Этот материал подготовлен учителями истории Поповой Л.А., Бекетовой Р.Х., Тулеевой З.Ф. Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20 РО» г. Семей, 2010 Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и школы. Изменения военно-политической обстановки в мире требует отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствующих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни. В настоящее время государством предпринимаются меры по возрождению системы военно-патриотического воспитания детей и подростков. Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. А зарождается патриот с формирования родственных чувств в своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма. Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал. Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества. Одним из важнейших событий в истории нашей страны является Великая Отечественная война и этому событию в урочной и внеурочной деятельности уделяется большое внимание. История школы – история каждой семьи и история всего государства. Вероломное нападение фашистских захватчиков в 1941 году прервало мирную жизнь советских людей. В годы войны часть учащихся была вынуждена оставить школу и заменить старшее поколение, ушедшее на фронт, в промышленности и сельском хозяйстве. Часть учителей и учащихся школы ушли на фронт: Мусин Т. М., Николаенко П.Ф., Суховеева Т., Искаков К.Ж., Гуртовник С.К., Жолобова Ю.В., Филимонов Г.Н., Кораблин Н.Н., Герасимчук В., Кайгородов, Олешко И., Немец В., Маципей В., Мельников И.К., Партута Н.Ф., Годова К.С., Имамбаев Ш. В годы войны приходилось испытывать большие трудности, как педагогам, так и ученикам. Стояли сильные морозы, топить школу было нечем. Отпуска для учителей не было. Летом они ремонтировали школу, работали в поле. Часть окон была заложена кирпичами, стёкол не хватало. Овощи, выращенные в поле, шли в школьную столовую. Кроме этого учителя и учащиеся сами делали кизяк для отопления, летом выезжали на заготовку дров на остров Кирова. Но топлива всё-таки не хватало, поэтому уроки чаще всего были устными, так как чернила замерзали. Тетрадей не было, писали на газетах, старых книгах. В школе работали в годы войны учителя Макарова Л.Ф., Шапошникова, Косованова В.Д., Лосева С.М., Партута Н.Ф., Суворова Л.П., Смагулова А.К., Кайзер К.А., Халаева А.П. До 1944 года школа была смешанной, затем её преобразовали в женскую, а школу № 19 в мужскую. В этом же году впервые стали набирать в школу детей 7 летнего возраста. Учила этих детей А.К.Панова – заслуженный учитель Каз. ССР. В конце 1944 года директором школы назначили Г.Н.Филимонова, который был демобилизован из армии по ранению и работал в школе № 20 сначала физруком. На протяжении всей истории своего существования в нашей школе №20 РО, также как и во всех школах города и государства, педагогический коллектив уделял большое внимание этому важному направлению в работе с детьми и подростками. В 70 годы в школе работала группа «Поиск», члены которой под руководством учителя истории Рюминой В.П. искали выпускников - участников Великой Отечественной войны или их родственников. Поиски имели четкие организационные формы. Были сформированы секции следопытов-летописцев, фотографов, оформителей, организаторов массовых мероприятий. Было решено разыскивать, оформлять материалы и готовить подробные биографии героев в виде документальных очерков. Так оживали в конкретных эпизодах жизни, учебы и фронтовых испытаний имена десятков наших выпускников. Ребята были не просто регистраторами событий и прилежными корреспондентами: они чутко и бурно реагировали на любое событие в семьях погибших. Таким образом, в школе накопился довольно обширный материал о выпускниках, погибших в годы войны: воспоминания родственников, друзей, однополчан, нам передавали письма с фронта, похоронки, наградные документы. Есть у школы традиция, которая не нарушается в течение многих десятилетий: ежегодно школа собирается на митинг у памятника выпускникам, погибшим в годы войны, который был установлен силами учащихся школы в 1975 к 30 – летию Победы.Приглашение на митинг ветеранов, их родных и близких всегда было обязательным. Это давало возможность нашим детям «увидеть» и прочувствовать войну, понять, КАК ковалась Победа. Об одном из наших выпускников - участников войны мы хотим рассказать. ПАРТУТА ИВАН ФИЛИППОВИЧ – солдат Великой Отечественной войны с честью совершивший самое главное дело своей жизни – наряду с другими солдатами Родины отстоял независимость страны. Родился 12 июня 1924 года в Иртышском районе Павлодарской области. В шесть лет остался без мамы. В нашей средней общеобразовательной школе № 20 стал учиться с 3 го класса.13 октября 1941 года 70 выпускников школы №20 были призваны на фронт в ряды Советской Армии. Среди них был Партута И.Ф..Военное обучение Иван Филиппович прошел на ускоренных курсах военно-пехотного училища в городе Алма-Ате в течение пяти месяцев, по окончании которых ему было присвоено звание лейтен В апреле 1942 года И.Ф. Партута направляется на юго-восточный фронт под город Воронеж и получает назначение на должность командира минометного взвода 2-го батальона минометов, затем командира минометной роты. Начались суровые бои, огневая перестрелка противников, длительные ночные марши в условиях полного бездорожья, большие затруднения были с продовольствием. Армии юго–восточного фронта шли на соединение со Сталинградским фронтом. В этих боях, освобождая от фашистких захватчиков населенные пункты, личный состав минометной роты проявил героический дух, мужество, отвагу. Иван Филиппович дважды получает легкие ранения, оставаясь в строю. Третье ранение было тяжелое, был госпитализирован в город Кизель. После шести месяцев лечения был комиссован. Инвалид Отечественной войны 2-ой В апреле 1944 года вернулся домой в звании капитана. За боевые заслуги в Великой Отечественной войне, за героизм, отвагу и мужество проявленных в борьбе с фашизмом Иван Филиппович награжден Орденом Отечественной войны I степени, медалью «За боевые заслуги», медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». После войны бывший фронтовик продолжает показывать образец самоотверженного отношения к порученному делу. Областным военкоматом был направлен военным преподавателем в нашу среднюю школу №20. Продолжил свое образование. Закончил заочно Семипалатинский педагогический институт, исторический факультет. Трудовая деятельность также связана со старейшей школой города №13.Был назначен директором школы рабочей молодежи с 25 августа 1955 года. Иван Филиппович вел большую общественную работу, пользовался огромным авторитетом среди педагогов и детей.Постоянно повышал свой профессиональный уровень.В 1960 года был участником III съезда учителей Казахстана.1 декабря 1979 года ушел на пенсию. За добросовестный труд имеет медали «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие». Был хорошим семьянином, вырастил двух сыновей, дочь, есть внуки и правнуки. Его семья гордится своим героическим отцом и дедом и чтит память о нем.Сегодня уже нет рядом с нами Иван Филипповича, но память о нашем выпускнике мы храним в сердцахИмена наших выпускников высечены на мемориальном памятнике во дворе нашей школы. Взрослые и дети чтят светлую память о тех, кто защищал нашу Родину от вероломного врага. Доброй традицией стало проведение митингов и возложение цветов к памятнику в весенние майские праздники. Хорошими делами, поступками и учебой мы стараемся равняться на наших участников войны. Учимся патриотизму и силе духа. Светлая память им. Педагогический коллектив ведет постоянную поисковую работу, встречу с ветеранами войны и их родными.
|