Тукенова А.Т. учитель истории ГУ СОШ №41 г. Семей, ВКО Разработка открытого урока по истории на тему: Индустриализация в Казахстане. Цель: - изучить структуру и особенности индустриализации, развитие техники, процесс изучения естественных ресурсов, строительство железных дорог, автомагистрали - Турксиб. - научить выявлять главное, сопоставлять, анализировать, прорабатывать материал, составлять тестовые вопросы, делать выводы. - прививать интерес к предмету, чувство патриотизма за достижения своего народа, любовь к Родине. Оборудование : учебник, опорные слова, вопросы – тесты, карта, таблица - схема. Тип: комбинированный (Бис). Ход: 1. организационный момент (цели и задачи урока, дежурные, отсутствующие). 2. Работа над новой темой. Вступительное слово учителя, работа с опорными словами ( запоминание – 30 секунд, воспроизведение слов в тетрадях – 1 минута, проверка правильного написания и последовательности слов в тетрадях выборочно, за каждый правильный ответ - фишка.) опорные слова *индустриализация *промышленность *предприятия *Турксиб *рост городов *железные дороги *стахановцы 3. Работа с учебником. В течение 12 минут ученики работают с 11 параграфом и кратко пишут определения опорным словам, по истечении времени опрос учащихся последовательно, за правильный ответ – фишка). 4. Детальный разбор текста. ( Тест – опрос учителем, ответ фишка.) 1. Какие годы охватили 1 пятилетку в казахстане? 1928-1932 2. Первый секретарь Казрайкома в 1925-1 933 годах? Голощекин 3. Когда начато строительство турксиба? 1927 год 4. Назовите начальника турксиба? Шатов 5. Кто из ученых изучал Урало – Эмбенский нефтяной район? Губкин 6. Кто в казахстане стал последователем забойщика - новатора Донбасса? Кузембаев 7. Какая отрасль промышленности в годы индустриализации вышла на 1 место? Цветная металлургия, тяжелая промышленность, свинец . 8. Специалисты каких городов оказывали помощь при строительстве Турксиба? Москвы, Ленинграда, Днепропетровска. 9. Промышленные гиганты построенные в годы индустриализации? Чимкентский свинцовый завод, Балхашский и Джезказганский горно- металлургический комбинаты, полиметаллические предприятия на рудном Алтае, актюбинский комбинат. 10. Каков удельный вес казахов в составе рабочего класса в 1935 году? (43%). 11. Шахтеры какого города взяли шефство над Карагандой? Шахтеры Донбасса. 12. Отрицательные моменты коллективизации? Подражательство, психология покорности, штурмовщина. 13. Численность ударников в начале 1930 года в Республике составила? Более 10 тысяч человек. 5. Самостоятельная работа учащихся . Учитель предлагает ученикам самостоятельно в течение 3 минут составить свои вопросы тесты, по истечении времени опрос учащихся, за правильный ответ – шаблон. 6. Закрепление материала. Слово учителя работа с опорной схемой, запись в тетради. Индустриализация в Казахстане. 1.14 съезд ВКП(б). 2.Совпала с 1 пятилеткой 1928 – 1932 годы 3.Стахановское движение: А) шахтеры Караганды – П. Кузембаев, М. Ракишев, Б. Братухин Б) бурильщики – Б. Ихласов, И. Турышев В) железнодорожники Турксиба – Березняк, Сарбаев 4.Строительство Турксиба – 1927 – 1930 гг. начальник - Шатов. 5.Казахстан занял ведущее место в стране: А) добыча свинца – 1 место Б) выпуск цветных металлов – 2 место В) добыча угля – 3 место 6.производительность труда выросла на 48,4 % 7.Выросли города – Караганда, Риддер (Лениногорск), Семипалатинск, Актюбинск, Чимкент, Балхаш, Джезказган. 8.Ликвидировано отставание железнодорожного транспорта: а) Караганда - Балхаш (карагандинский уголь) б) Джарык – Джезказган. 9.Подведена база современной техники под промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Стахановское движение. Схема № 2. № Положительные моменты Отрицательные моменты 1 Освоение новой техники и технологии В трудовых коллективах началась «сплошная стахановизация», что вело к дезорганизации производства, штурмовщине 2 Повышение культурно- технического уровня рабочего класса Во многих коллективах одиночкам создавались тепличные условия для рекордов 3 Повышение производительности труда Подражательство, единомыслие, любое явление в центре – копировалось на местах. 4 Ускорение темпа развития индустриализации Установление психологии всеобщей покорности. 7. Подведение итогов урока. (Выставление оценок по количеству заработанных фишек). 7 и более – «5»: 5-6 - «4»: 1- 4 – «3.»
|