С. П. Кузнецова История Казахстана
учитель истории
гимназии № 6 г. Астана
Коллективизация сельского хозяйства
Цель: составить представление о коллективизации в Казахстане.
Задачи:
- расширение информационного поля;
- формирование интеллектуальных навыков и умений;
- приобщение к нормам и ценностям гражданского общества.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
по логике передачи – индуктивные и дедуктивные;
по источнику передачи – словесные, наглядные и практические;
по способам мышления – частично-поисковые.
Оборудование: карта, схемы, таблица, документы.
ПЛАН
1. Организационный момент.
2. Проверка выполнения домашнего задания по теме: «Индустриализация».
2.1. Решение «исторических уравнений».
дата личности события
1928-1932 ? ?
? Голощекин «Малый октябрь»
20-30-е годы XX века ? комплексные экспедиции в Центральном Казахстане
2.2. Учащимся предлагается:
1) из перечисленных ниже фактов выбрать те, которые имеют отношение к процессу индустриализации;
2) используя данные факты составить логические цепочки.
Минерально-сырьевые ресурсы, Губкин, Алаш-Орда, революция, Сатпаев, «советизация аула», Верный, 1925 год, Мынбаев, Рудный Алтай, Розыбакиев, X съезд, Караганда, 100 тысяч, Сибирь, урбанизация, XV съезд, 1921 год, Турксиб, «второе Баку», XIV съезд, репатрианты, Садвакасов, уголь, 1927-1931, Урал, «приближение промышленности к источникам сырья», Казахстан, Голощекин, «местный национализм».
2.3. Исторические портреты (презентация и сообщения учащихся о деятелях Казахстана в период индустриализации).
3. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала.
Факты:
- с 1929 по 1931 годы произошло 372 восстания;
- 1933 год – полное оседание народа, который тысячелетиями вел кочевой образ жизни;
- население КАССР к 1933 году уменьшилось на 2 миллиона 100 тысяч человек. Почему?
4. Новая тема.
4.1. Работа с понятиями.
Коллективизация, фактории, сельхозартель, ТОЗы, лжеактивисты (можно применить упражнение «ассоциации» или «мозговой штурм»).
4.2. Рассказ учителя. Планы и реальность.
Ленин и его модель коллективизации
. создать «строй цивилизованных кооператоров», объединить в колхозы 18-20 % индивидуальных крестьянских хозяйств;
. добровольность, поэтапность, материальная заинтересованность Сталин и его модель коллективизации
. охватить все крестьянство;
. командно-административные методы, принуждение и форсированные темпы
Далее учащимся предлагается логически связать: НЭП, индустриализация и коллективизация.
Коллективизация позволила перекачать из сельского хозяйства необходимые денежные средства и рабочую силу для осуществления индустриализации.
4.3. Ход коллективизации.
1927 год. XV съезд.
Курс на коллективизацию
1927-1928 годы.
Кризис хлебозаготовок
1928 год.
Декрет «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов»
определил целевую установку на эскалацию силового режима
1928 год.
Год «массового колхозного движения» ? ЕНТ
1929 год.
Форсировано развивается колхозное движение ? ЕНТ
1930-1932 годы.
Голод «Великий джут». Потери населения 2 миллиона 100 тысяч человек. Более миллиона человек мигрировало
1929-1931 годы.
372 восстания
1931 год.
Коллективизировано 65 %
1932 год.
Предполагалось завершить коллективизацию
1933 год.
Полное оседание
4.4. Действующие лица.
Сталин И. В.
Разрешил использовать чрезвычайные меры. Оказывал поддержку Голощекину. Голощекин Ф. И.
Глава краевой партийной организации. «Советизация аула».
Исаев У.
Председатель Совнаркома республики. Писал Сталину о бедственном положении казахского населения, предлагал сместить Голощекина. Мусрепов Г., Давлетгереев М., Гатаулин М., Алтынбеков А., Куанышев К.
«Письмо пяти». 1932 год.
Рыскулов Т.
Поддержал Исаева. Письмо Сталину (1933 год). Джакупов
Руководитель восстания в Сузакском районе.
4.5. Итоги и последствия коллективизации.
5. Закрепление (тесты).
6. Информация о домашнем задании.
Осмысление материала.
Заполнение таблицы.
Очаги восстания Особенности
Сузакский
Каракумы
Батпаккара
Каркаралинский
Иргизский
Рекомендуемая литература:
Учебники Истории Казахстана 9-го и 11-го классов.
История Казахстана: Хрестоматия для 11-х классов.
История Казахстана и Центральной Азии: Учебное пособие/ Абусеитова М. Х. и др.
7. Итоги урока.
Выводы и оценки.
|