Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Переселенческая политика России в освещении официальной периодической печати России начала XX века Проблема аграрной и крестьянской колонизации Казахстана Российской империей является актуальной. Сама постановка и трактовка вопроса от добровольного присоединения к вхождению и колонизации до сих пор является дискуссионной в работах казахстанских и российских исследователей. И в этой постановке проблемы важно показать и осветить характер и методы самого процесса поглощения империей национальных окраин. В начале XX века аграрная политика Российского самодержавия в Казахстане стала важным компонентом его новой переселенческой политики. Определяя характер переселений, можно в качестве вывода выйти на мнение статс – секретаря Н.А.Куломзина, высказанное по результатам обследования территории Казахстана в 1896 году и напечатанное в том же году в журнале «Правительственный вестник». Итак, мнение: «До крестьянской реформы 1861 года, переселенческого движения, как явления народной жизни, у нас не существовало: были переселения по вызову самого правительства, и даже нередко переход отдельных лиц под влиянием исключительных обстоятельств, в малонаселенные местности, но сравнивать такие случайные уходы с современным движением, не представляется возможным» [1,с.5]. Переселением крестьян на восточные окраины России ведали Переселенческое управление Министерства земледелия и Переселенческое управление Главного управления землеустройства и земледелия. На местах выселения организацией переселенческого дела занимались землеустроительные комиссии и земские начальники. Широкая пропаганда переселения начинается в 1906 году, в период подъема крестьянского движения. В 1907 году «… на эту тему среди крестьян распространялось более 6,5 млн. экземпляров различных брошюр и листков, в том числе около 130 тысяч справочных книжек и 400 тысяч «разъяснений» о порядке переселения и условиях водворения на государственных землях азиатской части России» [2,с.58]. Чтобы возвысить в глазах общественного мнения значимость переселения, периодическая печать, газеты, в частности, «Новое время», сообщала о состоявшемся по случаю перехода переселенческого управления в главное здание Управления земледелия и землеустройства молебне, после которого начальник Переселенческого управления Г. В. Глинка и управляющий А. В. Кривошеин произносили речи. Первый заявил: « … переселенческое дело, призванное облегчить крестьянскую нужду в земле и содействовать благополучию трудового крестьянства, достигло ныне небывалого роста, сильного единения с обществом и земскими учреждениями. Широкая гласность освещает все дело переселения, которому предоставлено сыграть серьезную и крупную роль и в истории русского крестьянства, и настанет тот счастливый момент, когда… переселение выбьется на твердую и правильную дорогу». Кривошеин в заключительном слове отметил: «… как счастливое предзнаменование для переселенческого дела, что сегодняшнее скромное торжество совпало со знаменательным днем 19 февраля» [3]. По вопросам переселения издавались правительственные публикации, такие, как «Переселение и землеустройство за Уралом», «Материалы по земельному вопросу в Азиатской России», в которых публиковались обобщающие правительственные данные Переселенческого управления министерства земледелия, главную роль оно отводило справочным книжкам, выход в свет которых широко рекламировался в газетах: «Переселенческим управлением издана справочная книжка для ходоков-переселенцев на 1909 год с путевой при ней картой Азиатской России» [4,с.3]. На первый взгляд, книжки эти казались объективными: в них было и хорошее, и плохое, наряду с описанием богатств Казахстана перечислялись и трудности. Однако, перечисление трудностей помещалось в книжках, главным образом, для того, чтобы ограничить поток самовольных переселенцев. Этой же цели служили и заметки в газетах. Так в «России» была помещена заметка «Переселенческое дело», на страницах которой отмечалось: «Взгляд правительства на переселенческий вопрос в настоящее время может быть сформулирован следующим образом: правительство никого не приглашает переселяться, и открыто заявляет о трудности этого способа улучшения хозяйства, но считает своей обязанностью оказывать возможное содействие переселенцам и давать им самые подробные данные обо всех имеющихся свободных для переселенцев землях» [5,с.3]. В «Русском знамени», наряду с перечислением трудностей, выражался призыв к заселению восточных окраин: «Бог в помощь вам русские люди, идущие в жгучую степь и выжимающие из ее недр своим потом струю богатства. Идите в нее скорее и заселяйте из конца в конец.… По мере заселения и культивирования степи исчезнут комары и лихорадка» [6,с. 5]. Для представления о том, как рисовало себе правительство свои задачи в районах переселения, показательна «всеподданейшая записка» председателя Совета министров Столыпина и главного управляющего землеустройством и земледелием Кривошеина о поездке в 1910 году в Казахстан и Сибирь. В этой записке описывалось общее состояние этих регионов, движение переселенцев, вопрос о запасах земель, о переселенческих участках, водворении переселенцев и их хозяйствах. Признавалось, правда, что организация переселений во многом не совершенна, а «практические предложения сводились к следующему: 1) отводить наделы переселенцам не в пользование, как теперь, а в собственность»; 2) проводить «начало покровительства мелкой единоличной собственности на землю»; 3) в лучших районах своевременно перейти к продаже земель переселенцам. «Нельзя по всей Азиатской России отводить и лучшую, и худшую землю одинаково даром»…; 6) «…создать и развить агрономическую помощь переселенцам»; 7) «…рядом с мелкими крестьянскими владениями надлежит обеспечить образование за Уралом также частной собственности…» – такова в этой части была «великодержавная установка» [7,с.258]. После 1905 года царское правительство стало всячески содействовать переселению. В этом духе правительство давало на места свои указания в многочисленных письмах и циркулярах. Так, например, Столыпин циркуляром по Министерству внутренних дел 13 февраля 1908 года № 17 предлагал «…губернаторам иметь в особенности внимательное наблюдение за организацией всего переселенческого дела, особенно «за выдачей необходимых для передвижения переселенцев путевых документов» [8,с.390]. Несмотря на эти указания, выдача данных документов сопровождалась всяческими формальностями, значительное число крестьян продолжало переселяться без перечисленных документов, и дело здесь было не только в неосведомленности крестьян (как это объясняло Министерство внутренних дел), а в том, что небрежность оформления документов часто только затрудняла положение переселенцев. К тому же, на железной дороге для переселенцев был установлен пониженный тариф, которым могли пользоваться лица, имеющие проходные и ходатайские свидетельства, но чтобы получить проходное свидетельство на переселение, необходимо было предварительно послать ходока, и уже через него зачислить на себя участок. Без удостоверения о зачислении участка в Казахстане не выдавалось проходного свидетельства. Посылка же ходока дорого обходилась крестьянам, необходимо было собрать 40 – 50 рублей, поэтому многие переселенцы, несмотря на свободу переселения, ехали без проходного свидетельства, не пользуясь льготным тарифом, чтобы избежать посылки ходока. Часто земские начальники выдавали проходные свидетельства на переселение и без предварительного зачисления за крестьянами земли, а так же без «справки». В тарифных удостоверениях станции назначения сообщались неправильно, документы оформлялись небрежно. Иногда на них отсутствовали даже установленные подписи, печати и т. д. Выдача разрешений на переселение была обставлена всяческими формальностями. Этим объясняется то, что многие крестьяне или не смогли получить необходимые им разрешения на переселение, или вовсе не брали проходных свидетельств, ехали за Урал за свой счет и старались сами устроиться на новых местах. Так, в 1908 – 1909 годах около половины переселившихся предпочитали не обращаться к царским властям и переселялись независимо от них. Вот, что писала об этом газета «Новое время» в статье «Переселенческое дело в 1908 году»: «Минувший год дал небывалую волну переселенцев, до 760000 душ, иначе говоря, более чем половину всего числа переселявшихся за все прошлое десятилетие (1.387.532 вместе с ходоками). В том числе 47 процентов семейных переселенцев без ходаческих и тарифных свидетельств, отправившиеся на свой страх и риск вопреки предупреждению правительства»[9,с. 5]. Газета «Россия» отмечала на своих страницах, что «… общее количество земель, зачисленных за ходоками из различных районов водворения, составляет в настоящее время свыше 200 тыс. душевых долей» и что «… в предстоящем 1909 году можно ожидать движение на Урал, не считая ходоков, 400 тыс. переселенцев обоего пола, уже обеспеченных землею» [10,с.7], большинство переселенцев, не указанных в правительственных сообщениях, переселялись без правительственного содействия. Такое же печальное положение было и с кредитами, отпускавшимися на переселенческие нужды. И хотя та же "Россия" сообщала в 1907 году, что «переселенческим управлением разработано, для внедрения в Совет министров, представления об усилении кредита на выдачу ссуд переселенцам» [11,с.12 3.], министр финансов категорически возражал против увеличения кредитов на 1907 год. Он утверждал, что в Европейской части России «… в ближайшем будущем нельзя ожидать переселения в очень больших размерах и предлагал сократить "намеченный на 1907 год кредит на переселение с 19,2 до 7,5 мил. рублей» [12, с.145.] Таким образом, в 1907 году размер выданных ссуд составлял 50-60 рублей на семью. В этом году было израсходовано на переселение 13,5 млн. рублей-2,4 раза меньше, чем в 1906 году, хотя число переселенцев возросло сравнительно с минувшим годом [12,с. 214.]. В ходе проведения переселенческой политики, уже в конце 1907 года начались первые, в то время еще не особенно острые пререкания между переселенческими чинами - с одной стороны, и чинами лесного ведомства - с другой по вопросу о выделении участков из казенных лесных дач под переселение. Таким образом, организация переселений на восточные окраины Российской империи не смогла обеспечить правильного и четкого взаимодействия различных частей переселенческого механизма. И в первую очередь, страдали от этого переселенцы-крестьяне, которым и должны были помочь предпринимаемые правительством меры. Однако, этого не произошло, а, напротив, работа, проводимая под влиянием великого множества приказов, инструкций, распоряжений и циркуляров, затрудняла переселение крестьян, о чем говорит большое число самовольных переселений. Чиновники, ведавшие переселением на местах выезда крестьян, оказались неспособными справиться с размахом переселенческого движения. Правительство России использовало периодическую печать как средство осуществления колонизации Казахстана, ведь она являлась практически единственным средством общественного воздействия. После присоединения Казахстана к России для введения новых законов привлекается влиятельный орган правительства Министерство Внутренних Дел. В периодических печатных органах МВД - «Правительственный вестник», «Вопросы колонизации», «Россия» помещаются указания, распоряжения, отчеты и мнения отдельных чиновников по колониальным и переселенческим вопросам. Эти периодические органы явились «просветителем» чиновников, основного контингента, читающих ведомственную периодику. Вполне понятно, что трудно ожидать объективной информации из данных источников, т. к. события изображаются и освещаются с точки зрения правящего класса, следившего за тем, чтобы информация негативного плана как можно реже появлялась на страницах этих периодических изданий. Статьи о переселениях на восточные окраины России за подписью отдельных авторов в газетах довольно редки, основной материал по переселенческой политике содержится в разделах «Хроника» (газета «Россия») и «Последние новости и слухи» (газета «Русское знамя»). Ценность этих источников заключается, на наш взгляд, в том, что к 1909 -1910 годам в реакционно-монархических кругах уже понимали, и это отразилось в печати, что скрыть неудачи в ходе переселенческой политики уже не представляется практически возможным. Таким образом, правительство России использует свои ведомственные органы в лице их печатных изданий для влияния на общественную мысль российских военных и чиновников, как главных лиц, осуществлявших казачью, военную и крестьянскую колонизацию на территории Казахстана. Для остального населения чтение официальной периодической печати явилось лишь предметом критики политики царского правительства в Казахстане, нашедшее свое отражение на страницах неофициальной периодической печати. Все работы, несомненно, написаны с имперских позиций. Русская официальная печать, отмечая положительные стороны присоединения Средней Азии и Казахстана к России, не показала (да и не могла показать) колониальный характер политики царизма, критика отдельных сторон деятельности местной администрации или законодательства не носила принципиального характера и была направлена на усовершенствование, на «улучшение» подвергавшихся критике явлений. Список использованных источников: 1.Куломзин Н.А. Переселение крестьян: причины и правительственная политика. / Правительственный вестник. – СПБ, № 75 2.Скляров Л. В. Переселение и землеустройство в Сибири в период столыпинской аграрной реформы. Л., 1962, - 125 с. 3./ Новое время, 20 февраля 1909 г. 4./ Русское знамя, № 60 от 15 марта 1909 г. 5. /Россия, № 397, от 14 марта 1907 г. 6./ Русское знамя, № 11, от 13 января 1908 г. 7. Дубровский С. М. Столыпинская земельная реформа. М., Изд-во АН СССР, 1963, - 387с 8. Дубровский С. М. Столыпинская земельная реформа. М., Изд-во АН СССР, 1963, - 394с 9./ Новое время, № 11784 от 1 января 1909 г. 10./ Россия, № 653 от 11 января 1908 г. 11./ Россия, № 430 от 21 апреля 1907 г. 12. Сидельников С. М. Аграрная политика самодержавия в период империализма. М., Изд-во МГУ, 1980, - 218 с. | |
Просмотров: 889 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|