Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
11 класс история Казахстана Урок № 17 Тема урока: обобщение по теме «Национально – освободительное восстание 1916 года» Цели урока: Систематизировать знания учащихся о массовых выступлениях казахского народа против царской колонизации и среднеазиатских правителей Проанализировать политическое и социальное положение казахского народа в начале 20 века Подготовка к ЕНТ Тип урока: закрепление зун Методы урока: проблемный, интерактивный Оборудование урока: интерактивная доска, листы заданий, презентация Структура урока: 1. Оргмомент 2. Постановка цели урока 3. Обобщение и закрепление по теме 4. Подведение итогов 5. Рефлексия 6. д/з Ход урока: 1. Оргмомент 2. Постановка цели урока: - Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме «Национально – освободительное восстание казахского народа 1916 года» Начиная со второй половины 18 века казахский народ часто поднимался на восстания. - с чем это было связано? - что такое колонизация края? - какие факты конкретно указывают на колонизацию казахских земель царской Россией? Проблемная ситуация: Докажите, что выступление 1916 года, было национально – освободительным народным выступлением 3. Обобщение и закрепление материала: Работа с датами – назвать руководителя восстания, территорию и повод 1. 1783 – 1797 гг. 2. 1822 – 1838 гг. 3. 1836 – 1838 гг. 4. 1837 – 1847 гг. 5. 50 годы XIX века 6. 1868 – 1869 гг. 7. 1870 год 1- Восстание под руководством Сырыма Датова, Младший жуз, бесчинства атамана Донскова 2- Восстание Жоламана Тленшиева, строительство Новоилецкой линии крепостей 3- Восстание Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова, назначение Караул кожи Бабажанова правителем казахских родов 4- Кенесары Касымов, убийство отца и братьев, колонизация края 5- Жанкожи Нурмухамедова, Сырдарья, строительство крепостей на Куандарье и Жанадарье 6- Восстание в Уральской и Тургайской областях 7- Восстание на Мангыстау, род адай против захвата кочевий - каков итог этих восстаний? - почему они потерпели поражение? - в ходе какого восстания было образовано Казахское ханство? - в чем его особенности? - кто стоял во главе восстаний в данный период времени? - почему? Исторический портрет: Внук хана Абылая, дипломат. Объединил казахов всех трех казахских жузов в борьбе против царской колонизаторской политики. Поэт, один из руководителей восстания Руководитель рода шекты, которого царская администрация неоднократно пыталась перетянуть его на свою сторону, но он не поддался на их уговоры и возглавил восстание, направленное против царизма и произвола хивинцев В период его восстания ханом Младшего жуза был Нуралы, его называли «бала би» Его имя встречается в архивных материалах с 1817 года. Он отличался глубоким гуманизмом и человечностью. Даже русские власти были вынуждены отметить его гуманное отношение к есаулу Падурову. Призывал народ насильно отобрать у казаков захваченные казахские земли и перераспределить их. Погиб в местности Акбулак 12 июля 1838 года. В 1785 году съездом старшин был смещен с ханского престола. В 1790 году умер в городе Уфе. Первым предпринял попытки ликвидировать ханскую власть в Младшем жузе, предлагал всю власть передать Пограничному суду. Ассоциации: - Амангельды Иманов Кенесары Хан Нуралы 1710 год 1802 год Хива Яик Е. Пугачев Хан Жангир Саржан Касымов Ушур Зякет 80 султанов, биев и старшин Местность Акбулак Кому принадлежат слова и к какому периоду они относятся? «Само существование казахской нации стало острой проблемой»- Байтурсынов «Народ избивался, лишался сна и покоя» - М. Дулатов «Казахи должны быть на фронте, наравне с другими нациями, с оружием в руках защищать страну, а привлечение к «черной» работе считаем унизительным» - Байтурсынов «Послушайтесь, не проливайте кровь, не сопротивляйтесь» - представители либеральной интеллигенции Работа в тетради – число, тема урока По какому алгоритму разбираем восстание? Причины Повод Цель Территория Характер Движущие силы Основные очаги и события Итог Историческое значение Кластер записываем в тетради: Причины: Колонизация края Ограбление края в годы Первой мировой войны Переселенческая политика Повод: Указ царя от 25 июня 1916 года Цель: национальное и политическое освобождение казахского народа от колониального ига. Территория: весь Казахстан Движущие силы: шаруа Была воссоздана структура власти: елбеги— жасакшы — казнашы сардарбек — Повсеместно избирались ханы из представителей …. В Иргизском, Тургайском уездах 9 представителей степной знати были провозглашены ханами. В Жайылмысской волости Верненского уезда ханом стал волостной ….. 23 августа 1916 г. Секретный Указ генерал-губернатора А. Куропаткина: были освобождены от набора: - должностные лица волостных, сельских и аульных управлений; - нижние полицейские чины из коренного населения; - имамы, муллы и мударисы; - счетоводы и бухгалтеры в учреждениях мелкого кредита; - "туземцы", занимающие должности в правительственных учреждениях, пользующиеся правами дворян и потомственных почетных граждан, Отношение к восстанию представителей интеллигенции: Революционно – демократическая Либерально - демократическая Исторические личности: Семиреченский центр восстания Кто возглавлял повстанцев? Где происходили ожесточенные стычки меду карателями и повстанцами? Кто из представителей интеллигенции принимал участие в восстании на начальном этапе? Тургайский центр восстания Кто возглавлял восстание? Численность восставших составляла….. Битва при Догал – Урпеке Конец октября 1916 года 3000 человек 4. Закрепление – тестовые задания 1. «После 1899 года этнические конфликты между казахами и русскими стали характерной чертой жизни в Степи » - писал: А. А. Бокейханов в. П. Столыпин с. Т. Рыскуов д. А. Байтурсынов 2. На тыловые работы из Казахстана призывались мужчины в возрасте: А. 15-25 лет в. 19-43 года с. 18-25 лет д. 20-30 лет 3. От реквизиции на тыловые работы в 1916 году не освобождались: А. шаруа в. Должностные лица с. Нижние полицейские чины д. имамы, муллы 4. Сколько человек откочевало в Китай из Семиречья в ходе карательных операций царских отрядов в 1916 году: А. более 270 тыс в. Более 238 тыс с. Более 300 тыс д. более 250 тыс 5. В августе 1916 года Каркаринскую ярмарку осадило: А. более 6 тыс повстанцев в. Более 7 тыс с. Более 5 тыс д. более 4 тыс 6. Кто выступил с обвинительной речью против царскогосо правительства с трибуны Государственной Думы: А. Кротов в. Букейханов с. Керенский д. Каратаев 5. рефлексия Чем запомнился урок? Что вам понравилось? Я знал… Я узнал…. | |
Просмотров: 2873 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|