Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Что значит быть гражданином демократического государства
ТЕМА: «Что значит быть гражданином демократического государства?»

ЦЕЛЬ:
Ё выяснить, что значит быть гражданином, каков идеал гражданина, в чем различие между гражданином и обывателем;
Ё способствовать формированию активной гражданской позиции;
Ё совершенствовать навыки работы в группах, умение формулировать и отстаивать свою позицию, развивать навыки критического и логического мышления.
МЕТОДЫ: ледокол, мозговой штурм, работа в парах, упражнения «Займи позицию», «Размышляя о себе самом», «Дерево Демократии», конкурс плакатов, «Великолепная семерка».
ОБОРУДОВАНИЕ: выставка плакатов, плакат «Дерево Демократии», раздаточный материал (таблицы, список поступков), надписи «Да», «Нет», «Может быть», клейкие листочки, ватман и маркеры, надпись с цитатой.

ПЛАН УРОКА

1. Ледокол.
2. Мозговой штурм. Кто такой гражданин?
Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
1.Вы согласны с этим определением?
2.Считаете ли вы, что гражданином можно назвать только тех, кто защищает Родину или служит в армии?
3.Можно ли сказать, что гражданин – это выдающаяся личность?
4.Материал о Г.Нельсоне.
Вам знакомо имя адмирала Нельсона. Он стал выдающимся гражданином Англии, адмиралом, прославившим ее в грандиозных сражениях. Командуя английским флотом, Нельсон одержал блестящую победу у залива Абукир, нанес французам первое поражение. Когда флот Нельсона приближался к заливу Абукир, капитан флагмана «Вангард» спросил адмирала:
- Если мы выиграем битву, что скажут в мире?
- Никакого «если», - ответил Нельсон. – То, что мы ее выиграем – ясно. Неясно, кто останется в живых.
Уже после сражения он пишет своей любимой женщине Эмме Гамильтон: «У меня в сердце только два самых дорогих мне объекта – ты, любимая Эмма, и родина, а сердце мое чувствительно и правдиво».
Нельсон умер во время своей самой знаменитой битвы у мыса Трафальгар, произнеся великие слова: «Теперь я удовлетворен. Слава Богу я выполнил свой долг». Битва завершилась полной победой в течение того часа, когда угасла жизнь великого адмирала Горацио Нельсона. 20 вражеских кораблей были взяты в плен, либо потоплены, остальные спаслись бегством, ни один британский корабль не был затоплен. Битва у мыса Трафальгар положила конец планам Наполеона о вторжении в Англию, которая оплакивала своего национального героя, великого гражданина.
А теперь приведите свои примеры гражданских поступков. Расскажите о людях, которых можно назвать гражданами с большой буквы.
5. Работа в парах.
Обсудите в парах список поступков и выберите те, которые характерны для истинного гражданина. Обоснуйте свои ответы.
v Считаете, что закон – это всегда ограничена и наказание, его невозможно понять.
v Считаете, что закон способствует развитию, что его можно понять и изменить.
v Считает, что все люди бессильны и бездейственны во всем.
v Считает, что люди обладают возможностью влияния и могут внести свой вклад в жизнь.
v Считает, что встреча с кандидатом в депутаты – это пустая трата времени.
v Считает, что встреча с кандидатом в депутаты – это возможность участвовать в принятии важных решений.
v Считает, что для него все равно, кто будет управлять страной.
v Считает, что ему важно, кто получит власть в его городе, ауле, стране.
v Считает, что главное в жизни – это его собственное спокойствие и благополучие.
v Считает, что главное в жизни - это благо общества и других людей.
v Считает , что ко всем бедам и страданиям нужно относиться равнодушно.
v Считает, что ко всем бедам и страданиям нужно относится с сочувствием и помогать в чем можешь.
v Считает, что лучше не замечать дилемм, присущих общественной жизни.
v Считает, что реальной жизни присуще дилеммы и что всем их приходится решать.
v Считает, что к представителям власти нужно относится враждебно.
v Считает, что нужно подходить к представителям законной власти с разумно-критической точки зрения.
6. Дискуссия.
1. Кто такой истинный гражданин?
2. Почему каждый человек заинтересован в улучшении общества?
3. Почему одни влияют на судьбу общества разумными и полезными действиями, а другие нет?
4. Можно ли добиться от людей осмысленного послушания законам и верности правительству в странах, где от граждан требуют безусловного подчинения властям?
5. Как чувствует себя человек в несвободном обществе?
7. Упражнение «Размышляя о себе самом». «Гражданин и обыватель».
Кто такой обыватель?
В каждом человеке соединяются черты и качества истинно гражданские (чувство Родины, готовность ее защищать, стремление сделать жизнь более справедливой, лучше и т.д.), и обычные – обывательские (инертность, лень, пассивность, желание уйти от ответственности). Это естественно. Все зависит от сочетания этих качеств. Но по большому счету, развитие общества, его состояние (экономическое, духовное и т.д.) зависит от каждого человека, насколько он активен. Давайте же попробуем разобраться в себе. Ответьте на предлагаемые вопросы:
1) Какие признаки гражданина я нахожу в себе?
2) Какие черты обывателя я вижу в себе?
Сделать это можно в виде таблицы:

№ Признаки гражданина Черты обывателя
1
2
3
И т.д.

На втором этапе это можно подумать и дополнить таблицу ответами еще на один вопрос:
Какие черты гражданина я хотел бы (хочу) развить в себе в дальнейшем?
8. Упражнение «Дерево Демократии».
Мы живем в условиях становления демократии. И прежде всего от вас зависит, насколько быстро мы создадим процветающее стабильное демократическое общество, в котором буду царить справедливость, равноправие. Выберите три самых важных, на ваш взгляд, качеств гражданина, которые мы должны воспитать в себе, без воспитания в себе которых мы не сможем добиться поставленной цели. Напишите эти три слова на листочках и прикрепите их к нашему «Дереву Демократии».
9. Упражнение «Займи позицию».
Итак, одно из необходимых качеств – это активность.
Обратите внимание на таблички «Да», «Нет», «Может быть». После того, как вы прочитаете утверждение, подойдите к той табличке, которая соответствует вашему отношению к этому утверждению. Затем в группе обсудите и выработайте главный аргумент, определяющий вашу позицию. Важно не убедить других, а увидеть, какие точки зрения существуют на тот или иной вопрос.
v Активность – это прежде всего умение анализировать ситуацию.
v Активист - это «белая ворона».
v Активность позволяет нам решать свои проблемы, не дожидаясь, когда кто-то это сделает за нас.
v Активность без информированности - это просто суета.
v Активность граждан - это стремление всегда и по любому поводу высказать свою точку зрения.
v Быть активным в решении проблем – значит, порождать новые проблемы.

10. Материал о С.Бодрове. «Пофигисты вышли из моды».
Однажды Сергея Бодрова попросили назвать несколько событий, оказавших на него самое радикальное воздействие в жизни, и он назвал 8 событий. Причем все они произошли в первые 16 лет жизни. (Материалы СМИ).
11. «Идеал гражданина». «Великолепная семерка».
Вы должны перечислить основные характеристики, знания, умения человека, который мог бы называться идеальным гражданином. Во время обсуждения каждый из вас вправе высказать свою точку зрения, предложить ее для включения в обобщенный идеал. Один из вас должен вести запись принятых предложений, то есть составлять «портрет».
После выступления первой группы остальные группы уже не повторяют то, что было сказано, но лишь дополняют список и составляют, таким образом, общую модель Гражданина.
12. Презентация плакатов «Гражданин и обыватель», «Власть и граждане», «Идеальный гражданин».
Опережающее задание: нарисовать плакат по предложенным темам.
План работы: 1) выработка идеи;
2) реализация идеи;
3) презентация.
13. Выбор эпиграфа к уроку.
Предлагаются варианты и учащиеся делают выбор.
«Тот, кто дожидается удачи, рискует остаться без ужина». (Б.Франклин)
«Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спрашивайте, что вы можете сделать для страны». (Джон Кеннеди).
14. Рефлексия.
Что вам дал этот урок?
Что было для вас откровением сегодня?
15. Подведение итогов. Домашнее задание: нарисовать герб «Я горжусь»

Источник: http://идеальный гражданин, модель гражданина, активность, обыватель

Категория: История | Добавил: klara (2010-04-01) | Автор: Игликова К.С. E
Просмотров: 5161 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 7:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru