Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Цели урока: 1) познакомить учащихся с социальной струк¬турой казахского общества XV-XVII веков, определить обще¬ственные слои, охарактеризовать их положение в обществе, познакомить учащихся с исторической терминологией по изу¬чаемой теме. 2) вырабатывать умение выделять главное, анализировать исторический материал, работать с различными видами источ¬ников; развивать навыки устной речи, умение слушать, делать выводы, использовать историческую терминологию, работать в группе. 3) воспитывать казахстанский патриотизм, вызвать чувство гордости демократическими традициями казахов, показать связь между древними традициями казахов и современным де¬мократическим Казахстаном. Для работы на уроке класс делится на 5 групп по 5-6 чело¬век. Группы получают материалы по теме урока различного про¬исхождения: - Произведения художественной литературы о социальных отношениях казахов. - Иностранные исследователи о Казахстане. - “Жеты Жаргы" о социальных отношениях у казахов. - Научно-исследовательская литература о социальной структуре у казахов. Для подбора материала можно использовать самые различ¬ные источники на выбор учителя: хрестоматии по истории Ка¬захстана, различную научно-исследовательскую литературу, ху¬дожественные произведения, например, трилогию И. Есенберлина “Кочевники”. В пятую группу входят самые сильные ученики класса. Это группа анализа. Ребята в ней получают все используемые на уроке документы. Задача этой группы обобщить все, что было сказано другими группами, и сделать окончательный вывод. В каждой фуппе выбирается спикер, который распределяет обя¬занности между членами группы и ведет учет ответов ребят. Каждая группа получает памятку: Как работать с источниками на уроке. Найдите в источ¬никах ответы на следующие вопросы: 1. Кто относится к ак-суйек (подтвердите текстом источника)? 2. Происхождение социальной группы. 3. Положение в обществе. 4. Какими привилегиями пользовались? 5. Кого из представителей этого сословия вы знаете? 6. Кто относится к кара-суйек? 7. Перечислите основные обязанности представителей кара- суйек. 8.Каково было положение в обществе основных групп кара- суйек (биев, батыров, шаруа)? 9. Каковы были источники рабства и положение рабов? Проанализируйте: Иштван Вамбери - знаменитый венгерский ученый-тюрколог писал: “Мне всегда стыдно, когда европейцы начинают учить демократии потомков жителей Великой степи. Это все равно, если внуки начнут учить дедов. Ведь кочевники имеют гораздо более глубокие корни демократического правления, чем жите¬ли Европы”. Согласны ли вы с таким утверждением? Объясни¬те свой ответ. ХОДУРОКА Вступительное слово учителя: История - это наука, кото¬рая изучает прошлое человечества. То есть в центре изучения исторической науки стоит человек и различные сферы его дея¬тельности. Но человек не возможен без общества. Кто из вас помнит историю Робинзона Крузо? Что более всего тяготило его на необитаемом острове? Ребята отвечают, что самым большим испытание для Ро¬бинзона было одиночество. Таким образом, мы делаем вывод о том, что человек без общества существовать не может. Об¬щество же неоднородно по своему составу. На какие части можно разделить окружающее нас общество? Выслушав от¬веты ребят, учитель говорит, что общество похоже на слоеный пирог. Чтобы закрепить этот образ, можно показать классу сло¬еный пирог. Этот прием очень нравится учащимся. Итак, тема нашего урока - “Социальная структура Казахско¬го ханства в XV-XVII веках”. Прежде всего, давайте разберем слова-определения, которые имеются в названии темы урока. Социальный - связанный с обществом, общественный; структура - состав, в нашем случае состав общества. Цель нашей работы на уроке - определить из каких обществен¬ных групп состояло казахское общество изучаемого периода, определить название этих групп, их происхождение, положение в обществе. Учитель закрепляет на доске чистый лист бумаги, на котором записана тема урока, и обращается к классу: “Наша тема сейчас для вас представляется белым листом бумаги, большим знаком вопроса, по мере работы на уроке мы будем заполнять наш белый лист и к концу урока у нас получиться схема, пред¬ставляющая социальную структуру Казахского ханства”. Далее работа на уроке идет по группам. Учитель сообщает учащимся, что казахское общество изучаемого периода дели¬лось на две основные социальные группы - ак-суйек и кара- суйек. На основе текстов источников ребята делают вывод о том, что люди, относящиеся к ак-суйек, являлись привилегиро¬ванной часть общества. На доску