Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Методическая разработка заседания исторического кружка «Юный краевед». «Семипалатинский краевед Герасимов Б.Г о социально-экономическом развитии Прииртышья в начале 20-го века» . Форма проведения: конференция. Цели конференции: Образовательная – пополнение багажа знаний учеников краеведческим материалом, отражающим различные стороны бытия Прииртышья в начале 20-го столетия. Развивающая - способствовать развитию мировоззренческих основ личности учеников через повышение уровня их общей культуры. Воспитательная - оказать влияние на дальнейшее формирование патриотизма у учащихся через эмоциональное восприятие чувства глубокой любви краеведов начала 20-го столетия к родному Прииртышью. Методы: Словесный Наглядный Наглядные пособия: Интерактивная доска, компакт-диск, карта Восточного Казахстана, карта течения Иртыша, опорные схемы, видеофильм о ландшафте Прииртышья ВКО, видеоплеер. Ксерокопия дневника Мордвиновой учащейся Семипалатинской женской гимназии. В дневнике рассказывается о поездке в 1909 году на Рахмановские ключи группы гимназисток. Работы Б.Герасимова. Ксерокопии публикаций о Б.Герасимове. Фотография. Эти работы написаны живым доступным не академическим языком и могут вызвать интерес у школьников. По причине ограниченного времени их невозможно в полной мере использовать в ходе учебного процесса, поэтому для того, чтобы избежать потери такого ценного материала необходимо их задействовать в форме кружковой работы. Вводное слово ведущего «Библиография жизненного пути и краеведческой деятельности Герасимова Б.Г.». Тематика выступлений: 1. Биография Б.Г.Герасимова. 2. Б.Г.Герасимов летописец Восточного Казахстана. 3.Работа Герасимова Б.Г. «Поездка на Рахмановские ключи» о природно-климатических обстоятельствах Прииртышья. 4.Работа Герасимова Б.Г. «Поездка на Рахмановские ключи» об исторических обстоятельствах региона на рубеже столетий. 5.Работа Герасимова Б.Г.-ценный источник знаний по социологии и этнографии населения Восточного Казахстана начала 20-го века. 6. Герасимов Б.Г. о хозяйственной деятельности населения. 7.Герасимов Б.Г. об Иртыше как транспортной артерии. Заключительное слово ведущего. Тезисы докладов: 1 Библиография о жизненном пути и краеведческой деятельности Герасимова. В январе 2008 года минуло 70 лет с момента трагической гибели замечательного краеведа Бориса Георгиевича Герасимова. В ночь на 1 января 1938 года он был расстрелян органами НКВД согласно постановлению тройки УНКВД по ВКО. Б. Г. Герасимов был необыкновенно умным, чрезвычайно любознательным, разносторонним человеком: священник, ученый, педагог, путешественник, неутомимый исследователь, летописец Восточного Казахстана, истинный патриот, глубоко любящий свой родной край, внесший в его изучение поистине колоссальный вклад. Гении редко бывают признаны при жизни. В истории примеров этому не мало. Не исключение и Б. Г. Герасимов, обвиненный в контрреволюционной шпионской деятельности в составе организации церковников, он был, жестоко вычеркнут из жизни. Его имя и труды долгое время были незаслуженно преданы забвению. И лишь спустя многие годы его реабилитировали, признав ни в чем не повинным. Восстановление честного имени Б.Герасимова, спасение его трудов для благодарных потомков во многом произошло благодаря упорству и энтузиазму бывшего заведующего архивным отделом Восточно-Казахстанского облисполкома, писателя-краеведа Станислава Евгеньевича Черных, который собрал труды Герасимова и сдал их на хранение в госархив ВКО. Информация о жизни и научной деятельности Б.Г.Герасимова содержится в газетных и журнальных публикациях разных лет. О нем в разные годы писали Мацкевич О., Стрелец А., Жандабекова О., Кущ Г., Черных С., Кашляк В.П. В 2000 году в Усть-Каменогорске вышло в свет факсимильное издание «Избранные труды Б. Г. Герасимова». Составителем, автором предисловия была Жандабекова О. Издание рассчитано на ученых, краеведов, студентов и широкий круг читателей, интересующихся историей родного края. Люди во все времена интересовались историей родного края. Сегодня для развития и процветания нашего государства, города, общества наряду с богатыми ресурсами, технической базой необходимы нравственные основы, в числе которых и патриотизм. И именно труды Б. Г. Герасимова, написанные на основе продолжительных наблюдений и следований, а также на базе подлинных архивных документов, многие из которых позднее навсегда были утрачены для истории, являются в некоторых случаях единственными историческими источниками в изучении эпохи конца 19 – начала 20 веков. Библиография 1.Герасимов Б. Г. Поездка на Рахмановские минеральные ключи. Избранные труды // Усть-Каменогорск, Государственный архив Восточно-Казахстанской области, 2000 г., 335 с. 2.Жандабекова О.В. Священник Герасимов-историк казахского народа. Казахстанская правда-1998.-26 марта. 3.Кашляк В.П. Казнен в новогоднюю ночь. Рудный Алтай-1997-27 декабря. 4.Кущ Г.А.К истории Семипалатинска. Рудный Алтай-1998-11 июля. 5.Черных С.Е. Летописец степного края. Простор-1976-№ 6.с.97-101. 2 Биография Б.Г.Герасимова Борис Герасимов родился в 1872 году в Усть-Каменогорске в семье ссыльного войскового нижнего чина из Петербурга. В 1895 году окончил Томскую духовную семинарию, был рукоположен в сан иерея и служил в селе Глубоковском Змеиногорского уезда Томской губернии. Живя и работая в Глубоковском, Герасимов активно занимается краеведческой работой: беседует с местными жителями по истории края, совершает экскурсии в близлежащие районы, собирает этнографические, археологические, исторические, фольклорные сведения. Помимо этого проводит просветительскую деятельность: организовывает Воскресенскую школу, привлекая к проведению занятий в ней местных учителей. По его инициативе в селе была открыта библиотека, для которой он пожертвовал много собственных книг. Люди, подобные Б. Г. Герасимову, развитые в самых разнообразных сферах, наделены по истине Божьим даром. Священник и педагог, просветитель и ученый, историк, краевед и путешественник – и все это совмещал в себе один человек! Императорской археологической комиссией 11 ноября 1900 года Б. Г. Герасимову был выдан открытый лист на право производства археологических раскопок в течение 1901 года на территории Змеиногорского уезда Томской губернии и Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской губернии с обязательствами, доставить в комиссию отчет или дневник по произведенным раскопкам, а также наиболее ценные находки. Отрытые листы на производство археологических раскопок на территории Зайсанского, Змеиногорского, Усть-Каменогрского и Семипалатинского уездов выдавались Б. Г. Герасимову и в последующие годы. Собранные материалы легли в основу его замечательных научных трудов. В 1901 году назначен настоятелем новопостроенного Никольского собора в Семипалатинске. Служение он, с 1905 года, совмещал с преподаванием краеведения в местной учительской семинарии. Борис Георгиевич был велик не только в своей профессиональной деятельности и работе, он обладал высокими человеческими качествами: очень любил людей, был добр и бескорыстен. «Людям я не делал зла, потому что их люблю. Человек для меня – святыня». Б. Г. Герасимов был образованнейший человек своего времени. Он в совершенстве владел латинским, греческим и французским языками, читал на английском. Увлекался классиками русской и иностранной литературы, был большим ценителем иконописи, живописи, музыки, прекрасно играл на гитаре и пел, сам писал стихи. Но, несмотря на все свои достижения и знания, Герасимов всегда оставался скромным и что самое главное никогда не терял связь с простым народом, всегда был близок к нему. 3 Герасимов Б.Г. -летописец Восточного Казахстана Всю свою сознательную жизнь Герасимов посвятил изучению родного края. Он явился одним из инициаторов создания в 1902 году Семипалатинского подотдела Русского географического общества, его деятельным работником, а с 1918 – его председателем. Герасимов был неутомим. Он изъездил и исходил Восточный Казахстан вдоль и поперек. Им были тщательно исследованы Барлыкские и Рахмановские минеральные источники, дано подробное их описание, изучено состояние пчеловодства в Бухтарминском, Зайсанском, Усть-Каменогорском уездах, проделана большая работа по сбору сказок, преданий, песен, поговорок и других материалов устного народного творчества в селах, разбросанных по долинам рек Бухтармы, Иртыша, Убы. Совершая научные поездки по Восточному Казахстану, Герасимов встречался с интересными людьми, поддерживал переписку с научными обществами, видными учеными и исследователями Сибири и Казахстана, занимался изучением их жизни и научной деятельности, собирал и