Классный час, посвященный декаде истории, права. (С применением интерактивной доски) Учитель истории и права СШ № 33 Целиноградского района Хасанов Тагир Михайлович, учитель высшей категории, педагогический стаж 42 года. 1. На экране изображение исторических колонн с греческими мелодиями и надпись «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни» (М.Т. Цицерон) 2. Во время демонстрации слайдов с греческими колоннами под музыку, в танце входят нимфы и останавливаются. 3. Звучат фанфары. 4. Голос за экраном (Куликовская В.) Дамы и господа! Встречайте гостей из древнего мира! Непревзойденная богиня истории Клио и ее последователи: основоположник исторической науки Геродот и отец истории Востока Сыма Цянь. Под фанфары выходят Клио, Геродот, Сыма Цянь 5. Клио (Ибакова В.) на сцену выходят по 1 человеку с каждого класса (5-8 класс). Клио: О! как много здесь страждущих науку историю собралось! Я, богиня истории Клио, прибыла из далекой Греции, чтобы проверить, успешно ли вы изучаете всемирную историю и историю родного края, и достойны ли предстать перед моим взором? Для этого проведем ристалище, то есть викторину. Кто будет самым активным, тот будет награжден призом для каждого студента – оценкой «отлично». Эту оценку вам поставит мой последователь Тагир ибн Мунавир. Внимая ему на уроках, следуя его советам, вы достигнете победных рубежей. Итак, ристалище! Вам, пришедшим сюда, К состязанию готовым, Слово привета свое обещаю. Честно сражайтесь под сводами Храма познания. И благородством блистайте не меньше, Чем жаждою схватки! Пусть же дарует Великая Ника Победу тем, кто достойнее будет И знанья покажет искусней. Провести викторину мне помогут мои последователи – Геродот, Сыма Цянь, и мои очаровательные спутницы – нимфы. Я вижу, что у вас здесь совсем юные отроки обитают! Сейчас мы проверим, чему их научили в этом храме знаний! Геродот! Проэкзаменуй сих умников! (Клио показывает на учащихся 5-8 классов) Вопросы для учащихся 8 класса: 1. Кто является автором текста гимна РК? (Назарбаев, ) 2. Кто является главой правительства в РК? (Премьер-министр) 3. На каком материке находится Казахстан? (Евразия) Вопросы для учащихся 7«А» класса: 1. Что является национальным жилищем казахов? (Юрта) 2. Жителем, какого города был основатель ислама Мухаммед? (Мекка) 3. кто такой Искандер Зулкарнай? (Александр Македонский) Вопросы для учащихся 7«Б» класса: 1. Какие праздники есть в вашем государстве? 2. В каком городе захоронен Тимур? (Самарканд) 3. Кто автор поэм: «Илиада» и «Одиссей» (Гомер) Вопросы для учащихся 6 класса: 1. Где проживали саки – тиграхауды? (Семиречье) 2. Назовите титул вождя саков? (Царь) 3. Назовите период мезолита. (12-5 тыс. лет до н.э.) Вопросы для учащихся 5 класса: 1. Сколько областей в РК? Как называется область, где центром является: Актау, Уральск. Талды – курган. (Мангыстау, Западно-Казахстанская, Алматинская). 2. Назовите свой адрес полностью (Приозерный сельский округ, Целиноградский район, Акмолинская область, РК) 3. Что такое бронза? (Сплав меди и олова) Клио: (обращаясь к залу) А среди вас есть, желающие обнаружить чудесным образом появившуюся в журналах вашу любимую оценку «отлично» по курируемому мной предмету, то есть по истории? (На сцену выходят по 2 ученика от каждого класса) Клио: Сыма Цянь! Проэкзаменуй сих отроков! Сыма Цянь: Я задам вам вопросы по истории вашего государства: 1. Три великих бия казахского народа? (Толе, Айтеке, Казыбек) 2. Город, в котором находится мавзолей Ахмеда Яссауи? (Туркестан) 3. Автор свода законов «Жеты Жаргы»? (хан Тауке) 4. Основатели казахского ханства? (Султаны Жаныбек и Керей) 5. Священная книга мусульман? (Коран) 6. Вождь гуннов, легендарный военачальник? (Аттила) 7. День Конституции РК?(30 августа) 8. День Республики Казахстан?(25 октября) 9. Первый казахский историк, автор книги «Тарих – и - Рашид»? (Мухаммад Хайдар Дулати) 10. Высшее должностное лицо в РК? (Президент) 11. С какими государствами граничит Казахстан?(С Россией, Узбекистаном, Киргизией, Туркменистаном, Китаем) 12. Северный, Восточный, Центральный Казахстан. О территории какого жуза идет речь? (Среднего) 13. Когда было основано укрепление Верный? (В 1854 году) Клио: ну, а теперь посмотрим, достойны ли вы произносить здесь речи, не огрубеет ли мой слух от того, что предстоит услышать, одним словом – лаконична ли ваша речь?! Я буду читать вам ряд предложений, а вы должны будете заменить их одним выражением. - Провожая сына – спартанца на войну, мать подавала ему доспехи со словами… («Со щитом или на щите») - В средние века студенты так называли учебное заведение, где они учились, питомцами которого себя считали. В переводе на русский язык – «кормилица». (Альма-матер) - Эта поговорка возникла в средние века, когда земля и все, что находилось на ней, принадлежало феодалу. Если товар падал с воза, он безвозвратно переходил в собственность владельца земли. («Что с возу упало, то пропало») Клио: А теперь проверим, знаете ли вы счет лет в истории? Геродот! Проведи этот конкурс! Геродот: 1. Что было раньше: 2-й век до н. э или 2-й век н. э? На сколько? (2-й век до н.э.; на 4 века) 2. Когда появилось земледелие, если известно, что первые земледельцы жили 10 тысяч лет назад? Ответ обоснуйте. (8 тыс. лет до н.э.) Клио: Сыма Цянь! Проверь, читают ли сии умники произведения, главными героями которых являются исторические деятели! Сыма Цянь: О ком идет речь? Он родился свободным Под отеческим кровом, Но в железные цепи Был врагами закован, Не за родину ныне Бьется он на чужбине, Не за милый, далекий, За родительский кров Льется в битве жестокой Гладиатора кровь. (Спартак) О каком событии идет речь? В субботу пятого апреля Сырой рассветной порой Передовые рассмотрели Идущих немцев темный строй. На шляпах – перья птиц веселых, На шлемах – конские хвосты, Над ними на древках тяжелых Качались черные кресты… Под нами лед, над нами небо, За нами наши города, Ни леса, ни земли, ни хлеба Не взять им больше никогда! (Ледовое побоище). О ком идет речь? И думал он: Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен На зло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море. Клио: Геродот! Проведи блиц – конкурс! Геродот: 1. Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр) 2. Какая фамилия была у Петра Первого? (Романов) 3. Когда и где заваривали чай прям в море? (В 1773 году английские купцы привезли в Бостон партию чая, который был обложен высоким налогом. Бостонцы, переодетые индейцами, проникли на корабли и выбросили чай прямо в море. Событие вошло в историю под названием «бостонского чаепития») Геродот: А теперь попробуйте разгадать шарады: 1. Первое – небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой, второе – русское национальное блюдо. Третье – предлог, целое – одна из феодальных повинностей. ( Бар-щи-на) 2. Первое – деталь автомобиля, освещающая дорогу, второе – местоимение, целое – правитель Египта в древности.( Фараон) Клио: Подведем итоги викторины. Коллеги! Помощницы! Нам необходимо определить самых активных участников ристалища. (Совещаются историки и нимфы). Клио называет отличившихся в конкурсах и вручает шоколад со словами: «примите от меня добавку к вашему рациону для подпитки вашего мыслительного аппарата». Клио: А теперь ублажите мой слух песней всех студентов. Звучит мелодия «Гаудеамус» Заключение: Клио: Ну что же, порадовали вы меня! Надеюсь, что и в дальнейшем вы будете расширять свой кругозор! Я вижу, что обучают сих отроков мудрейшие из мудрейших (показывает в зал на учителей). И впредь набирайтесь уму – разуму у ваших педагогов! А мне пора возвращаться в Грецию! Под звуки греческой музыки все уходят со сцены. На экране: план проведения декады истории, права и экономики.
|