Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Тема: Шокан Уалиханов – великий казахский ученый Цель и ожидаемые результаты: знать хронологию жизнедеятельности Шокана Уалиханова, понимать значение причастности к общему наследию человечества научных трудов великого казахского ученого, способствовать развитию навыков работы с текстом, умению выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, анализировать, делать выводы, работать в группе и в индивидуальном режиме, содействовать воспитанию активной жизненной позиции, чувства патриотизма. Материалы и оборудование: правила работы в группе, тестовые задания «Абай Кунанбаев», учебник истории Казахстана 8 кл, дополнительный текст, слайд шоу о жизни Ш.Уалиханова, фоновая музыка, таблица ИНСЕРТ, магнитики, ватман, маркеры, стикеры, интерактивная доска, таблица для выполнения домашнего задания, лист самооценки Стадия вызова 1 Организационый момент (цветотерапия: слайды, фоновая музыка) - приветствие, психологический настрой на урок Здравствуйте, ребята! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общение друг с другом! Посмотрите на сидящих рядом одноклассников. Давайте каждый из вас подарит соседу комплимент! А теперь давайте подарим комплимент нашим гостям!!! Я присоединяюсь ко всем вышесказанным словам. И начинаем работать. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! 2 Проверка ОУУН - Скажите,ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? - Что вы узнали из данной темы? Организация работы учащихся с вопросами по теме предыдущего урока Тест Годы жизни Абая Кунанбаева: А) 1841-1889 В)1845-1904 С) 1846-1905 Д)1446-1907 2.Правителем какого рода был отец Абая – Кунанбай? А) адай в) барлас С) тобыкты Д) берш 3. В какой области родился Абай? А) Кустанайская В) Тургайская с) Семипалатинская Д) Кокшетауская 4. Абай Кунанбаев был… (исключите лишнее): А) основоположник казахской письменной литературы В) композитор С) этнограф д) просветитель 5. Настоящее имя Абая: А) Ибрагим В) Ыбырай С) Абильмансур д) Мухаммед 6.Какое из указанных произведений было написано Абаем? А) «Гаклия» В) «Абай» с) «Школа жизни» Д) « Горькая линия» 7. Когда вышел первый сборник стихов Абая? А) 1909г. в)1907 г. С) 1905 Д) 1902г. 8. Год Абая в Казахстане: А) 1991 г. В) 1993 г. с) 1995 г. Д) 1997 г. 3Взаимопроверка работ ( в парах). Определение правильных ответов 4 Введение. Погружение в тему. Критическое мышление: «Мозговой штурм» О ком вам говорит следующее: этнограф, путешествие, Омский кадетский корпус, «Манас», Что я знаю или думаю о Ш.Валиханове? Стадия осмысления 5 Работа над темой Вопрос с отсроченной отгадкой: Как вы думаете, почему профессор Н.И. Веселовский назвал Ш.Уалиханова «промелькнувшим метеором»? слайд шоу о жизни Ш.Валиханова. определение целей и задач урока учащимися Деление на группы 6. Музыкальная физминутка 7. Стратегия ИНСЕРТ. работа с текстом: Жизнь и деятельность Ш.Уалиханова. (доп ресурс) Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Текст значками V уже знал, + новое,неожиданно, - думал иначе, ? не понял Заполнение таблицы со значками Обсуждение записей Текст: В середине XIX в. создал свои научные труды выда¬ющийся казахский ученый Шокан Уалиханов (1835-1865 гг.). Имя, данное ему при рождении - Мухаммед-Канапия. А Шоканом его ласково назвала Зейнеп, мать будущего ученого. Родился в крепости Кусмурун. Детские годы его прошли в Кусмуруне, а затем в ауле предков - Сырымбете. На его воспитание большое влияние оказала бабушка Айганым. Предки Шокана принадлежали к известному султанскому роду. Его прадедом был хан Среднего жуза Абылай, дедом – последний хан Среднего жуза Уали, отец Шынгыс был старшим султаном. В 1847 г. 12-летний Шокан был определен в Сибирский кадетский корпус в Омске, считав¬шийся лучшим учебным заведением Сибири. Шокан учился отлично. Большое влияние на него оказали преподаватели Н.Ф.Костылецкий и В.П.Лободовский. Шокан знал востоковеда Н.И.Березина, труды ко¬торого побудили его заняться изучением средневековых восточных хроник. П.П.Семенов-Тян-Шанскйй, друг Шокана, будущий ученый Г.Н.Потанин отмечали эруди¬цию Шокана. В 1853 г. 18-летний Шокан заканчивает кадет¬ский корпус в офицерском звании корнета. Приняв участие в 1855 г. в поездке генерала Г.Х.Гасфорта, он совершил путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью. В 1856 г. Шокан осуществляет съемку бассейна озера Иссык-Куль, пи¬шет «Дневник поездки на Иссык-Куль» и «Записки о киргизах». Осенью 1856 г. Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей между двумя странами. В 1857 г. записал и, таким образом, спас киргизский эпос «Манас». В 1858-1859 гг. Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар. Его труд «О состоянии Алтышара» содержит анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Тур¬кестана и высоко оценен в научном мире. В Петербурге (1859-1861) Шокан Уалиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и на¬ходится в тесной связи с учеными-востоковедами и рус¬скими писателями. Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф.М.Достоевский. Дружба с писателем, зародившаяся в Омске, продолжалась в Семипалатинске и Петербурге. Весной 1861 г. Ш. Уалиханов тя¬жело заболел и вернулся на родину. Из-за разногласий с родственниками Шокан вернулся обратно в Омск, где активно включился в подготовку судебной реформы казахов. В 1864 г. Ш.Уалиханов участвовал в военной экспедиции генерала М.Г.Черняева в Аулие-Ату, разочаровавшись в справедливости действий генерала, вернулся в Верный. В 1865 г. в газете «Русский инвалид» публикуется послед-ний труд Шокана.Уалиханова о восстании дунган в Цинской империи. В апреле 1865 г. Шокан Уалиханов скончался и был похоронен в местности Кошен тоганы у подножья Ал¬тын Емеля (в Алматинской области). Решение вопроса: За неполных тридцать лет он сделал то, что другие не смогли сделать за всю свою жизнь 8 Прием «Гроздь винограда» Алгоритм действий: 1). Изучите материал пар 44, иллюстрации, дополнительный материал. 2.) Выделите главные идеи, ключевые слова, которые будете использовать в кластере. 3.)Составьте кластер по своей теме. 4). Презентовать. 5). Составить вопросы низкого и высокого порядка для групп. 6). Оценка (взаимоценка) ОдО стикерами. 9 Подведение итогов. Выставление оценок 10. Д/з: 1) прочитать параграф 2) Заполнить таблицу. Назвать событие Г о д ы С О Б Ы Т И Е 1835 родился 1847-53 Обучение в Сибирском кадетском корпусе в г. Омск 1855 Путешествие по Семиречью, Тарбагатаю, Центральному Казахстану 1856 Экспедиция на Иссык-Куль, поездка в Кульджу 1857 Избран в члены Русского географического общества 1858-1859 Поездка в Кашгар 1859-1861 Проживание в Петербурге 11. Стадия рефлексии 1) Лист самооценки Ф.И.__________________________ Мои действия в работе на уроке Отлично Хорошо Мог лучше Плохо Выполнил тест Работал над постером Презентация кластера Составил схему Представлял работу группы Всего 2) Определение настроения с помощью стикеров. Метод «Градусник». Спасибо за работу на уроке! | |
Просмотров: 2743 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|