Самоанализ урока по предмету - история Казахстана по теме: «Развитие просвещения» (8 класс) 1.Характеристика класса. Урок проходил в вечерней общеобразовательной школе, в 8 классе. Среди учеников отсутствуют неуспевающие. Ребята ответственно относятся к учебе. Большинство учащихся совмещают учёбу в вечерней школе с работой. Мои ученики интересуются событиями общественной жизни, владеют некоторыми навыками самостоятельной работы, любят диалоговые формы организации обучения. На уроках наблюдается положительный эмоциональный настрой. 2.Характеристика урока с позиции его места в курсе. Урок «Развитие просвещения» является первой частью раздела «Культура Казахстана в первой половине 19 века», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока, так и всего раздела в целом, в том числе такие как: • формирование знаний о положительном влиянии присоединения казахских земель к Российской империи на процесс развития просвещения; • развитие умения применять знания с целью успешной социализации. 3.При постановке целей урока мною учитывались следующие факторы: • возраст учащихся-вечерников данного класса (18-26 лет): психологические особенности данного возраста молодых людей, а именно, важнейшее новообразование – появление чувства «взрослости», многие имеют опыт в рабочих профессиях, у некоторых есть собственные семьи (учащиеся на уроке отстаивают свою позицию, используя своё мнение и уже имеющийся жизненный опыт); • довольно не высокий уровень обученности школьников и значительные перерывы в обучении; • техническое оснащение школы, а именно наличие отдельного кабинета истории, наличие наглядности и раздаточного материала, что создает положительный настрой класса на урок; • специфика темы урока «Развитие просвещения» (объективная содержательная сложность, упоминание большого числа исторических личностей, исторических событий, но в тоже время объективный интерес учащихся к теме) в рамках курса «История Казахстана»; (на протяжении всего урока шла работа с терминами «шакирды», «Аптиек», «Шаригат ул-иман»; • свои собственные возможности, как педагога, имеющего опыт в профессиональной педагогической деятельности. С учётом личностно ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников: а) опыта познавательной деятельности, в форме ее результатов – знаний о просвещении, обществе, человеке; б) опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу (при решении заданий на данном уроке); в) опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных и новых ситуациях; Опираясь на ведущие характеристики возраста учеников в ходе изучения нового материала, формирование познавательных умений школьников (умение отвечать на вопросы, связано излагать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию) осуществлялось с помощью методов проблемного обучения, а именно; проблемного изложения и частично-поискового метода (эвристическая беседа). Помимо этого, мною на уроке при формировании способов умственных (анализ, синтез) и практических действий, использовались элементы технологии поэтапного формирования умственных действий, что, во многом, облегчило понимание учащимися нового материала. 4.Используемые на уроке наглядные средства. 1. Специально для данного урока мною была разработана хронологическая таблица «История развития просвещения Казахстана в 19 веке» – простота и в тоже время четкая структуризация поможет учащимся запомнить даты и города, в которых были открыты школы с русским языком обучения. 2. На каждую пару учеников мною был распечатан и раздан комплект раздаточного материала: «Положение о казахской школе при Оренбургской пограничной комиссии» от 14.06.1844г.; «Решение педагогического совета Верненского городского училища» от 26.05.1899г. 3. Для урока сделала презентацию в виде «слайд-шоу» из портретов русских учёных и писателей, изучавших жизнь казахского народа: Г.С.Карелин, А.Бутаков, Е.П.Ковалевский, Н.А.Северцов, А.Левшин, Н.Красовский и другие. Этот приём повышает эмоциональность восприятия материала и упоминаемые в процессе изучения темы фамилии, приобретают образы реальных людей. 4.Кроме того использовался учебник «История Казахстана» для 8 класса Ж.К.Касымбаева. Учебник применялся на этапе первичного закрепления материала для беглого прочтения текста. 5. Исходя из места урока в общей системе уроков по Истории Казахстана, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – объяснение нового материала с закреплением. Опираясь на требования к современному уроку истории, структура урока была запланирована следующим образом: а). Организационный момент (1-2 мин). Взаимное приветствие учителя и учащихся сформировало доброжелательную атмосферу. После ознакомления с темой и планом урока настроило на рабочий лад. б). Время на проверку знаний и умений на данном уроке было сокращено до 8 минут в виду специфики темы урока. Учащиеся в течение 5 минут писали тестовые задания, что позволило более эффективно провести диагностику уровня обученности на данном этапе каждого учащегося. 3 минуты учащиеся отвечали на теоретический вопрос творческого характера; в). Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный и наглядный методы обучения с элементами технологии проблемного обучения. На протяжении урока учащиеся работали с раздаточным материалом. Применяли его в различных аспектах, я направляла ход размышления и рассуждения, используя технологию полного усвоения, так как при доминировании одного понятия в содержании учебного материала это было наиболее целесообразно. Учитывая общий средний уровень обученности учащихся, были разработаны задания разноуровненного характера: от простого – воспроизводящего уровня до творческого; г). Широко и всеобъемлюще на уроке использовалась межпредметная интеграция с литературой и географией. Поскольку одно из направлений творчества А.С.Пушкина было связано с Оренбургом. Зачитывались отрывки из произведений «Капитанская дочка» и «Пугачевский бунт». А по карте прослеживали маршруты экспедиций Г.С.Карелина и А.Бутакова, исследовавших природные богатства Казахстана. д). На этапе закрепления урока (13 мин.) осуществлялось повторение изученного учебного материала (беглое прочтение текста и просмотр записей в тетради), проводилась работа по систематизации знаний учащихся о положительном влиянии присоединения казахских земель к Российской империи на социально-экономическое развитие края с использованием элементов технологии коллективного взаимодействия. е). Для того чтобы «усилить» положительный личностный смысл полученной учебной информации, школьникам предлагается в качестве домашнего задания написать творческую работу (мини-сочинение) по теме: «Роль просвещения в моей жизни». 6.Оценка санитарно-гигиенических условий урока. а). Класс хорошо освещен и проветрен перед проведением урока, что положительно отразилось на результатах урока. б). Мебель соответствует возрасту учащихся. в). Доска имеет ровную, гладкую поверхность, что удобно для письма. г). Урок проводился с учётом здоровьесберегающей технологии. 7. Выводы: Считаю, урок успешным и при планировании следующих уроков буду использовать знания и умения учащихся достигнутые ими на этом уроке. Наиболее удачными моментами урока считаю работу по вопросам творческого характера, учащиеся проявили наибольшую активность; и элементы межпредметной связи с географией и литературой.
Источник: http://Ж.К.Касымбаева "История Казахстана" 8 класс. |