Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Серьезные изменения, происходящие в последние годы в нашем обществе, отражаются на сфере образования Республики Казахстан. Во все времена традиционные методы воспитания были эффективны в передаче ценностей и норм прошлого прежде всего потому, что были тесно связаны с социально-экономической структурой общества, экологическими условиями, способами ведения хозяйства, производительными силами и производственными отношениями. На протяжении всей истории человечества смена поколений орудий труда происходила одновременно со сменой поколений непосредственных производителей – людей. Так, в ремесленном производстве средневековой Европы, несмотря на ускорение технического прогресса, оборудование и инструменты передавались в наследство из поколения в поколение без каких-либо заметных усовершенствований. Даже в конце 19 - первой половине 20 века средний срок использований многих машин и другого оборудования в целом превышал продолжительность трудовой активности работника. Научно-техническая революция внесла в процесс обновления материально-вещественного и субъектно-личностного компонентов производительных сил общества большое изменение: темпы смены новых поколений техники стали стремительно опережать темпы смены поколений работников. Теперь в течение жизни одного поколения людей, на протяжении активной трудовой деятельности человека, в передовых отраслях производства происходит смена нескольких поколений техники. Соответственно меняются практические задачи и критерии эффективности обучения и воспитания. В прошлом старшие, оценивая успешность своей воспитательной работы главным образу по тому, насколько им удалось передать детям накопленные ценности, умения и навыки, могли предполагать, что жизнь их детей в обществе будет похожа в основных чертах на мир, в котором жили их родители. Социальные изменения в современном мире быстры и значительны. Сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличающемся от мира, в котором жили и живут их родители. Поэтому свои воспитательные успехи современные воспитатели молодого поколения должны оценивать не столько по тому, как им удалось передать свои знания и умения, сколько по тому, сумели ли они подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения. Таким образом, в современном мире воспитание молодого поколения прежде всего должно быть воспитанием самостоятельной, творчески мыслящей, ответственной личности, способной стать достойным гражданином динамичного общества. В современных условиях вызывает большую тревогу факт девиантного поведения людей. Группу повышенного риска представляет подрастающее поколение в возрасте 14-18 лет. Сказываются особенности переходного возраста, когда на подростков уже не действуют нормы детских форм контроля, послушания взрослым, а нормы самоконтроля, самосознание еще не выработались окончательно и не окрепли. Злоупотребление алкоголем, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение, а также суицидальные явления – вот неполный перечень проявлений девиантного поведения современного подрастающего поколения. Такое поведение зачастую является следствием того, что подросток, непонятый и непризнанный окружающими его людьми, будучи не в силах самостоятельно выработать собственные взгляды на жизнь, ищет выхода из сложившейся ситуации. Проблема девиантного поведения представителей подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, в решении которой заинтересованы и сфера образования, и родители, и все общество в целом. Проблеме формирования качеств самостоятельной, творчески инициативной личности посвятил свою работу психолог Кон И.С. Целью его книги «Психология ранней юности» является «познакомить учителя с важнейшими социально-психологическими проблемами ранней юности и пробудить… его мысль и дать пищу для самостоятельных размышлений». Главная мысль книги: «Юность – не пассивный объект обучения и воспитания, а самостоятельный субъект деятельности , подход к ней может быть только личностным». Автор рассматривает особенности переходного возраста, вопросы юношеской субкультуры, раскрывает основные причины девиантного поведения, затрагивает тему суицидов среди подростков. Американские психологи Карен Миллер, Мелвин Кон и Харми Скулер в 1985-1986годах в рамках большого исследования влияния труда на личность обследовали около 200 юношей школьного возраста. Результаты обследования показали, что более сложная и более самостоятельная, свободная от опеки взрослых учебная работа способствует формированию более гибкого, творческого мышления и развития общей потребности в самостоятельности, уменьшает вероятность эмоциональных расстройств. Учащиеся с более развитой ориентацией на самостоятельность предъявляют повышенные требования к самоуправлению в бучении. Таким образом, американские ученые пришли к выводу, что в обучении молодежи действуют те же психологические закономерности, что и в трудовой деятельности взрослых. Самостоятельность, устойчивые жизненные взгляды подростков помогают им не только при обучении, в мыслительной деятельности, но и помогают им выбрать определенную жизненную позицию, постичь смысл жизни человека. Фундамент формирования общественно активной, мыслящей личности закладывается в процессе обучения и воспитания. Существенными качествами такой личности является активность, самостоятельность в познании окружающего мира, потребность в приобретении знаний, умение применять их в новых жизненных ситуациях, решать творческие задачи. Одним из основных средств формирования этих качеств в процессе обучения и воспитания является самостоятельная работа учащихся, в том числе самостоятельная работа на уроках истории. У истоков проблемы самостоятельной работы школьников стояли М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Н.ГДайри, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова. Объектом исследования перечисленных авторов было определение самостоятельной работы, ее признаков и функций, дидактических и методических требований к ее организации. Имеющиеся научные результаты позволили подойти к системному теоретическому анализу проблемы. Самостоятельная работа учащихся эффективна с точки зрения трех позиций: дидактической, психологической и организационной. С организационной точки зрения признаками самостоятельной работы являются: • Наличие цели работы • Четкое определение форм выражения результата (устная, письменная, практическая) • Обязательность выполнения работы каждым учеником. С дидактической и методической точки зрения самостоятельная работа по истории связана с осуществлением целей: • Формирование способности разбираться в явлениях общественной жизни, объяснять их сущность • Развитие познавательных способностей учащихся • Обучение оценивающей деятельности • Формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой • Обучение использованию знаний, умений и навыков на практике. Таким образом, работы известных дидактов, психологов по данной проблеме, рекомендации опытных учителей представляют собой полезный материал, не утративший своей актуальности в процессе современного обучения и воспитания. Цели данной публикации: раскрыть значение самостоятельной работы в решении задач активизации мыслительной деятельности учащихся; выяснить значение умений и навыков самостоятельной работы для формирования качеств самостоятельности будущего члена общества, для формирования активной жизненной позиции личности. Современное динамично развивающееся общество требует развитого, самостоятельного человека. Следовательно, воспитание должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности. Самостоятельную, творчески мыслящую личность формирует только самостоятельная, творческая деятельность, построенная на основе самоуправления и самоконтроля. Это обязывает учитывать в процессе формирования личности ее индивидуальность. Учителю современной школы нужно учитывать, что среди учащихся встречаются подростки с проблемным, девиантным поведением, то есть поведением, отклоняющимся от нормы. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории: 1) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья; 2) антисоциальное поведение, нарушающее определенные социальные и культурные нормы, особенно правовые. Наибольшую тревогу общества среди современных подростков вызывает проявление ими суицидального поведения. Для юношеского возраста характерно, что любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти как попытке разрешить жизненные трудности путем ухода из жизни. Эта серьезная проблема требует чуткости и внимания со стороны преподавателей, психологов и родителей. Профилактика самоубийств среди подростков заключается в создании психологического климата, исключающего наличие чувства одиночества, непризнанности, неполноценности и уязвимости со стороны окружающих. Учащиеся должны быть заинтересованы определенной деятельностью, общением со сверстниками и взрослыми, проявлять свои качества и способности в учении и трудовой деятельности. Всего этого он добивается при условии наличия у него навыков самоконтроля, умения самостоятельно действовать и принимать решения. Решение задач активизации учащихся в процессе обучения и воспитания требует поиска более совершенных и разнообразных методических приемов. Одной из активных форм обучения истории остается групповая форма работы, так как она дает возможность сочетать коллективную и индивидуальную деятельность учащихся. При этом возрастает эффективность учебно-воспитательного процесса. Успех групповой форме работы обеспечен при условии поэтапной подготовки к ней учащихся: • На первом этапе организуется индивидуальная работа учащегося с учебником, с учебным текстом. Ставится задача восполнить пробелы в умении анализировать текст, сравнивать и объяснять исторические факты. На занятиях учащиеся получают задания: составить таблицу, сравнить исторические явления на основе различных источников и т.д. • На втором этапе учащиеся работают в парах. Продолжается формирование умения работать с различными источниками и приобретаются навыки совместной деятельности. • На третьем этапе организуется работа в малых группах. Составы групп корректируются по уровню подготовленности учащихся. Каждый член группы выполняет часть общего задания. После взаимной информации складывается коллективный результат, которым в той или иной степени владеют все члены группы и могут выступить с соответствующим сообщением. В результате такой работы обеспечивается усвоение всеми учащимися основного программного материала. В ходе групповых занятий возникает атмосфера соревновательности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы. В условиях групповой формы обучения возникает благоприятный эмоциональный фон: возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес, стремление самостоятельно добывать знания из различных источников. Это служит основой для формирования самостоятельности учащихся в учении и в реальной жизни. Таким образом, рационально организованная групповая деятельность учащихся позволяет решать познавательные задачи, а также способствует становлению личности подростка, сплочению и развитию учебного коллектива. К активным формам обучения относятся семинарские занятия. Эффективность семинарских занятий повышается при использовании групповой работы учащихся с использованием интерактивной доски. При обучении истории можно использовать различные формы семинара с групповой работой учащихся. Семинар «Защита проблемы» Перечень вопросов, выносимых на семинар, сообщаются учащимся заблаговременно. Указывается необходимая литература. В начале занятия на экране учащиеся видят электронные документы с набором вопросов. Количество вопросов должно превышать количество групп. Представители групп выбирают набор вопросов путем электронной «жеребьевки» с использованием программы Akttivstudio (инструмент «выбрасывание костей»). В течение 5 минут группы продумывают ответы, подбирают необходимый материал из имеющихся учебных пособий, включая электронные учебные пособия, подбирают созданные заранее презентации PowerPoint, определяют основного докладчика. В защите вопроса (основное сообщение, дополнение к нему, комментирование слайдов презентации, ответы на вопросы) участвует вся группа. Семинар «Круглый стол» Отличительной особенностью семинара является сочетание индивидуальной и групповой форм деятельности. Большая часть занятия отводится на самостоятельную работу в группах, в которые учащиеся объединяются по интересам (видам деятельности). Одни группы работают над вопросами, активно их обсуждают, тем самым образуя малый «Круглый стол». Другие группы выполняют практические задания: составить кроссворд во флипчарте, составить тезисы изучаемого материала с созданием презентации PowerPoint. В конце занятия учащиеся рассказывают о результатах своей работы и ходе ее выполнения. Семинары предполагают использование элементов дискуссии. Это позволяет выявить многообразие мнений, развивать способности активного и альтернативного мышления, воспитывать культуру общения. Самостоятельные взгляды на окружающий мир, мировоззрение, формированное в процессе обучения и воспитания в условиях современного образования, играет важную роль для формирования активной жизненной позиции личности. Она зависит от сформированности у молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, отношения к внешнему миру, труду, образу жизни. Приучить учащихся самостоятельно работать в процессе обучения – одна из серьезных задач современной системы образования, от удачного решения которой во многом зависит дальнейшее поведение молодых людей в обществе, их нравственный и моральный облик как членов общества. В самостоятельной взрослой жизни молодым людям будет необходимо не только самостоятельно применять полученные знания на практике, но и овладевать новыми, постоянно их совершенствовать, так как бурные рост и развитие современных компьютерных технологий требует от каждого работника непрерывного пополнения своих знаний. Источник: http://Самостоятельная работа учащихся на уроке истории. | |
Просмотров: 4049 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|