на вопросы, предложенные писателем.

16. Символизирует ли для Вас флаг родину?
17. От чего Вы скорее могли бы отказаться:
А) от малой родины?
Б) от отчизны?
В) от заграницы?
18. ЧТО Вы называете родиной?
19. Что Вам особенно дорого на родине:
А) ландшафты?
Б) общие с тамошними жителями привычки, то есть Вы приспособились к людям и можете рассчитывать на их понимание?
В) обычаи?
Г) то, что Вы обходитесь без чужого Вам языка?
Д) воспоминания о детстве?
Е) ?
20. Взвешивали ли Вы когда-нибудь вопрос о выезде?
21. Какие блюда Вы едите из-за тоски по родине и чувствуете ли Вы себя при этом уютнее в мире?
22. Предположим, родина воплощается для Вас в покрытом лесом гоорах с водопадами: трогает ли Вас встреча с подобного рода покрытыми лесом горами с водопадами в другой части света или она разочаровывает Вас?
23. Почему не существует прав для людей без родины?
24. Бывает ли, что, пересекая границу и оказавшись на родине, Вы чувствуете себя более одиноким как раз в тот момент, когда улетучивается тоска по родине, или вид, например, знакомой формы (железнодорожников, военных и т.д.) укрепляет в Вас чувство родины?
25. Поскольку родину с ее природой и обществом не переменить как место, где Вы родились и выросли: благодарны Вы за это? Кому?
26. Есть ли местности, города, обычаи и т.д., которые наводят Вас на мысль, что Вам больше подошла бы другая родина?
27. Что лишает Вас родины:
А) безработица?
Б) изгнание по политическим мотивам?
В) карьера на чужбине?
Г) то, что Вы все чаще думаете по-другому, чем люди, считающие то же место, что и Вы, своей родиной и господствующие там?
Д) злоупотребление военной присягой?
28. Воспринимаете ли Вы вообще Землю как родину?
29. Как известно, солдаты на чужих территориях гибнут тоже за родину; кто определяет, что Вы обязаны сделать для родины?
30. Можете ли Вы представить себя без родины? (Журнал «Вопросы литературы», 1986,№ 1)

Категория: История | Добавил: klara (2010-03-20) | Автор: Игликова Клара E
Просмотров: 1762 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 7:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru