Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику использования одного из модулей Программы в серию последовательных уроков. "Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией... важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни." Н.А.Назарбаев Общество снова стоит перед вызовом современного быстроменяющегося мира, где академические знания не сама суть, на смену им приходят такие важные показатели, как устойчивая мотивация к познанию, сформированность ключевых компетенций. Извечный вопрос как обучать, чему учить? Диалектика вопроса сводиться к традиционному закону борьбы и единству противоположностей.
Творческие способности учащихся нужно развивать, создавая для этого соответствующие данным целям условия. Учащиеся с самого начала должны быть готовы к тому, что они должны находить, создавать оригинальные решения уже решенным проблемам, тогда личность данного ученика будет формироваться, как личность не зависящая от учителя, от своих родных и близких. Именно в школе нужно сформировать способность обучающихся к обучению. Сегодня под качеством образования понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач. Ожидаемые результаты: сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и как следствие, - становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением"! (Руководство, с. 110) Это и определила мой выбор модуля "Новые подходы в преподавании и обучении". Данный модуль тесно связан с социоконструктивистской теорией, где дети являются активными обучающимися, формируют свое мышление на основе личных размышлений и социального взаимодействия (Руководство, с. 116). При внедрении на практике в серию последовательных уроков модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в первую очередь стремился научить учащихся обучаться. Свою педагогическую деятельность строил на основе диалога: «учитель – ученик», «ученик – ученик». Через диалог происходит социальное взаимодействие, которое позволяет правильно организовать такие виды деятельности как: исследовательская, аналитическая, творческая, общение, игровая и др. Взаимодействие происходит в рабочих группах, во время парной работы. Параллельно ученики формируют свою систему ценностей, поддерживаемую общением. На уроках необходимо большое внимание уделять созданию «Коллаборативной среды», благодаря которой учащиеся активно участвуют в учебном процессе, а не являются пассивными слушателями информации. Преподаватели в свою очередь должны сосредоточить все внимание не на собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться» (Руководство, с 138). Ключевой фигурой обучения на современном уроке становится ученик. Соответственно от того как учащиеся понимают процесс обучения, понимают то, как обучаться, обладают навыками и знают как структурировать учебный процесс, и как оценивать (саморегуляция) результаты обучения, и будет зависеть эффективность учебного процесса. Для успешного процесса обучения необходимо учитывать и реально представлять то, что мы условно называем отправной точкой, т.е. исходные знания учащихся, на которые будет опираться учитель определяя и устанавливая подмостки. Используя разные приемы: вопросы, тесты, задания критического мышления, например стратегия INSERT (способ эффективного чтения) при самостоятельном анализе текста и т.д., выявляя имеющиеся знания и сформированные навыки по предмету на данный конкретный момент, что в конечном итоге переведет ученика из пассивного "потребителя" знаний, в качественно новую ипостасью-"производителя". Немаловажно, чтобы работа на уроке была интересна, увлекательна, разнообразна, задания должны соответствовать возрастным особенностям. Согласно "Пирамиде обучения" разработанной Национальными учебными лабораториями из г. Бефель штат Мэн (США) прочное усвоение информации происходит при передаче знаний от одного ученика к другому - до 90%, во время взаимообучения, 75% - удержание полученной информации во время практических работ, 50 % -при обсуждении, и лишь 30% - при демонстрации, 20 % - при аудио – визуализации, 10 % - при чтении и менее 5 % - лекция. (Руководство, с. 140) Поэтому, акцентирование внимания на заданиях, основанных на взаимообучении, постоянно использовать задания поискового характера, примером которой может выступать исследовательская работа, работа над проектом, практические задания. В ходе реализации внедрения модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» в педагогический процесс на всех четырех уроках прежде всего было запланировано использование: 1. установление образовательной среды через создание психологического климата в классе; 2 групповая работа; 3 диалоговое обучение. Соблюдая данные особенности, я строил все последовательные уроки. Чтобы четко представлять какой багаж знаний имеется у учащихся, я провел вначале первого урока, фронтальный опрос по ключевым вопросам предыдущей темы, для того чтобы закрепить и проверить уровень знаний по теме «Восстание казахов Тургайской и Уральских областей в 60-70-е годы XIX века». На последующих уроках, в начале я, через разные формы и методы (групповая работа, найди лишнее, проверка домашнего задания -кроссворд, черный ящик, анализ и синтез и т.д.) отслеживал уровень полученных знаний предыдущего урока. Нужно четко для себя понять - что ты будешь преподавать. Для этого я провел колоссальную работу по подготовке материала, из огромной информации, выбрал тот который будет подходить для этого класса, так как в классе есть потенциал, дети любознательны, на уроках любят использовать дополнительный материал. Я структурировал последующие уроки таким образом, чтобы знания, полученные на предыдущих уроках, были той опорой, которая станет прочной основой при изучении новой темы. Изучив изменения по реформам 60-70-е годы XIX века, дети должны проследить - как изменяется административное деление 80-90-х годов XIX век, как последовательно и целенаправленно Казахстан превращался в сырьевой придаток Российской империи. На уроках должна прослеживаться динамика дальнейшей колонизации Казахстана и как воздействие развития капитализма в России отразилось на хозяйственной жизни казахского общества, появлении новых социальных слоев. Еще очень важным было - как оценить учащихся на уроке, после каждого пройденного задания. Раньше на уроках я, в основном, применял только тесты, контрольные, устный опрос, все это помогало оценить только один тип ученика – того, кто быстро схватывает и выдает правильные ответы (ученик А), т.е. способных. Но ведь есть и другие, не столь быстрые, со своей "внутренней" скоростью, они не могут быстро мыслить, хотя и знают материал. Для таких нужно продумать оценивание не только знаний, умений и навыков, но и активности, умения вырабатывать стратегию при выполнения групповой работы, через творческие задания, нестандартность мышления и т. д. Для этого подходит формативное оценивание, на этапе работы в группах или парах. На уроках использовал оценочные листы, взаимооценивание, самооценивание, подбадривание, пожелания и т.д. На уроке для меня важно было создать коллаборативную среду - где каждый ребенок был успешен, услышан, и ему было бы комфортно и приятно работать в коллективе. Первый урок был построен в основном на исследовательской беседе. Идея первого урока заключалась в том, чтобы обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе освободительной борьбы казахских шаруа в 60-70-е г. ХIХ в., через групповую исследовательскую и поисковую работу. Работая над созданием эмоционального настроя использовал стратегию "Австралийский дождь", дети активно вошли в игру, было видно, что им нравиться не традиционный подход, вызвавший большой интерес. Удалось создать позитивный настрой, добиться доверительного отношения. На втором уроке использовал стратегию "Солнце светит для каждого, кто...", данный прием позволил раскрепостить учащихся, но и выявил проблемы, ребята увлеклись игрой и "перевозбудились", что привело к потере времени на следующем этапе урока. В среднесрочном плане серии четырех последовательных уроков пришлось вносить корректировки, и отбирать менее подвижные стратегии на этапе создания эмоционального климата. Учитывая опыт второго урока, на третьем уроке решил провести игру "Рисунок на спине", вызвавший бурю эмоций, дети во все времена остаются детьми. Для последнего урока идеально подошла креативная игра "Изобрази открытку". После каждой игры обсуждали, что вызвало у ребят затруднение, а что было легко сделать. Кто взял на себя роль лидера, а кто предпочел плыть по течению. Перед учителем всегда возникает проблема дефицита времени, постоянно в споре за время одерживает победу стремление уделить как можно больше внимания новому материалу, а все остальное отходит на второй план. В ходе своей практики пришел к осознанию, что нужный эмоциональный настрой - это залог успешного продуктивного урока! Настрой на активную деятельность учащихся придаст динамику познавательной деятельности, таким образом время потраченной на создание коллаборативной среды сэкономит время на стадии вызова и осмысления. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, был уверен в своих силах, идеально подходит совместная работа, работа в парах, малыми и и расширенными группами. Работая вместе, учащиеся взаимообучаются, помогают, объясняют в доступной форме то, что поняли сами. Именно в такой работе они чувствуют себя комфортно. Работа в группах развивает коммуникабильность учеников, ответственность за результаты своего труда и группы, развивает навыки взаимообучения, способствует формированию и осознанию важности объективного оценивания себя и других для успешного обучения. Уроки строились таким образом, что бы каждый ученик принимал активное участие в решении задач поставленных перед группой. Использование стратегий "Джигсо", "Джигсо-1", "Пила" "ЗХУ" позволило реализовать идею о том, чтобы каждый ученик побывал в роли «учителя», «председателя», «спикера», «time-менеджера» и др. Данная работа позволила ученикам почувствовать себя частью единого целого, обмениваться мнениями, вносить свои идеи по решению проблемы и не бояться самовыражаться. После проведения стратегии "Голос ученика", учащийся "В" сообщил, что во время стратегии "Джигсо", переходя от одной группы к другой открывал для себя все больше различных подходов и видов защиты флипчарта. На таком уроке «создается «учебное сообщество», при котором и ученики и учителя позиционируют себя как обучающиеся. В подобной среде, обучающиеся, поощряются работой сообща, царит взаимоподдержка и командный дух. Они работают в группах, в которых внимание уделяется жестикуляции, уважительному оппонированию, способности слушать. Эта философия характеризуется взаимоуважением и развитием самоуправления, что необходимо для устойчивости в дальнейшем обучении; в итоге формируется независимая и мыслящая личность, способная обучаться на протяжении вей жизни» (Руководство, с. 142). И самое важное, что при такой форме работы усваивается до 90 % материала! Дети среднего и старшего звена успешно познают и проявляют стремление при внедрении диалогового обучения, что соответствует их возрастным особенностям. Специфика предмета позволила мне включать на каждом уроке типы бесед, выделенных Мерсером (Руководство, с.145). На стадии вызова используя исследовательскую беседу подвожу учеников к формированию темы и целей, на данный конкретный урок. На стадии осмысления "обмен мыслями"-исследование, конкурентная среда - при дебатах или защите своих идей, роль "учителя"-при кумулятивной беседе, а так же толерантное отношение к мнению других, способствует поддержанию интереса к уроку, позволяя понять на какой стадии находиться ученик и в соответствии с этим выстраивать его ЗБР. На каждом уроке отрабатывались навыки постановки вопросов. Так вопросы «низкого порядка» направлены в основном на запоминание материала, на репродуктивную деятельность, а вот вопросы «высокого порядка» направлены на демонстрацию умения учениками применять, анализировать и синтезировать информацию, а на более поздних этапах и давать оценку. Что позволило учащимся закрепить и еще раз проанализировать знания по теме. Но не всем учащимся удавалось составить вопросы «высокого порядка». В этом заключалось сложность задания. В серии последовательных уроков, на всех этапах, я использовал различные техники постановки вопросов для поддержки обучения учеников. Это вопросы – побуждения на стадии актуализации знаний. Например: «Какие ассоциации связаны у вас со словом "перемены"? Почему у вас сложилось такое впечатление? Если так изменились внешние границы Казахстана после административных реформ второй половины XIX века, то повлекло ли оно за собой изменение во внутренней жизни общества? А хотите ли бы вы узнать, какие изменения произошли в казахском обществе, в связи с внедрением Российского судопроизводства?» Умение правильно задавать вопросы позволяет направлять урок в нужное русло и выходить на новые знания. Вообще, чем больше даешь самостоятельных заданий с проблемными вопросами, тем интереснее для учащихся проходит урок, и они не замечают как летит время на уроке. На стадии осмысления задавал такие вопросы: «Как отразилось на хозяйственной жизни кочевников то, что они живут в разных областях и волостях? Почему казахов правобережного Иртыша называли "внутренними"? Но не маловажную роль в обучении играет самообучение. Например - работа с книгой, но не банальное «прочитай и перескажи», а прочитай и разгруппируй: что знаю, новое, интересное, готов поспорить (стратегия INSERT) и т.д., такая работа заставляет вдумчиво обучатся и сразу анализировать материал, пропуская через себя, таким образом, лучше усваивается тема. При планировании уроков я постарался внедрить все эти приемы. При рефлексии, чтобы выявить, что способствует лучшему усвоению материала, я задал учащимся такой вопрос: «Какие уроки вам больше всего запомнились в серии проведённых уроков на практике?» Они назвали первый, второй и четвертый. Что заставило меня вернуться к ним и снова проанализировать их, где сделал вывод, что в них всех присутствует конкурентная среда! Тяжело было расшевелить некоторых детей, они не отказывались работать в группах, но не все были этим довольны, хотя явно не показывали свое недовольство. Затруднялся в оценивании, испробовал на каждом уроке разные способы и еще буду пробовать. Нужно чаще на уроках применять вопросы высокого порядка, самому научиться составлять проблемные, а особенно целеполагающие вопросы. Теперь, на мой взгляд положительный результат урока будет зависеть не от того, насколько понятно и доступно я расскажу ученику о каких-либо событиях, фактах, а, то, как сам сможет их понять и охарактеризовать. Речь не идет о предоставлении детям неограниченной свободы на уроке. Здесь имеется в виду хорошо спланированный самостоятельный труд детей, незаметно направленный и регулируемый учителем. Отходя от привычных шаблонов, нужно давать детям возможность ошибаться и учиться на своих ошибках. Это понимание изменило все мои стереотипы, определив другое направление в обучении и развитии детей. Подводя итог, отмечаю влияние модуля "Новые подходы в преподавании и обучении" на собственную практику. Осознал важность диалогового обучения, а главное пропустив через себя, ощутил и увидел перемены в динамике образовательного процесса. Не воспринимая групповую работу в серьез, считал ее простой потерей времени и расхолаживанием дисциплины. Сейчас, проходя курсы, понимаю, что заблуждался, что именно в совместной деятельности ученики добиваются успеха. Список использованной литературы 1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы", 2012. 2. 2. ПОСЛАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - ЛИДЕРА НАЦИИ Н. А. НАЗАРБАЕВА НАРОДУ КАЗАХСТАНА. СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства, 2012. | |
Просмотров: 1664 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|