Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Урок правоведения
Тема: Этика как философская наука.
Место в системе уроков: § 18, 19.
Тип: комбинированный
Вид: традиционный
Цель: изучить моральные ценности различных эпох, рассмотреть их специфику и эволюцию, способствовать развитию навыков анализа, синтеза, через изучение философских учений о морали, способствовать воспитанию гармонически развитой личности
Методы: объяснение, рассуждение, элементы лекционного изложения, диалогические методы, репродуктивные, методы работы с наглядностью.
Средства обучения: устная речь, мультимедийный комплекс.
Основные понятия: этика, мораль нравственность, табу, инцест, каннибализм, гедонизм, эвдемонизм, стоицизм.
План:
1. Этика и мораль.
2. Этапы становления этики.
2.1. Античность.
2.2. Средневековье.
2.3. Ренессанс
2.4. Новое время.
3. Казахстанские мыслители о морали.

Ход урока.

- Здравствуйте, садитесь.
Кого сегодня нет?
Итак, прошу обратить ваше внимание на доску. Тема сегодняшнего урока звучит так: Вехи истории. Этика в разрезе времени.

(откройте ваши тетради, запишите тему урока)
За время урока мы с вами должны узнать, что заключается в понятии «этика», как оно связано с понятием морали и, соответственно, выяснить, насколько МЫ зависимы от этики и морали.
- Итак, какие ассоциации приходят вам в голову при упоминании слова «этика»?
*КЛАСТЕР*
- Хорошо, а теперь из этих ассоциаций попробуем составить определение «этики».
Этика – наука, изучающая совокупность нравственных признаков общества и нравственное сознание людей.
Первым ввел этот термин? (Аристотель).
- Попробуем сформулировать определение?
Мораль- совокупность норм и принципов нравственного поведения, сложившихсяв конкретном человеческом сообществе.
Таким образом, мы видим, что мораль – понятие более узкое, чем этика.
А теперь, давайте подумаем, что же, тогда, такое нравственность?
А произнося словосочетание «нравственное поведение», что мы имеем в виду?
( это способность личности жить в обществе, среди людей, устанавливать с ними взаимоотношения, в рамках нравственных норм, принятых в данном обществе).
- А что происходит с человеком, который отказывается следовать моральным нормам?

Ну, что ж, с понятийным аппаратом мы разобрались, попытаемся разобраться в структуре этики, из чего же она состоит?
А состоит она из 3х частей:
1. теоретическая этика,
2. нормативная этика,
3. эмпирическая этика.
- Теоретическая. Что может изучать эта составляющая? Основные понятия, объект, историю.
- Нормативная? Основные этические категории: добро и зло, совесть и стыд, храбрость и предательство.
- Эмпирическая? Конкретный моральный облик человеческого сообщества на определенном этапе развития общества.
- А как вы думаете, какой могла быть мораль у первобытных людей?
- кто мне скажет, что такое ИНЦЕСТ? Это запрет на брак между кровными родственниками.
КАНИБАЛИЗМ – ЧТО ЭТО ЗА ЯВЛЕНИЕ? Употребление в пищу человеческого мяса.
Хорошо, теперь поговорим о 2 пункте – история этики. Проследим развитие этой науки в разрезе времени.
• Начнем, конечно, с античности.
Именно с этого времени ведет отсчет эта наука. Как я уже говорила, Аристотель является основоположником этой науки. Известно о 3-х этических сочинениях Аристотеля: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Важнейшим принципом античной этики, является золотая середина. То есть, существует 3 состояния души. 2 из них - крайности, третье – срединное – идеал. Например: расточительство – щедрость – скупость. Щедрость – середина.
Античная этика считала высшей целью человека – СЧАСТЬЕ.
• Средневековье.
- Что мы знаем о средневековье? (религиозность, темнота суждений…)
Здесь уже не было той тройственности отношений к человеку, что была в античности. Она уступает место двойственности: свет – тьма, добро – зло, невинность – греховность.
Здесь, значимой фигурой являлся Августин Блаженный («О Граде Божьем», «Исповедь»). Даже, исходя из названий его произведений, мы можем сделать вывод, что средневековая этика основывалась, исключительно, на канонах церкви. То есть, человек, с самого своего рождения, считался существом греховным, и всю жизнь он боролся со своими грехами. Именно поэтому, источником добра для него являлся Бог, в лице церкви. Обращаясь к истории, мы можем вспомнить, к чему это приводило? (индульгенции, костры, нажива церкви, культ и власть пап…)
• В эпоху Возрождения, мы переходим к следующему этапу, этика в корне меняется.
На смену религиозности приходит осознание того, что человек есть центр мира. Именно в этот период возникает идея гуманизма(ЧТО ЭТО?)
Данте, Пико де Ла Мирандола, Петрарка и Боккаччо, Рафаэль Снти, Леонарло Да Винчи, Коперник - те великие гуманисты, которые поставили человека в центр мира, сделали человека серединой между Царством Земным и Божьим.
• В эпоху нового времени, этика стала рациональной.
На первый план выдвинулся РАЗУМ человека.
Развились 2 тенденции в описании морального облика человека:
1. человек – порочен, вынужден ограничивать свой дурной нрав,
2. человек – добр, однако жизненные трудности на него дурно влияют.
- Какая теория вам ближе? Или вы считаете их неверными и у вас есть иная?
В Новое время появляется теория общественного договора, разработанная Томасом Гоббсом.
Находясь в состоянии войны «всех против всех» (человек – человеку волк), люди договариваются и объединяются в государство, подчиняясь правителю. Что облегчает проблемы существования.
- Как вы думаете, каким образом?(моральные, правовые нормы, закон)
Другой философ этого времени, Кант, считал, что законами морали определены границы человечества. То есть, он считал, что мораль – определяет сам человек, что ее нормы – это добрая воля. ПОНЯТНО ЛИ ВАМ ЭТО?
- Давайте, порассуждаем, действительно ли нормы, существующие в обществе – это добровольная свобода выбора, самого человека. Другими словами, что человек сам вгоняет себя в рамки дозволенного?
Итак, подведем итоги.
В какова основная ценность античной этики? Средневековой? Эпохи Возрождения? Нового времени?
С вехами мировой истории этики мы разобрались. Теперь обратимся к этике более близкой нам. Обратим внимание на то, что являлось моралью для казахстанских мыслителей.
Аль – Фараби определил этику, как науку, дающую возможность отличить хорошее от плохого. В основе его учений, естественно, лежали идеи Аристотеля – определяя, что ключ от счастья находится в руках самого человека («Пути достижения счастья»).
Так же, Аль- Фараби считал, что счастье человека и Полиса (города) – зависимы, именно поэтому у власти должен стоять мудрый, образованный правитель.
- Как вы думаете, это можно принять за правду?

Следующим мыслитель – Юсуф Баласагуни. Все мы знаем его произведение «Благодатное знание». Он выделял 4 ценности: справедливость правителя, благополучие и богатство станы, человеческий разум и гуманизм, умеренность и скромность. Поэма являет собой противостояние добра и зла, правды и лжи…

Абай. Культовая личность в истории и культуре казахского народа. В своих «Словах назидания» он подробно разбирает понятие «Иман» - честь, совесть.
Центром его философии является «стыд». «Стыд – это человеческое достоинство, требующее изнутри признать свою вину и вынести себе наказание. В такие часы человек уподобляется жалкому псу».
Красной нитью через все слова назидания пролегло понятие ЧЕЛОВЕЧНОСТИ: «Если человек, не отделяющий себя от народа, желает дружбы своего народа с другими, то уже одно это говорит о нем, как о со¬знательном и честном человеке».
«Будьте людьми», писал Абай.

Шакарим. Он был последователем и учеником Абая. В его философской этике центральное место занимает чистота духовная. Если человек чист перед самим собой, то он найдет путь к счастью. «Чистый разум, безупречное слово, честный труд» - волшебная формула счастья по Шакариму.

В качестве домашнего задания, предлагаю вам, поразмыслить над тем, что в наше время является основой этики? Задание выполнить на листочках.
- Урок окончен, До свидания!
Категория: История | Добавил: KNA (2011-06-02) | Автор: Надежда
Просмотров: 1933 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 0:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru