Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Методы и приемы гуманизации в преподавании истории и общественных наук (из опыта работы)
Методы и приемы гуманизации в преподавании истории и общественных наук
(из опыта работы)


Коломиец Т.П., учитель истории ОСШ № 66 г. Караганда

С начала 90-х годов я работаю по теме «Проблема гуманизации в преподавании истории и общественных наук».
Гуманизация – принципиально новый подход преподавания. Если коротко, это «очеловечивание» истории. Руководствуясь этим, стараюсь познание исторических закономерностей, понимание исторических проблем и смысла истории провести от человека и через человека, так как постижение истины обязательно должно пройти через эмоциональное восприятие и обрести личностный смысл.
Через прочувствованное знание истории общества, страны, родного края, своей семьи ученик постепенно учится оценивать себя как личность, которой отведена пусть небольшая, но существенная роль в современной истории.
Познавательные, мировоззренческие и нравственные запросы учащихся стимулирую различными методами и приемами при проведении нетрадиционных уроков и внеклассных мероприятий с предварительной творческой подготовкой. Это: дискуссии и диспуты; ролевые игры и работа в группах; панорамные и интегрированные уроки; экскурсии с заранее определенным заданием; работа по составлению родословных и подготовка исследований по теме «История страны в судьбе старшего поколения моей семьи»; тематические конференции по истории родного края.
Наиболее удачными получаются уроки по теме «Исторический портрет…». Например, «Царь Николай II Романов: трагедия династии», «В.И. Ленин. Перед судом истории», «Феномен 30-х. Природа культа личности», «Лидеры партии “Алаш”» и т.п. Главное на этих уроках – учить детей давать объективную оценку без навешивания ярлыков, без черно-белых контрастов. Дети учатся не судить, а понимать наших предков.
Благодатным в этом отношении является также материал, привлекаемый для проведения панорамных уроков. Например, на уроке «Гражданская война в России» были использованы документы, свидетельства современников, историческая терминология, лозунги, обороты речи, присущие тому времени. Воссоздать колорит эпохи помогают элементы фольклора, бытовые детали и, конечно же, литература и публицистика. Моя задача на этих уроках – учить взвешенным суждениям, подчеркивая непреходящее значение общечеловеческих ценностей на фоне исторических катаклизмов и кризисов.
Полезной и эффективной является набирающая в последнее время многочисленных сторонников работа по персонификации истории. Началом этому в нашей школе стала подготовка и проведение конференций по темам: «Тоталитарный режим в СССР», «Цена Великой Победы», «Карлаг: история, судьбы». Для подготовки к конференции учащиеся собирали материал в библиотеках, семейных архивах, материалах периодической печати. В 1998 году в подготовке и проведении конференции принимал участие доктор исторических наук, автор исследований и книг о Карлаге, академик Д.П.Шаймуханов. Старшеклассники нашей школы ежегодно совершают экскурсии в поселок Долинка, где на месте бывшего управления Карлага находится теперь музей-комплекс, в экспонатах которого отражена история Карлага, как филиала ГУЛага. В собранных документах, фотографиях, предметах быта отражено участие заключенных в развитии хозяйства Карлага, деятельность ученых-заключенных, жизнь женщин-заключенных и малолетних детей.
Вот отзывы наших учеников после экскурсий в музей Карлага в сентябре 2011 года.
Киреев Александр (11А класс): «В основе успеха СССР - изломанные судьбы, страдания и гибель сотен тысяч людей. Музей Карлага - это символ истории нашего народа».
Космынина Елена (10А класс): «Я долго размышляла над тем, что увидела и услышала. Получается, что униженные, голодные, лишенные свободы люди своим трудом приносили благо нашей стране. Эти люди обладали огромным терпением, желанием жить и, несмотря ни на что, любили свою Родину».
Трофимова Виктория (11А класс): «Они изменили мир своим подвигом. Невинно осужденные, они доказали, что жизнь выше режимов. Мы обязаны знать историю без прикрас, верить в будущее, стоять за справедливость».
Самой плодотворной в направлении гуманизации и персонификации истории считаю работу учащихся над исследованиями по теме «История страны в судьбе старшего поколения моей семьи». В течение всего учебного года 10-классники составляют родословную своей семьи на основе семейных архивов (документов, писем, фотографий, газетных статей, наград, интервью), пишут исследование сообразно требованиям к научно-исследовательским работам. Итогом большой работы становится проводимая в конце учебного года конференция с приглашением современников прошедших исторических событий, выпускников школы, ученых-историков из КарГУ. Последняя конференция состоялась 27 апреля 2010 года, в работе которой приняли участие доктор исторических наук, профессор КарГУ В.В. Козина и кандидат исторических наук, доцент С.В. Елеуханова. Ученики рассказывали о жизни своих предков, об их участии в тех или иных исторических событиях.
О значимости этой работы говорят строчки из работ учащихся:
«Когда я писала это исследование, я поняла, что, проследив историю одной семьи, можно увидеть историю всей нашей Родины» (Сарсембаева Диана);
«За прошедший период революций и войн, репрессий и трагедий жизни и судьбы многих наших предков навсегда уходили в небытие. Именно поэтому нам нужно сделать все возможное для восстановления памяти о них. Пришло время…» (Кусаинова Алина).
В декабре нынешнего года будет проводиться очередная конференция по этой теме. Сегодняшние 10-классники предоставят и обсудят свои исследования, над которыми работали в течение года. На конференцию приглашены преподаватели и студенты исторического факультета КарГУ.
В октябре наши 11-классники (Трофимова В., Спирина О., Батков П., Мацкевич В., Ткаченко Ю.) приняли участие в III Областном интернет-конкурсе «Дорога к истокам», целью которого является приобщение детей к изучению семейных корней, своей родословной, укрепление связи поколений. Работа продолжается…
Категория: История | Добавил: dola (2011-11-15) | Автор: Коломиец Татьяна Павловна
Просмотров: 1779 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru