Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
С.К.ЛЕССЕР учитель истории ГУ СШ№4. г.Тайынша, Ceвеpo-Казахстанская область Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в преподавании исторических и общественных дисциплин. «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высокорезультативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем». Ян Коменский. Образование в современном мире переживает бурный период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Педагогика вступает в этап технологизации, через который прошли все ныне эффективные отрасли общественного производства. Овладение технологиями становится приоритетным как при освоении учительской профессии, так и при оценках качества образовательных услуг. На рынок труда учитель выставляет свой высокий профессионализм, в основе которого — доскональное знание педагогических технологий. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы поставлены цели, которые можно назвать точками роста, влияющими на качественное улучшение всей системы. Среди них — повышение статуса педагога, внедрение электронного обучения, модернизация всех уровней образования. Характерной тенденцией нынешнего развития человеческой цивилизации является глобальная информатизация общества и активное внедрение новых информационных технологий во все сферы социальной деятельности, в том числе, в науку и образование. В связи с этим, проектом гос.программы предусмотрено внедрение системы электронного обучения (e-earning). Уровень технологической готовности в Казахстане невысок. Мы занимаем 75-е место в мире по доступу и использованию информационно-компьютерных технологий в образовании (ИКТ). Поэтому планируется внедрить автоматизацию учебного процесса, оснастить учебные заведения лучшим оборудованием, создать систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в сфере ИКТ, цифровые школы мирового уровня. Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся информационно-коммуникационные технологии. Актуальность применения ИКТ в учебном процессе обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества и широкое распространение глобальной компьютерной сети Интернет. Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с большим интересом, чем обычный учебник. Использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала учащимися. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Использование информационно-коммуникационных технологий откры¬вает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение исторических и общественных дисциплин с использованием ИКТ дает учащимся возможность активного участия в уроке, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Современный урок истории — это урок с использованием информационных технологий, позволяющий наглядно применить теорию на практике. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной и дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который, исхо¬дя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает про¬цесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Использование мультимедиа на уроках — это требование сегодняшнего дня с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя — с другой. Несмотря на то, что требуется больше времени на подготовку к уроку, результат превосходит ожидания. В школьном мультимедийном кабинете имеется достаточно разнообразных обучающих программ по истории. С помощью мультимедиа можно «переместиться в пространстве» и показать учащимся изучаемые в курсе истории экспонаты музеев или памятники археологии, не покидая аудитории. На уроках использую их фрагментарно в зависимости от целей урока. Применение ИКТ оказывает большую помощь в разработке дополнительных учебных заданий по предмету, в подготовке и проведении контрольных работ, олимпиад, предметных недель. Я имею возможность распечатать, сохранить, при необходимости переделать по своему усмотрению тематические и поурочные планы, конспекты уроков и внеклассных мероприятий. Также на уроках у меня есть возможность использовать интерактивную доску, что делает общение более интересным и оживляет атмосферу на уроке. К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся: электронные учебники и пособия, интерактивная доска, образовательные ресурсы Интернета, электронная справочная литература, тренажеры тестирования, иллюстративный материал на электронных носителях, видео и аудиотехника, интерактивные карты, интерактивные on— line уроки, дистанционные олимпиады, конференции, конкурсы, научно-исследовательские работы. Кроме творческой работы учителя, использование ИКТ на уроках требует творчества и самих учащихся. Несомненно, проектная работа увлекает учащихся. Уникальность проектной работы в том, что в создании проектов может участвовать каждый ученик, а также создать интересный проект с использованием компьютерных технологий. В старших классах учащиеся осваивают азы научной работы: учатся отбирать материал и выделять главное и второстепенное, находить интересные иллюстрации и факты, создавать презентации научных проектов в программе Power Point. Итак, выделяем направления применения новых информационных технологий в урочной и внеклассной деятельности: 1. Программное обеспечение, использование на уроках. 2. Разработка уроков с электронными презентациями и интерактивной доской. 3. Проекты обучающихся по истории и обществознанию как домашние задания. 4. Внеклассные мероприятия по предмету. 5. Электронный журнал класса, отчеты в редакторе Excel. 6. Использование материалов Интернет. 7. Работа в текстовом редакторе WORD с целью обеспечения учащихся дидактическими и контрольными материалами. 8. Творческие работы учащихся. Информационно-компьютерная грамотность специалиста-педагога, ее структура и содержание должны развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности специалиста-педагога является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. Преимущества использования ИКТ: 1. Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле. 2. Ускоряется процесс получения и использования информации, развиваются познавательные способности школьников. 3. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если объектов для размышлений нет, то «... развитие интеллекта останавливается». Компьютер как раз и является носителем подобных объектов. 4. Педагогу не надо каждый раз перед уроком перерывать папки - у него на диске есть готовая презентация нового материала. А уж как он ее будет использовать — полностью, или возьмет лишь какие-то фрагменты, чтобы наглядно продемонстрировать детям изучаемые явления, — это дело творчества, профессиональных пристрастий каждого педагога. 5. Количество неуспевающих учеников в тех классах, в которых проводится обучение с поддержкой мультимедийными средствами, резко идет на убыль. У детей пропадает комплекс неудачника. Это связано не только с тем, что компьютер — это интересно, таким образом у ребенка повышается мотивация к усвоению знаний. 6. Компьютер — это еще и возможность объединить разные способы подачи информации. В электронные издания включены различные типы информационных объектов, что предполагает информационное воздействие различных типов. Есть дети, которым достаточно объяснения учителя, а есть и такие, которым сколько ни объясняй, они все равно ничего не поймут до тех пор, пока не прочтут текст или не увидят предмет собственными глазами, пощупают объект, проведут эксперимент и смогут на основании него сделать вывод. Это связано с индивидуальными особенностями восприятия детей. Так вот, мультимедиа как раз дает возможность преподносить информацию и через текст диктора, и через слова на экране, и через наглядное изображение изучаемого предмета или явления, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств (аудиалы, визуалы, кинестетики). С развитием информационных технологий все больше внимания уделяется возможностям, предоставляемым компьютером для разработки компьютерных технологий обучения. Особенно богатыми дидактическими возможностями обладает технология мультимедиа, представляющая собой интерактивное объединение текста, графики, звука, видео и анимации на основе единого интерактивного программного обеспечения. Учителя истории и обществознания, владеющие этой технологией, открывают новые возможности для своих учеников. Не нужно искать карту в лаборатории, а просто открой ее на электронной доске. Забыли, например, где проходили трассы Великого шелкового пути, открыли электронную карту и с минимальной затратой времени просмотрели ее еще раз. Хотим проверить у учащихся знания по пройденному материалу — современные электронные учебники по истории оснащены этим видом работы — решением разноуровневых заданий, а также тестов. Не знаем, что означает новый исторический термин - открываем электронный исторический словарь. Можно долго перечислять те виды и формы работы, которыми пользуются учителя современных казахстанских школ. И как бы учителя «старой формации» от них не отказывались — информационно — коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью не только нашей работы, но и жизни. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и, тем самым, делают процесс обучения более эффективным. Таким образом, использование ИКТ в образовательном процессе значительно повышает заинтересованность и мотивацию деятельности учащихся, а также уровень усвоения учащимися необходимых знаний и умений, так как требует от них активизации самостоятельной познавательной деятельности. В век информационных технологий знания устаревают быстро, поэтому очень важно постоянно обновлять и повышать их уровень. В заключение отмечу, что персональный компьютер сегодня одно из самых мощных и эффективных технических средств обучения, позволяющий повысить качество усвоения информации и интерес к предмету. Литература: 1. Макаренко А.С. «Педагогическое сочинение», т.3, М., 1986 г. 2. «Государственная программа развития образования РК на 2011— 2020 годы». 3. Демин И. С. «Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности» Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150. 4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» Москва,1998 г. 5. Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении» -М., 1984. | |
Просмотров: 2697 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|