Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Я пришел сюда спорить, чтобы научиться мыслить. Л.Ф. Лосев В условиях современной действительности институты образования столкнулись с необходимостью разработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе, формирования у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе. Одной из таких технологий является технология «Дебаты». Дебаты берут свое начало из Древней Греции, где они являлись неотъемлемым элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках различных предлагаемых законов, такой спор давал возможность всесторонне проанализировать проблему. В древнем Риме существовали так называемые школы риторов, в которых обучали ораторскому искусству. Школы риторов были очень престижны, а преподаватели являлись одними из самых высокооплачиваемых. В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования. Дебаты – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. Дебаты – соревнование между «играющими», действия которых ограничены определенными условиями и правилами. Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. Можно выделить следующие виды дебатов: 1. Классические дебаты (по формату игры – с правилами, судьей, таймкипером, регламентом). Однако, задействовать всех учащихся трудно: играют всего шесть человек, остальные – зрители. Чаще всего эти дебаты – итоговые уроки, уроки контроля знаний, обобщения. 2. Эспресс-дебаты. Подготовка сведена к минимуму, главное здесь – хорошее знание материала. Дебаты возникают непосредственно на уроке по учебнику, по рассказу учителя или по главе произведения; их можно эффективно использовать либо при закреплении учебного материала, либо как форму активизации познавательной деятельности учащихся. 3. Модифицированные дебаты (по типу ролевой игры). Здесь допускаются некоторые изменения правил: - сокращается время, увеличивается число игроков, - организуются группы поддержки, - допускаются вопросы из аудитории. Дебатные технологии можно использовать на следующих уроках: истории, человек и общество, право, обществознания, литературы, английского языка. Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют развитию и воспитанию следующих компетенций: • Расширению общекультурного кругозора: - обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям; - развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения; - формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы. • Развитию интеллектуальных способностей: - формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями; - умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств; - умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию. • Развитию исследовательских и организационных навыков: - собирать и анализировать материалы из различных источников; - оценивать различные версии и мнения; - собирать доказательную базу и грамотно ее применять. • Развитию творческих качеств: - умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное. • Развитию коммуникативных умений: - умению слушать и слышать собеседника; - терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности; - способности работать в команде. • Развитию ораторских способностей: - навыков публичного выступления; - уверенности в себе; - умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме; - способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой. • Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: - способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения; - способности принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего; - уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям, различным культурам, традициям; - стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем. Организационно-педагогическими условиями, способствующими осуществлению процесса социализации в условиях проведения дебатов, являются взаимосвязь и взаимопроникновение следующих компонентов: • игровой основы педагогической работы по социализации учащихся, которая заключается в том, что игра используется как возможность попробовать свои силы в различных социальных ролях; • разнообразия социальных взаимодействий ученика, включенного в различные сферы жизнедеятельности; • обеспечения возможности выбора ценностей, норм, форм деятельности учащегося, который обеспечивается разнообразием и интенсивностью деятельности, широким набором социальных ситуаций и проб, расширением зоны общения и взаимодействия в различных аспектах (деловое сотрудничество, игровое взаимодействие, эмоциональное) Дебаты включают технологию, способствующую обновлению и трансформации гуманитарного образования, развитию творческой активности учащихся и учителей через включение в дебатный процесс: от поиска информации и изучения материалов по определенной проблеме до детальной разработки двух разных подходов к ее решению (утверждающего и отрицающего), что дает возможность учащимся понять многогранность и сложность поднимаемых проблем. Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» широки. Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяющим учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе имеющихся знаний и умения применять эти знания. Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс. Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам. Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку. Основные элементы дебатов Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности. • Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения • Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы. • Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки. • Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной. • Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию. • Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента. Существуют различные модели технологии «Дебаты»: свободные дебаты в больших аудиториях, панельные дебаты, круглый стол и др. Основные этапы проведения дебатов • Подготовительный (за неделю до проведения дебатов): - формирование команд (6–8 человек); - бейджи для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг; - формулировка тезиса. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать цитаты из произведений, критической литературы и т. д. «за» и «против» предложенного тезиса; - правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов. • Проведение дебатов - жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды); - строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию; - критерии оценки. • Заключительный - вопросы для анализа дебатов; - рефлексия (письменно). На своих уроках по истории Казахстана для закрепления знаний учащихся я использую элементы дебатной технологии. Урок-обобщение по теме: «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в конце ХIХ века» Резолюция: «Вхождение Казахстана в состав России оправдано» Цели урока: 1. Обобщить знания учащихся по темам: «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в конце 19 века», «Присоединение Казахстана к России». 2. Развитие навыков дебатирования, анализа исторического явления, самостоятельной работы с различными источниками информации, установления причинно-следственных связей, развитие монологической речи. 3. Воспитание гражданственности, культуры спора, толерантности. Учащиеся заранее получают задание: каждому найти аргументы, подтверждающие позицию и утверждения и опровержения, команды игроков готовят кейс на одну или две позиции. План урока: 1. Мотивация: постановка целей и задач урока, оглашение резолюции и актуальности темы дебатов. 2. Дебаты по предложенной резолюции, конструктивные речи игроков. 3. Выступление парламентариев, высказывающих свою точку зрения на решаемую проблему и по ходу игры. 4. Анализ игры – заключительные выступления дебатеров. 5. Голосование парламента. 6. Выступление судьи с анализом игры. 7. Заключительное слово учителя, выставление оценок за урок. Возможные аргументы: Утверждения. Защита от агрессии джунгар. Сохранение территориальной целостности как основы для сохранения государственности. Развитие оседлости, земледелия. Развитие капитализма, начало освоения природных богатств. Приобщение к высокой культуре русского народа. Начало урбанизации. Опровержение: Потеря независимости. Превращение Казахстана в колонию России, сырьевой придаток. Усиление гнета, политическое и экономическое бесправие. Многочисленные восстания казахских шаруа. Нарушение традиционного уклада жизни. Преимущества использования дебатной технологии: • дебаты способствуют развитию познавательной, научной, исследовательской деятельности; • дебаты формируют и развивают у учащихся навыки цивилизованной дискуссии, способности концентрироваться на сути проблемы, ораторского искусства, умение работать в команде, выступать в роли лидера, работать с непопулярными идеями и убеждениями; • дебаты развивают индивидуальные способности учащихся, их личностный потенциал, целенаправленно и эффективно помогают воспитывать учащихся нравственно, духовно; • дебаты учат грамотному построению ответа на вопрос, регламентации выступлений по времени, позволяют учащимся овладеть навыками структуризации материала; • дебаты учат осмысливать, формулировать собственную точку зрения, аргументировать ее и грамотно отстаивать; • в ходе дебатов воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что способствует глубокому осознанию социальных ролей, а рассмотрение конкретных тем по социально-экономической и политической истории способствует овладению учащимися социальным опытом; • Важнейшее достоинство дебатов – учат учиться и совершенствоваться, и не останавливаться на достигнутом Источник: http://1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 1999. 2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Коро | |
Просмотров: 1496 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|