Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

СМОТРЕТЬ В БУДУЩЕЕ, НО ПОМНИТЬ И ЗНАТЬ СВОЕ ПРОШЛОЕ

Сегодня у нас в гостях - главный эксперт Архива Президента Республики Казахстана Евгения Викторовна Чиликова.

– Евгения Викторовна, расскажите немного об Архиве Президента. Что он из себя представляет, чем занимаются его сотрудники?

– Архив Президента Республики Казахстан – это современный, технологически оснащенный комплекс. Выполняет он основные задачи в сфере информационно-архивной деятельности Президента Республики Казахстан, его Администрации. Архив комплектующийся. Фондообразователями его являются госорганы, непосредственно подчиненные и подотчетные Главе государства. Такие как Конституционный Совет, Министерство иностранных дел, Республиканская Гвардия, Казахстанский институт стратегических исследований, Академия Госуправления и другие. Документы государственных органов дополняются документами политических и общественных организаций: Народно-демократической партии «Нур Отан», Социалистической партии, Всемирной ассоциации казахов, Казахстанского добровольного общества «Адилет», национально-культурных центров.

– Документы какого времени хранятся у вас в Архиве? Сколько ему лет?

– В этом году Архиву Президента РК исполняется 25 лет. В хранилищах Архива Президента отложились документы не только периода независимости Казахстана, но также документы политической истории республики, начиная с 1918 года, так как, в свое время, в его состав вошла та часть архивного фонда Коммунистической партии Советского Союза, хранение которой осуществляли Сектор партийного архива Института истории партии при Центральном Комитете Коммунистической партии Казахстана и Архив Алма-Атинского обкома Коммунистической партии Казахстана. По состоянию на 1 января 2019 год в Архиве насчитывается свыше 810 524 796 тыс. единиц хранения за 1918–2013 гг. Наряду с официальными документами в Архиве отложились уникальные коллекции визуальных источников.

– А что это такое – визуальный источник?

– Это один из прямых источников, когда говорящий зрительно наблюдал данную ситуацию. Например, фотографии. В силу своей направленности Архив Президента РК не ориентирован на создание всеобъемлющей фотографической источниковой базы. Однако в наследство от предшественников он получил комплекс фотоальбомов, состоящий из 69 единиц хранения, и фототеку, включающую 551 позитив. Последняя была сформирована в 1960–1980-е годы. в ходе работы над документальными изданиями и воспоминаниями ветеранов партии, комсомола, Великой Отечественной войны.

Фотодокументы по истории Казахстана дореволюционного периода, имеющиеся в АП РК, как правило, являются репродукциями с позитивов, хранящихся в Центральном государственном архиве кинофотодокументов Санкт-Петербурга. Документы советского периода представлены позитивами, собранными архивистами из личных архивов непосредственных участников событий. В них сосредоточена информация о промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, об общественно-политической жизни, образовании и культуре Казахстана. Отдельными темами выделены группы фотодокументов по партийной печати 1920–1930 годов ХХ века, по Балхашскому горно-металлургическому комбинату, архитектуре городов республики и портретные снимки советских государственных и партийных деятелей. В 1997–2000 годах в Архиве появилась электронная фототека, созданная на базе личных архивов потомков репрессированных. В последнее десятилетие появилась и такая тема как история повседневности, которая отражена на вклейке сборника воспоминаний и документов «Казахстан – Украина: дороги и перекрестки. 1917–2008 гг.». Например, «Учителя школы № 5 города Алма-Аты на сенозаготовке… Алма-Атинская обл. 1933 г.»

На практике случается так, что не существует иных свидетельств, кроме фотодокументальных. Для исследователей это определяет уникальность последних. У биографов, журналистов, архивистов, ученых появляется возможность расширения и углубления источниковой базы работ, посвященных разнообразной тематике, начиная со второй половины XIX в., то есть с момента появления фотодокументов.

– Я знаю, что в Архиве есть документы Центрального Комитета комсомола Казахстана.

– В Архиве действительно имеются уникальные документы по истории комсомола. В прошлом году, когда страна отмечала его столетие, эти фонды были востребованы. К сожалению, последнее время к первоисточникам по комсомолу обращаются не так часто. На самом деле в фонде можно ознакомиться с рядом интересных сюжетов: как например, переписка о восхождении комсомольцев-альпинистов на пик Хан-Тенгри (1936 г.), культпоходе о переходе казахского языка на латинскую графику, создание молодежных организаций, шефстве пионерской организации Украины над Казахстаном, комсомола Казахстана – над воинскими частями и ревкомом Монголии, участие комсомольцев в войне или такому движению, как студенческие строительные отряды. Если этими документами заниматься серьезно, можно написать немало исследований.

– Добавлю: и не просто написать исследования, а кое-что очень нужное и полезное возродить в нашей жизни. Я знаю, что в России, например, сейчас возрождаются студенческие строительные отряды.

…Когда я писала свои книги, посвященные истории ТЮЗа, вы, Евгения Викторовна, предоставили мне интересные материалы из архива.

– Да, еще в конце 1990-х, выявляя документы по Великой Отечественной войне, обнаружили письмо Наталии Сац одному из первых руководителей Казахстана Жумабаю Шаяхметову. Наталия Ильинична просила об оказании помощи в открытии на территории Казахстана первого детско-юношеского театра. Уже после публикации статьи в республиканских СМИ был выявлен фотоальбом, посвященный истории создания театра. Визуальные источники: первые программки, пригласительные билеты, оформление старого здания ТЮЗа и, пожалуй, самые трогательные из них, отклики, письма, в которых дети делились впечатлениями о просмотренных спектаклях. Благодаря этим источникам мы смогли восстановить дополнительные сюжеты по истории любимого театра.

– Над какими исследовательскими проектами работает Архив?

– Проблемы, находящиеся в центре внимания исследовательской деятельности определяются, как и во всяком другом архиве, составом и содержанием его документов. Темы во многом определила внутренняя политика Первого Президента РК Н.А. Назарбаева, когда были подписаны указы «Об объявлении 1997 года Годом общественного согласия и памяти жертв политических репрессий», «Об объявлении 1998 года Годом народного единства и национальной истории», «Об объявлении 1999 года Годом единства и преемственности поколений», «Об объявлении 2000 года Годом поддержки культуры», инициированы разработки программ «Культурное наследие», «Рухани жангыру»». В соответствии с указами подбирался и блок тем исследований. Одни из последних работ по проектам были презентованы на Х Международном форуме Ассамблеи народа Казахстана «Память во имя мира» (г. Нур-Султан, май 2019 г.) – две книги, подготовленные Архивом – «Из истории депортаций. Казахстан. 1939–1945 гг.»; «Материалы Международной научно-практической конференции «История. Память. Люди», отражающие вопросы и проблемы, связанные с эвакуацией людей, промышленных объектов, учреждений культуры в связи с трагическими событиями Второй мировой войны. Надеемся, что данные издания внесут определенный вклад в изучение формирования многонационального состава населения Казахстана и создание интерактивной карты «Народ Казахстана».

– Какие шаги предпринимаются Вашим Архивом по программе «Архив – 2025», обозначенной в статье Первого Президента РК Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи», о расширении источников пополнения Национального архивного фонда.

- Зимой 2019 года в Архиве состоялось мероприятие, посвященное 75-летию снятия блокады Ленинграда, на котором на государственное хранение был передан особый раритет военного времени – подшивка газеты «Отанды қорғауда», которая долгое время бережно хранилась в семейном архиве Туймебая Ашимбаева. Издавалась газета с 1 ноября 1942 г. 2 раза в неделю для воинов-казахстанцев, как приложение газеты «На страже Родины» Ленинградского военного округа. Более 1000 листов газетных материалов, 600 фотографий содержат статьи и публикации военных корреспондентов о подвигах воинов-казахстанцев, письма с фронта и тыла, художественные произведения известных советских писателей и поэтов. Данная подшивка – новый практически неиспользованный историками войны источник.

– Евгения Викторовна, как вы думаете, интересно было бы в вашем архиве побывать педагогам?

– На мой взгляд, каждый архив уникален по-своему для заинтересованного исследователя. В свое время, совместно с Казахстанским историко-просветительским обществом «Адилет», Институтом истории и этнологии им. Ч. Валиханова Архив подготовил издание «Человек в истории. Казахстан – ХХ век». В сборнике собраны работы победителей Казахстанского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников, посвященные узловым моментам истории республики: коллективизации, голоду 1930 годов, политическим репрессиям как против отдельных личностей, так и против ряда этносов Советского Союза, высланных в Казахстан, участию казахстанцев в Великой Отечественной войне, истории заводов, истории родного края. Общая сквозная тема всех работ – судьба конкретного человека в стремительном потоке истории, его повседневная жизнь. Своего рода коллективная память старшего поколения, записанная их потомками. И вот в такой ситуации педагогам, курирующим исследовательские работы учеников, было бы актуально обращение не только к учебникам, но и к первоисточникам, то есть к архивам.

Для учащихся средних школ и педагогов проводятся историко-документальные выставки, экскурсии, лекции, также архивисты по приглашению проводят открытые уроки в школах.

– Как я знаю, Ваш архив собирает историю коллективной памяти. Что это такое?

– Благодаря участию в исследовательских проектах, архивистам удалось пополнить Национальный архивный фонд коллекциями так называемой устной истории – коллективной памяти. И если наши предшественники записывали воспоминания только той части общества, которая была абсолютна солидарна с правящим режимом, то нашему поколению пришлось уже работать и с теми, кто в свое время позиционировался властью как «социально-опасные элементы», - репрессированными, спецпоселенцами, бывшими военнопленными. Один из примеров «коллективной памяти» – издание «Казахстан – Украина: дороги и перекрестки», составленное на основе воспоминаний как отложившихся в государственных архивах, так и написанных специально для книги. По текстам, автобиографиям и другим документам можно проследить, как грандиозные политические события отразились на судьбах рядовых жителей конца 20 – начала 21 века.

Архивистам удалось собрать и уникальную коллекцию фотографий. На сайте Архива в рубрике «Виртуальные выставки» на одной из фотографий вы можете увидеть немцев, иранцев, евреев и греков в украинских вышиванках – все они одна семья из поселка Пахта-Арал бывшей Южно-Казахстанской области. Люди женились, рожали детей, дружили и никто не выяснял, кто какой национальности. Все – семья. Попавшие в Казахстан по воле случая, зачастую печального, здесь они обрели дом и родину.

– Думаю, особенно важно знать историю подрастающему поколению.

– В последнее время Архив активно работает совместно с Дворцом школьников г. Алматы. Например, когда проходят такие мероприятия как День Победы, Архив Президента представляет выставку, лекционный материал. Приходят школьники, фондообразователи Архива – ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла. Ко Дню благодарности, 1 марта, помимо историко-документальной экспозиции Архива, представители республиканских этнокультурных центров устраивают ярмарку по типу этнографической деревни…

Документы востребованы совершенно для разных возрастных категорий. Учителя, обращаясь к первоисточникам, могут писать исторические эссе. Так, например, в прошлом году преподаватель с учеником, взяв за основу одно из сообщений на конференции по эвакуации, обратились к архивным документам и подготовили исследование о писателе еврейского происхождения. Результат: победа в конкурсе, награда – поездка в Израиль. К работе в Архиве допускаются с 18 лет, поэтому школьник работал совместно со своим наставником – педагогом. Мы рады, что творчество архивистов пошло в народ, что к документам обращается не только узкий круг ученых, которые занимаются историей ХХ века, но и школьные учителя и их ученики

– Многие люди сегодня пытаются восстановить свою семейную историю, разыскать своих родственников. Здесь вы помощники?

– Действительно, в последнее время подобные обращения поступают все чаще. Архивисты участвуют в создании баз данных. С 2006 г. Архивом открыт доступ исследователей к БД: «Именной каталог», «Именная картотека» и другим. Тогда же началось создание электронной фототеки и тематического каталога к фотодокументам.

Пишут исследования по персоналиям. Написан ряд методик алгоритма поиска, исследования по архивной эвристики. Реконструировать историю рода можно, для этого необходимо приложить максимум усилий и кропотливого труда. Читальный зал Архива Президента, Архива – политической истории ХХ века открыт для исследователей.

– Ваши ближайшие планы.

– Совместно с коллегами из России, Киргизии, Узбекистана, Белоруссии архив активно готовится к Юбилею Победы в 2020 году. Великая Отечественная война – одна из многих трагических страниц истории советского государства. Страница, заполненная самоотречением, жертвенностью, готовностью к ежедневному, ежечасному подвигу во имя высшей цели – свободы. Для Казахстана война оказалась мощным катализатором в процессе, наметившемся в первое предвоенное десятилетие – индустриализации. На базе эвакуированных предприятий в республике возникли машиностроение, станкостроение, черная металлургия, оборонная промышленность. За короткий срок перебазированные заводы и фабрики стали составной частью единого организма военной экономики страны. В сочетании с неисчислимыми естественными богатствами эвакуированные предприятия превратили восточные районы в мощную линию экономических укреплений, в несокрушимую крепость обороны. Война пополнила и человеческие ресурсы Казахстана: в те годы в республику прибыли высокообразованные, квалифицированные кадры, многие из которых навсегда связали свою жизнь с Казахстаном.

– Спасибо за интервью, Евгения Викторовна. Как тут не вспомнить знаменитые строки Расула Гамзатова, которые так любила Наталия Сац: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Будем помнить наше прошлое.

Интервью брала Людмила Мананникова.

На фото:Учителя школы № 5 г. Алма-Аты на сенозаготовке. Алма-Атинская обл.. 1933 г.

Категория: История | Добавил: collegy (2019-06-07)
Просмотров: 559 | Комментарии: 1 | Теги: Евгения Чиликова, Архив Президента РК | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru