Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Урок на тему "Шокан Уалиханов - великий казахский ученый"
Тема: Шокан Уалиханов – великий казахский ученый
Цель и ожидаемые результаты:
знать хронологию жизнедеятельности Шокана Уалиханова, понимать значение причастности к общему наследию человечества научных трудов великого казахского ученого, способствовать развитию навыков работы с текстом, умению выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, анализировать, делать выводы, работать в группе и в индивидуальном режиме, содействовать воспитанию активной жизненной позиции, чувства патриотизма.
Материалы и оборудование: правила работы в группе, тестовые задания «Абай Кунанбаев», учебник истории Казахстана 8 кл, дополнительный текст, слайд шоу о жизни Ш.Уалиханова, фоновая музыка, таблица ИНСЕРТ, магнитики, ватман, маркеры, стикеры, интерактивная доска, таблица для выполнения домашнего задания, лист самооценки
Стадия вызова
1 Организационый момент (цветотерапия: слайды, фоновая музыка)
- приветствие, психологический настрой на урок Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общение друг с другом! Посмотрите на сидящих рядом одноклассников. Давайте каждый из вас подарит соседу комплимент! А теперь давайте подарим комплимент нашим гостям!!! Я присоединяюсь ко всем вышесказанным словам. И начинаем работать. Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!
2 Проверка ОУУН
- Скажите,ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы узнали из данной темы?
Организация работы учащихся с вопросами по теме предыдущего урока
Тест
Годы жизни Абая Кунанбаева:
А) 1841-1889 В)1845-1904 С) 1846-1905 Д)1446-1907
2.Правителем какого рода был отец Абая – Кунанбай?
А) адай в) барлас С) тобыкты Д) берш
3. В какой области родился Абай?
А) Кустанайская В) Тургайская с) Семипалатинская Д) Кокшетауская
4. Абай Кунанбаев был… (исключите лишнее):
А) основоположник казахской письменной литературы
В) композитор С) этнограф д) просветитель
5. Настоящее имя Абая:
А) Ибрагим В) Ыбырай С) Абильмансур д) Мухаммед
6.Какое из указанных произведений было написано Абаем?
А) «Гаклия» В) «Абай» с) «Школа жизни» Д) « Горькая линия»
7. Когда вышел первый сборник стихов Абая?
А) 1909г. в)1907 г. С) 1905 Д) 1902г.
8. Год Абая в Казахстане:
А) 1991 г. В) 1993 г. с) 1995 г. Д) 1997 г.
3Взаимопроверка работ ( в парах). Определение правильных ответов
4 Введение. Погружение в тему.
Критическое мышление: «Мозговой штурм»
О ком вам говорит следующее: этнограф, путешествие, Омский кадетский корпус, «Манас»,
Что я знаю или думаю о Ш.Валиханове?
Стадия осмысления
5 Работа над темой
Вопрос с отсроченной отгадкой:
Как вы думаете, почему профессор Н.И. Веселовский назвал Ш.Уалиханова «промелькнувшим метеором»?
слайд шоу о жизни Ш.Валиханова.
определение целей и задач урока учащимися
Деление на группы
6. Музыкальная физминутка
7. Стратегия ИНСЕРТ. работа с текстом: Жизнь и деятельность Ш.Уалиханова.
(доп ресурс)
Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
Текст значками V уже знал, + новое,неожиданно, - думал иначе, ? не понял
Заполнение таблицы со значками Обсуждение записей
Текст:
В середине XIX в. создал свои научные труды выда¬ющийся казахский ученый Шокан Уалиханов (1835-1865 гг.). Имя, данное ему при рождении - Мухаммед-Канапия. А Шоканом его ласково назвала Зейнеп, мать будущего ученого.
Родился в крепости Кусмурун. Детские годы его прошли в Кусмуруне, а затем в ауле предков - Сырымбете. На его воспитание большое влияние оказала бабушка Айганым.
Предки Шокана принадлежали к известному султанскому роду. Его прадедом был хан Среднего жуза Абылай, дедом – последний хан Среднего жуза Уали, отец Шынгыс был старшим султаном.
В 1847 г. 12-летний Шокан был определен в Сибирский кадетский корпус в Омске, считав¬шийся лучшим учебным заведением Сибири. Шокан учился отлично. Большое влияние на него оказали преподаватели Н.Ф.Костылецкий и В.П.Лободовский. Шокан знал востоковеда Н.И.Березина, труды ко¬торого побудили его заняться изучением средневековых восточных хроник. П.П.Семенов-Тян-Шанскйй, друг Шокана, будущий ученый Г.Н.Потанин отмечали эруди¬цию Шокана. В 1853 г. 18-летний Шокан заканчивает кадет¬ский корпус в офицерском звании корнета.
Приняв участие в 1855 г. в поездке генерала Г.Х.Гасфорта, он совершил путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью.
В 1856 г. Шокан осуществляет съемку бассейна озера Иссык-Куль, пи¬шет «Дневник поездки на Иссык-Куль» и «Записки о киргизах». Осенью 1856 г. Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей между двумя странами. В 1857 г. записал и, таким образом, спас киргизский эпос «Манас».
В 1858-1859 гг. Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар. Его труд «О состоянии Алтышара» содержит анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Тур¬кестана и высоко оценен в научном мире.
В Петербурге (1859-1861) Шокан Уалиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и на¬ходится в тесной связи с учеными-востоковедами и рус¬скими писателями. Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф.М.Достоевский. Дружба с писателем, зародившаяся в Омске, продолжалась в Семипалатинске и Петербурге.
Весной 1861 г. Ш. Уалиханов тя¬жело заболел и вернулся на родину. Из-за разногласий с родственниками Шокан вернулся обратно в Омск, где активно включился в подготовку судебной реформы казахов. В 1864 г. Ш.Уалиханов участвовал в военной экспедиции генерала М.Г.Черняева в Аулие-Ату, разочаровавшись в справедливости действий генерала, вернулся в Верный. В 1865 г. в газете «Русский инвалид» публикуется послед-ний труд Шокана.Уалиханова о восстании дунган в Цинской империи.
В апреле 1865 г. Шокан Уалиханов скончался и был похоронен в местности Кошен тоганы у подножья Ал¬тын Емеля (в Алматинской области).
Решение вопроса: За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь
8 Прием «Гроздь винограда» Алгоритм действий: 1). Изучите материал пар 44, иллюстрации, дополнительный материал. 2.) Выделите главные идеи, ключевые слова, которые будете использовать в кластере. 3.)Составьте кластер по своей теме. 4). Презентовать. 5). Составить вопросы низкого и высокого порядка для групп. 6). Оценка (взаимоценка) ОдО стикерами.
9 Подведение итогов. Выставление оценок
10. Д/з: 1) прочитать параграф

2) Заполнить таблицу. Назвать событие
Г о д ы С О Б Ы Т И Е
1835 родился
1847-53 Обучение в Сибирском кадетском корпусе в г. Омск
1855 Путешествие по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану
1856 Экспедиция на Иссык-Куль, поездка в Кульджу
1857 Избран в члены Русского географического общества
1858-1859 Поездка в Кашгар
1859-1861 Проживание в Петербурге

11. Стадия рефлексии
1) Лист самооценки
Ф.И.__________________________

Мои действия в работе на уроке Отлично Хорошо Мог лучше Плохо
Выполнил тест
Работал над постером
Презентация кластера
Составил схему
Представлял работу группы
Всего
2) Определение настроения с помощью стикеров. Метод «Градусник».
Спасибо за работу на уроке!
Категория: История | Добавил: oksanahasanowna (2015-10-16) | Автор: Ражапова Оксана Хасановна
Просмотров: 2743 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:36 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru