Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Тема: Этика как философская наука. Место в системе уроков: § 18, 19. Тип: комбинированный Вид: традиционный Цель: изучить моральные ценности различных эпох, рассмотреть их специфику и эволюцию, способствовать развитию навыков анализа, синтеза, через изучение философских учений о морали, способствовать воспитанию гармонически развитой личности Методы: объяснение, рассуждение, элементы лекционного изложения, диалогические методы, репродуктивные, методы работы с наглядностью. Средства обучения: устная речь, мультимедийный комплекс. Основные понятия: этика, мораль нравственность, табу, инцест, каннибализм, гедонизм, эвдемонизм, стоицизм. План: 1. Этика и мораль. 2. Этапы становления этики. 2.1. Античность. 2.2. Средневековье. 2.3. Ренессанс 2.4. Новое время. 3. Казахстанские мыслители о морали. Ход урока. - Здравствуйте, садитесь. Кого сегодня нет? Итак, прошу обратить ваше внимание на доску. Тема сегодняшнего урока звучит так: Вехи истории. Этика в разрезе времени. (откройте ваши тетради, запишите тему урока) За время урока мы с вами должны узнать, что заключается в понятии «этика», как оно связано с понятием морали и, соответственно, выяснить, насколько МЫ зависимы от этики и морали. - Итак, какие ассоциации приходят вам в голову при упоминании слова «этика»? *КЛАСТЕР* - Хорошо, а теперь из этих ассоциаций попробуем составить определение «этики». Этика – наука, изучающая совокупность нравственных признаков общества и нравственное сознание людей. Первым ввел этот термин? (Аристотель). - Попробуем сформулировать определение? Мораль- совокупность норм и принципов нравственного поведения, сложившихсяв конкретном человеческом сообществе. Таким образом, мы видим, что мораль – понятие более узкое, чем этика. А теперь, давайте подумаем, что же, тогда, такое нравственность? А произнося словосочетание «нравственное поведение», что мы имеем в виду? ( это способность личности жить в обществе, среди людей, устанавливать с ними взаимоотношения, в рамках нравственных норм, принятых в данном обществе). - А что происходит с человеком, который отказывается следовать моральным нормам? Ну, что ж, с понятийным аппаратом мы разобрались, попытаемся разобраться в структуре этики, из чего же она состоит? А состоит она из 3х частей: 1. теоретическая этика, 2. нормативная этика, 3. эмпирическая этика. - Теоретическая. Что может изучать эта составляющая? Основные понятия, объект, историю. - Нормативная? Основные этические категории: добро и зло, совесть и стыд, храбрость и предательство. - Эмпирическая? Конкретный моральный облик человеческого сообщества на определенном этапе развития общества. - А как вы думаете, какой могла быть мораль у первобытных людей? - кто мне скажет, что такое ИНЦЕСТ? Это запрет на брак между кровными родственниками. КАНИБАЛИЗМ – ЧТО ЭТО ЗА ЯВЛЕНИЕ? Употребление в пищу человеческого мяса. Хорошо, теперь поговорим о 2 пункте – история этики. Проследим развитие этой науки в разрезе времени. • Начнем, конечно, с античности. Именно с этого времени ведет отсчет эта наука. Как я уже говорила, Аристотель является основоположником этой науки. Известно о 3-х этических сочинениях Аристотеля: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Важнейшим принципом античной этики, является золотая середина. То есть, существует 3 состояния души. 2 из них - крайности, третье – срединное – идеал. Например: расточительство – щедрость – скупость. Щедрость – середина. Античная этика считала высшей целью человека – СЧАСТЬЕ. • Средневековье. - Что мы знаем о средневековье? (религиозность, темнота суждений…) Здесь уже не было той тройственности отношений к человеку, что была в античности. Она уступает место двойственности: свет – тьма, добро – зло, невинность – греховность. Здесь, значимой фигурой являлся Августин Блаженный («О Граде Божьем», «Исповедь»). Даже, исходя из названий его произведений, мы можем сделать вывод, что средневековая этика основывалась, исключительно, на канонах церкви. То есть, человек, с самого своего рождения, считался существом греховным, и всю жизнь он боролся со своими грехами. Именно поэтому, источником добра для него являлся Бог, в лице церкви. Обращаясь к истории, мы можем вспомнить, к чему это приводило? (индульгенции, костры, нажива церкви, культ и власть пап…) • В эпоху Возрождения, мы переходим к следующему этапу, этика в корне меняется. На смену религиозности приходит осознание того, что человек есть центр мира. Именно в этот период возникает идея гуманизма(ЧТО ЭТО?) Данте, Пико де Ла Мирандола, Петрарка и Боккаччо, Рафаэль Снти, Леонарло Да Винчи, Коперник - те великие гуманисты, которые поставили человека в центр мира, сделали человека серединой между Царством Земным и Божьим. • В эпоху нового времени, этика стала рациональной. На первый план выдвинулся РАЗУМ человека. Развились 2 тенденции в описании морального облика человека: 1. человек – порочен, вынужден ограничивать свой дурной нрав, 2. человек – добр, однако жизненные трудности на него дурно влияют. - Какая теория вам ближе? Или вы считаете их неверными и у вас есть иная? В Новое время появляется теория общественного договора, разработанная Томасом Гоббсом. Находясь в состоянии войны «всех против всех» (человек – человеку волк), люди договариваются и объединяются в государство, подчиняясь правителю. Что облегчает проблемы существования. - Как вы думаете, каким образом?(моральные, правовые нормы, закон) Другой философ этого времени, Кант, считал, что законами морали определены границы человечества. То есть, он считал, что мораль – определяет сам человек, что ее нормы – это добрая воля. ПОНЯТНО ЛИ ВАМ ЭТО? - Давайте, порассуждаем, действительно ли нормы, существующие в обществе – это добровольная свобода выбора, самого человека. Другими словами, что человек сам вгоняет себя в рамки дозволенного? Итак, подведем итоги. В какова основная ценность античной этики? Средневековой? Эпохи Возрождения? Нового времени? С вехами мировой истории этики мы разобрались. Теперь обратимся к этике более близкой нам. Обратим внимание на то, что являлось моралью для казахстанских мыслителей. Аль – Фараби определил этику, как науку, дающую возможность отличить хорошее от плохого. В основе его учений, естественно, лежали идеи Аристотеля – определяя, что ключ от счастья находится в руках самого человека («Пути достижения счастья»). Так же, Аль- Фараби считал, что счастье человека и Полиса (города) – зависимы, именно поэтому у власти должен стоять мудрый, образованный правитель. - Как вы думаете, это можно принять за правду? Следующим мыслитель – Юсуф Баласагуни. Все мы знаем его произведение «Благодатное знание». Он выделял 4 ценности: справедливость правителя, благополучие и богатство станы, человеческий разум и гуманизм, умеренность и скромность. Поэма являет собой противостояние добра и зла, правды и лжи… Абай. Культовая личность в истории и культуре казахского народа. В своих «Словах назидания» он подробно разбирает понятие «Иман» - честь, совесть. Центром его философии является «стыд». «Стыд – это человеческое достоинство, требующее изнутри признать свою вину и вынести себе наказание. В такие часы человек уподобляется жалкому псу». Красной нитью через все слова назидания пролегло понятие ЧЕЛОВЕЧНОСТИ: «Если человек, не отделяющий себя от народа, желает дружбы своего народа с другими, то уже одно это говорит о нем, как о со¬знательном и честном человеке». «Будьте людьми», писал Абай. Шакарим. Он был последователем и учеником Абая. В его философской этике центральное место занимает чистота духовная. Если человек чист перед самим собой, то он найдет путь к счастью. «Чистый разум, безупречное слово, честный труд» - волшебная формула счастья по Шакариму. В качестве домашнего задания, предлагаю вам, поразмыслить над тем, что в наше время является основой этики? Задание выполнить на листочках. - Урок окончен, До свидания! | |
Просмотров: 1933 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|