крепятся ярлыки ак-суйек и кара-суйек. Разбираем какие категории населения составляли ак-суйек. Это были султаны (торе) и ходжи. Султаны - Чингизи¬ды, самая влиятельная политическая часть казахского обще¬ства. Членом этой группы можно было стать только по рожде¬нию. Из султанов выбирали казахских ханов. Султаны не отно-сились ни к одному из казахских родов. Султаны не несли ни¬каких повинностей (кроме военной), были избавлены от теле¬сных наказаний и не подлежали суду биев. В пример можно привести самых знаменитых казахских ханов Аблая и Абулхаира. На доске крепятся портреты названных личностей. Учи¬тель показывает классу портрет Чокана Валиханова и спраши¬вает какое отношение он имеет к сословию торе. Учащиеся отвечают, что Валиханов был потомком хана Аблая и принадлежит к султанскому сословию. К ак-суйек относились также ходжи. Они считались потомками ближайших сподвижников пророка Мухаммеда. Среди ходжей было много образованных людей, ученых, служителей религии. Это были носители духовности в казахском обществе. Только они могли говорить правду государю и упрекать его в неправедности. Самым знаменитым ходжой был Ахмед Яссави. На доску крепит¬ся его портрет. Если позволяют возможности кабинета, здесь уме¬стно будет показать небольшой фрагмент документального филь¬ма, снятого к 1500-летию Туркестана, где рассказывается о жизни великого суфия. Демонстрацию фильма можно заменить неболь¬шим сообщением одного из учеников. В противоположность белой кости остальной народ называл¬ся кара-суйек. Самой многочисленной частью казахского об¬щества были рядовые кочевники - скотоводы - шаруа. Они могли участвовать в народном собрании. В пользу государства и хана они несли целый ряд повинностей: военную, платили ежегодно двадцатую часть своего имущества хану и т.д. У них суще¬ствовало разделение на роды и племена. Это были свободные люди, обладающие личными и имущественными правами. В среде кара-суйек выделялась своя элита - бии и батыры. Бий - родоправитель, судья. Наиболее влиятельные бии вхо¬дили в совет биев при хане. Бии составляли национальную аристократию. Особенно следует подчеркнуть, что бием мог стать только человек, хорошо знающий народные традиции и законы обычного права казахов, виртуозно владеющий словом, умеющий доказать свою правоту. “Кого из казахских биев вы знаете?” - обращается учитель к классу. Учащиеся могут при¬вести в пример трех великих биев: Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би и сообщают известные о них сведения. На доске учитель закрепляет портреты названных биев. Батыри-военачальники. Титул батыра присваивался за лич¬ную храбрость в сражении и за умелое руководство военными действиями. Звание батыра не передавалось по наследству. Батыром мог стать любой человек, проявивший в бою смелость и отвагу, будь он рядовым воином или принцем крови. Как титул слово “батыр” прибавлялось к собственному имени храбреца. В пример ребята могут привести имена выдающихся казахских полководцев Райымбека, Кабанбай-батыра, Богенбай-батыра. Кроме аристократии и простых людей в кочевом обществе было небольшое количество лично несвободных мужчин и жен¬щин, которых называли кулы (рабы). Они не входили в ак- суйек ни в кара-суйек. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на своего хозяина, не отвечал за свои преступления. Ответственность за рабов несли их хозяева. Основными источниками пополнения числа рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность. Концу урока на доске получается следующая схема: Далее ребятам предлагается обсудить высказывание Иштвана Вамбери. Учащиеся говорят, что такое мнение можно считать справедливым, так как институты биев, батыров являлись действительным свидетельством демократизма кочевого общества . Три раза в год в Степи собирался курултай, где мог участвовать любой человек. Ярким свидетельством демократизма принцип меритократии, когда правителем становился не просто самый старший в сословии торе, а самый достойный. Таким образом, можно сделать вывод, что современное демократическое правление в Казахстане имеет глубокие демократические корни. Закрепление проводится при помощи тестов на тему урока. В конце урока спикеры сдают результаты работы на уроке всех членов их групп. Эти результаты и результаты тестов используются для выставления оценок за урок. Оценку получает каждый ученик. Домашнее задание: воспроизвести в тетради схему социальной структуры Казахского ханства и дать краткую характеристику каждой социальной группы. | |
Просмотров: 2289 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|