Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века
Поурочное планирование по истории Казахстана 8 класс

Тақырып / Тема: «Социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине XIX века»
Максат / Цель: рассказать о изменении в кочевом хозяйстве казахов, зарождение промышленности и рабочего класса, проникновение российского капитала в промышленность Казахстана
Окыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно-воспитательные задачи:

1. Показать, что проводимая царским правительством политика переселения русских крестьян в Казахстан была направлена на распространение капиталистических отношений. Объяснить влияние этих отношений на хозяйственную жизнь, социальное положение и особенности экономического развития казахского аула. Строительство железных дорог. Зарождение и развитие банковского дела в Казахстане. Формирование рабочего класса в Казахстане
2. Осуществить нравственное воспитание у учащихся, чувства патриотизма, гуманизма.
3. Развивать интеллект, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки, выделять главное, переносить имеющиеся в новую ситуацию, видеть проблему в знакомой ситуации.
Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:
Карта «Казахстана», учебник
Сабақ түрі / Тип урока: комбинированный

әдіс-тәсілдер / Методы: Объяснительно-иллюстративный ,групповая работа, вопрос-ответ.
Наглядность урока: карта "Казахстан во второй по¬ловине XIX в."; схема, таблица.

Сабақ барысы / Ход урока:
I.Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала. Вопрос-ответ
1). Как проводился переселенческий процесс в 60—70-х годах XIX в.? Какие льготы были предо¬ставлены?
2).Какой закон был принят 13 июля 1889 г., раскройте сущность и колониальный характер положе¬ния 1891 г.
3). Цель экспедиции под руководством Ф. А. Щербина. Как проводилось переселение в Семиреченской, Сырдарьинской областях?

4).Какие изменения (новшества) произошли в сельском хозяйстве Казахстана во второй половине XIX в., почему?
5).Расскажите о развитии оседлого земледелия в Казахстане, каково его значение?

III.Объяснение нового материала: С 70—80-х годов XIX в. обедневшие казахи в поисках средств к существованию стали уходить на горные вы¬работки или на предприятия в города. Сформировались казахские жатаки. По социально-экономическому положе¬нию жатаки относились к формирующемуся сельскому пролетариату. Отделяясь от своих соплеменников, они в сравнении с другими группами казахского аула были более близки к новому, передовому производству. Вместе с тем жатаки с социальной точки зрения стали менять свой об¬лик. Порвав с родовой, патриархальной средой, они оказа¬лись восприимчивыми к явлениям классового характера.
Открытие новых промышленных предприятий. Бы¬строе развитие производительных сил в пореформенные годы и формирование всероссийского рынка повлияло на распространение капиталистических отношений в национальных регионах империи. В 30—50-х годах XIX в. выявляются отдельные районы с богатыми природными ресурсами, и с каждым годом нарастает добыча угля, руд, свинца и соли.
С 60-х годов XIX в. российские промышленники стали вкладывать свои средства в организацию промышленного производства в таком богатом полезными ископаемыми крае, как Казахстан.
Строятся железнодорожные ветки, связавшие Казах¬стан с другими районами империи. Наибольшей по про¬тяженности стала Оренбургско-Ташкентская железная дорога. Через железнодорожные ветки с городами России были связаны города Уральск и Петропавловск. Строи¬тельство железных дорог нарастает на рубеже XX в. Если за последние 10 лет XIX в. было построено 482 версты же¬лезных дорог, то к 1905 г. этот показатель достиг 1818 км.
Сосредоточенные в основном в городах заводы и фабрики обрабатывающей промышленности были еще мало¬мощными и плохо оснащенными. Работники, не владея техническими специальностями, не могли выпускать ка¬чественную и в значительных объемах продукцию. Однако в конце века возникают крупные — с числом работников в 300—400 человек — предприятия. Среди них — Успенский рудник, Карагандинский угольный бассейн, Экибастуз- ский, Риддерский. В 1867 г. Баскунчакское предприятие произвело около 55 тыс., а в 1900 г. — свыше 20 млн. пудов соли.
Природные богатства казахской земли стали объектом внимания также зарубежных предпринимателей. Спасско- Успенский, Атбасарский, Риддерский, Карагандинский и Экибастузский промышленные центры, несколько нефтепроизводящих центров были куплены зарубежными капиталистами. Например, акции Спасского медного рудника перешли в руки промышленных собственников США, Германии, Бельгии и Швеции.
Ускоренное освоение природных богатств, развитие денежно-товарных отношений открыли путь для орга¬низации банков и кредитных учреждений.
Задание учащимся: обозначить на контурной карте города, где были открыты предприятия и отделения российских банков. Отделения Государственного банка возникли в хозяйственных и культурных центрах — в Уральске (1876 г.), Петропав¬ловске (1881 г.), Семипалатинске (1887 г.), Омске (1895 г.), позже — в Верном (1912 г.). Открывались и другие банки и их отделения. Из 57 сибирских торговых отделений семь открылись в Казахстане. По числу филиалов значительное место в хозяйственной жизни края занял Русский торгово- промышленный банк, а его отделения были организованы в городах Казахстана в начале XX в.

Проводимая царским правительством политика переселения русских крестьян в Казахстан способствовала распространению капиталистических отношений, повлияла на хозяйственную жизнь, социальное положение и особенности экономического развития Казахстана.

Рефлексия:
1.Кто такие жатаки?
2.Какие предприятия возникли в конце 19 века?

Сабақты қорытындылау / Итоги урока:
Үйге тапсырма беру / Задание на дом: внимательно изучить § 41 учебника.
Категория: История | Добавил: dexis-196 (2017-02-02) | Автор: Валентина Левкович E
Просмотров: 879 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 9:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru