Урок по теме «Искусство позднего Возрождения» Подманкова Светлана Алексеевна Учитель истории многопрофильной школы-лицея №3 имени А.С. Пушкина, г. Степногорск Акмолинской области. Цель урока: 1. Познакомить учащихся с представителями Позднего Возрождения. 2. Развивать навыки сопоставления и анализа у учащихся на примере представителей Позднего Возрождения. 3. Введя учащихся в атмосферу эпохи Ренессанса воспитывать чувство прекрасного. Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Н. Заболоцкий Живопись в одно мгновение должна вложить в сознание зрителей всё своё содержание. Леонардо да Винчи I. Организация класса к уроку. II. Вступительное слово учителя. Эпоха Возрождения, которую мы продолжаем изучать, в более широком понимании означает новый образ жизни и новое мировоззрение. Это время зарождения капиталистических отношений, формирования мировых торговых связей, образования национальных государств, возникновения социальных конфликтов: религиозные войны во Франции, крестьянская война в Германии, буржуазная революция в Нидерландах. В этот период начинается процесс отделения художественных ценностей от религиозно-этических, и устанавливается новое отношение к искусству. Рождается представление о человеке как «земном боге» являющимся истинным творцом собственной сущности и всего что создают его руки и интеллект. Прежде чем мы познакомимся с представителями Позднего Возрождения: Тицианом, Дюрером и Эль Греко проверим знания по теме в виде теста. III. Выполнение теста на 2 варианта с использованием презентации. Приложение 1. Учащиеся, просматривая презентацию, отвечают на вопросы на приготовленных листочках. Ключи ответов: 1 вариант 2 вариант 1. – В, Г; 2. – 1) – Б, 2) – В, 3) – А; 3. Романский стиль – 1, 4, 5, 7; 4. – А, Д; 5. – 2, 4, 6; 6. - В 1. – Б, В; 2. – 1) – В, 2) – Б, 3) – А; 3. Готический стиль – 1, 3, 6, 8; 4. – А, Б, Д; 5. – 1, 3, 5; 6. – Б. IV. Изучение новой темы по плану: 1. Тициан. 2. Альбрехт Дюрер. 3. Эль Греко. 4. Виртуальное путешествие по залам Эрмитажа. V. Закрепление новой темы, составление краткого конспекта с использованием презентации. Приложение 1. Учащиеся приготовили сообщения и мини-презентации по представителям Позднего Возрождения. Краткое изложение. 1 ученик: Тициан (Тициано Вечеллио) (около 1489/90 – 1576гг.) итальянский живописец. Глава венецианской школы Высокого и Позднего Возрождения. Происходил из родовитой провинциальной семьи. В ≈ 1500г. - отдан на обучение к мастеру мозаики, затем учился живописи у Дж. Беллини. С 1517 по 155г. занимал должность официального живописца Венецианской республики. Его заказчиками были императоры, короли, папы римские. Художественные произведения: «Святое семейство», «Мадонна с младенцем, святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем», «Кающаяся Мария Магдалина». 2 ученик: Альбрехт Дюрер (1471-1528гг.) родился и умер в Нюрнберге, немецкий живописец и график. Основоположник немецкого Возрождения. Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Учился сначала у отца, затем Нюрнбергского живописца и гравера М. Вольгемута. В годы странствий (1490-1494гг.) посетил Базель, Кальмар, Страсбург. Позже в 1494-1495 годах посетил Венецию и Падую, в 1520-1521 годах – Нидерланды. Работал на императора Максимилиана. Рисовал пейзажи, рисунки, портреты, успешно работал в области ксилографии (гравюра на дереве), серия «Апокалипсис». В последние годы издавал теоретические труды. Художественные произведения: «Барабанщик и флейтист», «Четыре всадника», «Портрет священника», «Портрет молодого человека». 3 ученик: Эль Греко или Доминико Теотекопули (1541-1614гг.) испанский художник по происхождению грек. Мало известно о молодости. В 1567-1570гг. – жил в Венеции, возможно учился у Тициана. Посетил Парму, Рим. С 1577 года жил в Испании. Пишет картины, впитавшие в себя византийские традиции и достижения итальянского Ренессанса. Им созданы алтарные картины и портреты, в поздний период пишет картины предвещающие апокалипсис. Художественные произведения: «Святое семейство», «Христос изгоняет торговцев из храма», «Поклонение пастухов», «Моление о чаше», «Спаситель мира». VI. Виртуальное путешествие по залу Эрмитажа, посвящённое творчеству Тициана (электронное пособие). VII. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся. VIII. Домашнее задание: конспект, индивидуальные задания – приготовить сообщения: Караваджо, Братья Карраччи и Болонская академия, Л. Бернини. Литература: 1. «Молодёжи об искусстве» - Т. Вийранд. Таллинн 1990г. 2. Журнал «Галерея». № 1 – 195 3. История искусства зарубежных стран 17-18 веков. Под редакцией В.И. Раздольской. Москва 1988г.
|