Чистякова Валентина Александровна Учитель истории Ижевской средней школы Аршалынского района Акмолинской области Тема: «Казахстан – независимое демократическое государство». Учимся демократии. Реализация избирательного права. Цель: Попробовать на практике принцип демократических выборов. Задачи: Образовательная: Познакомить учащихся с принципом демократических выборов. Учить видеть главное, Обобщать. Отстаивать своё мнение. Уметь работать в группах. Учить ораторскому искусству. Развивающая: Формировать понятия независимости и демократии. Делать выводы. Воспитательная: Прививать любовь к Родине, Воспитывать чувство патриотизма, человеколюбия, гражданственности Форма проведения: Деловая игра. Оборудование: Символика РК. Пословицы о Родине. Карта РК. Плакаты кандидатов в депутаты. Бюллетень избирателя. Эпиграф: «Все земли хороши, а своя- лучше». План проведения: 1. Подготовительный этап. 2. Вступительная беседа. 3. Игра. 4. Подведение итогов. Ход мероприятия. 1. Вступительная беседа. Учитель: Родина! Такое замечательное слово! Сколько в нём гордости, доброты, любви! А как называется наша Родина? (РК). 2. Работа с настенной картой. - Посмотрите, как велика наша Родина. Она простирается от Алтайских гор до Каспийского моря. От Западно-Сибирской равнины и Уральских гор до северных отрогов Тянь– Шаня. 1 чтец. Казахстан! Казахстан! Отчий край, кровный стан. Ширь пшеничных полей, свет шахтёрских огней. Ровно реет твой флаг среди флагов всех стран. Тебя знает весь мир, мой родной Казахстан! 2 чтец. Казахстан! Казахстан! – отчий край, кровный стан, Даль ковыльных степей, верность старых друзей, Гордо реет твой флаг среди флагов всех стран Ты как сердце моё, мой родной Казахстан! ИСПОЛНЯЕТСЯ ГИМН РК. Учитель: Очень долгим был путь казахстанского народа к своей свободе, но Преодолев трудности, Казахстан обрёл свою независимость. Игра. Тематическое лото (Казахстан - независимое государство). (Учащиеся выбирают бочонок, под цифрой зашифрован вопрос). Вопросы: 1.Какую территорию занимает по площади РК? (2.7 млн.км), (2млн.717тыс. кв.км.) 2.На каком месте в мире находится РК по занимаемой территории? (на 9 месте) 3.Когда РК отмечает День Независимости? (16 дек. каждого года) 4.В каком году РК провозгласил свою независимость? (1991) 5.Кто первым стал всенародно избранным Президентом? (Н.Назарбаев 1дек.1991г) 6.Назовите государственные символы РК. (Флаг. Герб. Гимн.) 7.Когда в РК была введена национальная валюта? (15 ноября1993г.) 8.Представители скольких национальностей живут в РК? (130) 9.Со сколькими государствами граничит РК? (с 5 – ю) 10.Когда был написан последний, современный гимн РК? (январь 2006г.) 11.Назовите города, бывшие столицы Казахстана. (Оренбург, Кзыл-Орда, Алма-Ата) 12.Кто является высшим должностным лицом в нашем государстве? (Президент) 13.С каким из государств у Казахстана самая короткая граница? (Туркменистаном) 14.Как называется свойство государство самостоятельно решать свои внутренние и внешние дела и проблемы? (Суверенитет.) 15.В скольких ещё странах, кроме Казахстана, проживают казахи? (55) 16.Что означает слово «казах»? (свободный, независимый) 17.Как назывался раньше город Астана? (Акмола, Целиноград) 18.К какому материку относится наше государство? (Евразия) 19.Назовите высший законодательный орган РК. (Парламент) 20.Как называется основной закон страны? (Конституция) 21.Сколько городов в Казахстане? (84) 22.Признаёт ли Конституция РК за гражданином РК гражданство другого государства? (не признаёт) 23.Из скольких разделов состоит Конституция РК? (из9) 24.Из скольких палат состоит Парламент РК (из2-х) 25.Как называется верхняя палата Парламента? (Сенат) 26.До скольких лет по Конституции РК гражданин считается по своему статусу (положению) ребёнком? (до18). 27.Текст Гимна написал Ж.Нажмеденов, А кто редактировал? (Н.Назарбаев) 28.Как называют человека горячо любящего свою Родину? (Патриотом) 29.Река в Казахстане, название которой читается одинаково слева направо и справа налево? (Или). 30.Берега какой реки Казахстана находится один в Европе, а другой в Азии? (Иртыш) Учитель: В Конституции РК 1статья гласит: РК утверждает себя демократическим государством» Далее ст. 3 гласит 1.»Единственным источником власти является народ». Но как народ может стоять у власти? Что означает демократия? Попробуем с этим разобраться. Инсценировка. Автор: Однажды, видимо это был выходной день, папа читал газету, мама вязала, И, вдруг… 1 –й (ребёнок выбегает с мячом) А давайте поиграем в мяч! Мама (отложив вязание, опустив очки) «Ну вот, что ещё задумали?» Автор: Папа строго Папа: Нет Автор: Дети захныкали Дети: -Ну можно, ну пожалуйста. Мама:-Что такое?! Всё – нельзя. Дети: -Ну мы хотим играть в мяч. Папа (строго): -Обойдёмся без демократии. Дети: -Ну причём здесь демократия? Мы просто хотим играть в мяч. Мама: - Видите ли, то что вы предложили играть в мяч, т. е. делать то, что вам хотелось, это уже были попытки установить что - то вроде демократии. Учитель: Ребята! Демократия - это способ управления страной, людьми, При демократии власть принадлежит народу, государством управляет народ. Ну и ну, скажите вы, как народ может управлять самим собой? Народ выбирает своих представителей, людей которым доверяет, этих людей, если их избирают – называют депутаты, а пока идёт голосование за них, их называют кандидаты. Проведём игру, которая лучше поможет понять принцип организации проведения демократических выборов. Деловая игра. Разделим наш класс на группы 1группа. Счётная комиссия. Вы должны подготовить избирательные бюллетени на кандидатов в депутаты, После тайного голосования подсчитать результаты и подвести итог выборов. 2, 3, 4, 5 группы – доверенные лица кандидатов, Вы должны выбрать кандидата и рассказать о нём так, чтобы именно его захотелось выбрать, 6 группа – Оппозиция Ваша задача – внимательно выслушать доверенных лиц, определить отрицательные качества, по которым вы считаете, что данный кандидат не достоин быть избранным. Выбор кандидатов. Учащимся 2, З, 4, 5 гр. Предлагается выбрать своего кандидата из известных героев сказок и мультфильмов. 1 – гр. Крокодил Гена 2 - Красная Шапочка 3 - Старуха Шапокляк 4 - Доктор Айболит Всем группам даётся время на выступление. Учитель: Дорогие избиратели! Выборы в стране, это важное событие и это волнует не только граждан данной страны, Веси мир наблюдает за этим! И поэтому любая страна может послать своего независимого наблюдателя. Он не вмешивается в процесс выборов, но вправе наблюдать за всем процессом от начала до конца и высказывать в СМИ (средствах массовой информации) своё мнение, а это имеет очень важное значение, действительно лт это демократические, свободные выборы или имеет место подтасовка бюллетеней и может разразиться международный скандал. ( Сигнал факса) Учитель: Пришло сообщение, что к нам едет наблюдатель из Англии. (Стук в дверь, входит Наблюдатель) – Я есть господин Черчилль, Я есть наблюдать за Ваш процесс, Действительно ли у Вас свободный, демократический выбор. / ему предлагают сесть/ Учитель: Пока группы наши готовятся, проведём экскурс в историю слов. Информация учителя. Интересна история слов, её творит сам народ и вот тому пример. Когда-то в общеславянском языке слово «вонь» означало просто запах, отсюда в русском языке «благовоние» и «зловоние». Если бы поляку сказали: «Яка деликатна вонь от вас», он посчитал бы это комплиментом, т.к. переведёт «Какое нежное благоухание». 1в. Почему 12 – й месяц в календаре называют «декабрь»? т.е. в переводе с римского – «десятый». (в Др Риме начинался год с с1 –го марта) 2в. Почему за яд, подаваемый к столу в древности, не только не казнили, но и благодарили? ( ядом называли то, что «едят», - отсюда «яства»). 3в. Одним из признаков независимого государства является наличие национальной валюты, Это сложное дело, требующее много сил, средств, специалистов, спец. оборудования. Внимание, вопрос: Какая из дальних стран зарубежья помогла Казахстану решить этот вопрос и изготовить первые банкноты? (Англия, Фирма «Харрисон») Игра. 1группа. Мы предлагаем кандидатуру Крокодила Гены, т.к. считаем его грамотным, добрым, он заботится о подрастающем поколении, любит животных, надёжный друг, Решает проблемы жилищного строительства, заботится о чистоте окружающей среды Оппозиция: Не в коем случае – ему не хватает твёрдости характера, слишком доверчивый. 2группа: Мы предлагаем кандидатуру Красной Шапочки. Она молода, красива, энергична, с уважением относится к старшему поколению, любит природу. Оппозиция: Ни в коем случае – она слишком молода, доверчива, невнимательна, не отличила свою бабушку от волка. Ветрена. Распевает громко песни, когда вокруг ходят голодные волки. И к тому же не знакома с городской жизнью. 3группа: Мы предлагаем кандидатуру Старухи Шапокляк, Считаем её энергичной, сообразительной, изворотливой, общительной, она кого хочешь сумеет уговорить и переманить на свою сторону. Оппозиция: Ваш кандидат много врёт. Учит плохим поступкам, обижает маленьких, не уважает старших, губит природу. 4 группа: Доктор Айболит. Имеет высшее образование, не боится трудностей, заботится о людях, о животных. Оппозиция: Ваш кандидат пенсионного возраста, пользуется устаревшими методами работы, излишне доверчив и, вообще, уехал за границу. Голосование: Счётная комиссия раздаёт всем участникам выборов избирательные бюллетени, объясняются правила заполнения «Уважаемый избиратель! Отметку «+» необходимо ставить только напротив кандидата, Более одной отметки «+» - это значит, что бюллетень недействителен». Объявляется тайное голосование. Избирательный бюллетень бросают в урну. Пока работает счётная комиссия: Учитель: «Язык народа – есть его душа». Любой народ имеет свой исторически сложившийся язык, Украшают его различные фразеологические выражения и на этом построены многие шутки. Попробуйте объяснить. -Это твоя сестрёнка с петухами ложится -Ой бай, она одна ложится, с петухами нельзя, они клюются. (что значит «ложиться с петухами?» – очень рано) -Замолчи, Жанат, говорят. -Прикуси язык, говорят -Он язык прикусил и сильней заголосил. (Прикусить язык, значит замолчать) За столом сказала мать: «Хватит языком болтать!» _ А сынишка осторожно, а болтать ногами можно? (языком болтать, значит много разговаривать). Объявление результатов. Обращение к господину из Англии. Господин: «О – ЕС – ЕС, я доволен, выборы прошли безупречно. Казахстан – великая страна! И об этом узнают в моей Англии. Рефлексия: Учитель: Ребята! Теперь вам понятно как государством управляет народ и как реализует своё избирательное право. /Отметить наиболее активных. Наградить – например отметками по предмету./
|