накапливал материалы. Многие из них позднее легли в основу биографических очерков о В. Н. Белослюдове, Е. П. Михаэлисе, В. В. Сапожникове, г. Н. Потанине, П. А. Соломине, А. Н. Федорове, М. М. Сиязове. Борис Георгиевич одним из первых собрал материалы о жизни Федора Достоевского в Семипалатинске и написал об этом малоизвестном периоде великого русского писателя ряд статей, которые были опубликованы в период с 1913 по 1927 годы в журнале «Сибирский архив» и «Сибирские огни». Борис Георгиевич был прекрасным лектором, вел большую просветительскую работу. Им было разработано и прочитано свыше 150 публичных лекций и докладов по истории родного края в Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Зайсане и Риддере. Его лекции пользовались большой популярностью среди населения. За документально-исторический очерк о старообрядцах, беглых каторжниках и рабочих с алтайских заводов под названием «В долине Бухтармы» Герасимов был удостоен серебряной медали Российского Географического общества. Многие печатные труды его были премированы почетными наградами, он имел премию имени выдающегося путешественника и ученого Георгия Потанина. 5 июня 1925 года за труды по краеведению Семипалатинской области Борису Герасимову была присуждена золотая медаль. В декабре 1922 года в Семипалатинске органами ГПУ был раскрыт, якобы, заговор церковников, среди 13 арестованных священнослужителей был и отец Борис. За Бориса Герасимова началась борьба. Члены Семипалатинского подотдела Русского Географического общества, уважавшие незаурядные способности своего председателя и занимавшие ответственные посты в Губисполкоме, способствовали тому, что Борис Герасимов был, подвергнут наказанию в административном порядке – штрафу в размере 500 руб. и освобожден. Уголовное дело в отношении его закрыли. Но чиновники из ГубОНО не хотели мириться с тем, что председатель подотдела Географического общества – священник. На протяжении нескольких лет они вели травлю Герасимова: пытались отобрать у отдела музей и библиотеку, замораживали финансирование, наконец, предложили отцу Борису подать в отставку с поста председателя и члена Совета. Устав от подпольной войны, мешавшей нормальной жизни и отнимавшей душевное равновесие, 3 мая 1925 года Борис Герасимов ушел в отставку, сделав широкий жест доброй воли: подарил Семипалатинскому Географическому обществу книги и исторические документы из личной библиотеки. 16 мая последовал приказ ГубОНО: «…Числящийся временно преподавателем краеведения в промэкономтехникуме и кирпедтехникуме Герасимов Б. с 20 мая освобождается от работы в этих учебных заведениях как служитель культа». Однако в это время президиум Центрального географического общества оценил его деятельность на посту Семипалатинского отдела совсем по-иному. 5 июня 1925 года за труды по краеведению Семипалатинской области отцу Борису была присуждена золотая медаль. 13 апреля 1929 года Семипалатинский отдел Русского географического общества был реорганизован в отдел Общества изучения Казахстана, и 28 мая отец Борис был письменно уведомлен: «Отдел общества сообщает Вам для сведения, что на основании постановления общего распорядительного собрания от 25.05.25 г. Вы как служитель культа считаетесь выбывшим из членов Отдела». Отец Борис не пожелал снять с себя священный сан и отречься от Христа для того, чтобы спокойно заниматься наукой. Он был человеком бескомпромиссным, и когда перед ним встал выбор – Крест Христов или научная карьера, он выбрал Крест. С 1929 года в Семипалатинске один за другим закрывались и уничтожались храмы: в апреле 1929 года – Александро-Невская церковь, в ноябре – Благовещенская, в 1931 году – Кафедральный собор Семипалатинской епархии. До 1931 года отец Борис служил в Знаменском соборе, где находилась местная святыня – чудотворная икона «Знамение Божьей Матери», именуемая «Абалацкая». Отец Борис, как священник и патриот края, начинает вести борьбу за сохранение семипалатинских храмов, защищая их, с одной стороны, как святыни, а с другой – как историко-архитектурные памятники. Однако его борьба успехом не увенчалась. В 1931 году Знаменский собор был передан под клуб. В 1932 году ВЦИК вынес постановление о ликвидации Знаменского собора. Чудотворная икона исчезла. И самый старинный собор Семипалатинска был взорван. В 1937 году последовала новая волна репрессий. В августе 1937 года по подозрению в контрреволюционной деятельности были арестованы все священнослужители Воскресенской церкви. Началось следствие, которое велось «в направлении выявления контрреволюционной деятельности о. Бориса Герасимова по созданию шпионской организации церковников и вовлечению новых членов на территории области». Указанной деятельностью якобы руководил так называемый «Московский комитет», основной задачей которого являлось создание шпионской организации священнослужителей по всему Советскому Союзу для борьбы с советской властью. Постановлением тройки УНКВД по ВК области от 19 ноября 1937 года все обвиняемые как члены контрреволюционной шпионской организации церковников были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Понадобилось 50 лет, чтобы реабилитировать священнослужителей. И сегодня невинно убиенных священнослужителей Воскресенского собора церковь причислила к лику святых. Ведь великие деяния должны быть оценены по достоинству. 4 Работа Герасимова «Поездка на Рахмановские ключи» о природно-климатических обстоятельствах Прииртышья Из работ Б.Г.Герасимова, которых значительно более сотни, особое значение имеет его труд «Поездка на Рахмановские минеральные ключи». Это действительно кладезь ценной информации о Восточном Казахстане, который непременно должен быть востребован в процессе преподавания и изучения истории родного края и в школе и в учебных заведениях более высоких ступеней. Данная работа предназначена абсолютно для всех, от мала до велика. Написана она достаточно простым интересным языком. Работа «Поездка на Рахмановские минеральные ключи» может быть использована как занимательное пособие для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края, так и учеными, краеведами, студентами, школьниками, учителями как исторический источник. Во-первых, здесь содержится много полезной информации по географии, биологии, геологии. Герасимов отправляется на лечение. Казалось бы, долгая и утомительная дорога – это настоящее испытание, но только не для Бориса Георгиевича. И в пути его любознательность и эрудированность дают о себе знать. Он не спешит добраться до ключей, он наслаждается путешествием, делая важные записи. Очень кропотливо и добросовестно рассказывает о водных ресурсах региона. Им упомянуто около 50 речек: Иртыш, Шульбинка, Уба, Ванявка, Барашевская, Крутоберезовка, Глубочанка, Крутая, Ульба, Согра, Проходная, Смолянка, Крестовка, Осиновка, Пихтовка, Серебрянка, Козловка, Селезневка, Бухтарма, Алыбай, Джур-Джабал, Малонарымка, Таловка и другие, 10 ключей (Басов, Полегнаев, др.), ручьев (Зевакинский), озер (Зайсан, Чертово). Помимо их названия, даны четкое описание месторасположения, характерные особенности. Так Герасимов описал водную артерию Иртыша от Бухтармы к Усть-Каменогорску. Указал притоки Иртыша с левой и правой сторон в первую и вторую половину пути. Борисом Георгиевичем также дается информация о рельефе, почве, полезных ископаемых. Путешественник внимательно следит за геологическими изменениями. «От Барашек местность почтового тракта с прилегающими к нему окрестностями приобретает характер горного рельефа. Дорога пробегает по волнообразным холмам с густым ковром растительности. Черноземный грунт почвы сказывается в сочной траве, которая взамен ковыльной и полынной степи, характеризующей первую половину пути от Семипалатинска к Усть-Каменогорску, заметно оттеняет красоту местности. На встречающихся горках заметны плотные, черноватые наслоения, выходящие грядами на дорогу и покрытые налетами черного опыления. Это черный глинистый сланец… В районе территории Барашек и окрестностей поселка предполагались богатые залежи каменного угля». Эти подробные описания представляют весьма ценную информацию в плане изучения геологических особенностей Восточного Казахстана. Читая подобные заметки, и не подумаешь, что это не полевые записи геолога, а наблюдения простого человека. Немало информации о флоре, фауне, климатических особенностях региона. Двигаясь от станции к станции, от села к селу, Герасимов описывает происходящие изменения в растительном и животном мире. Слова Л. Н. Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней» - можно с полной уверенностью отнести к Борису Георгиевичу. Герасимов прекрасно разбирается в различных видах растений и деревьев. Таль, тополь, осина, тальника, дикая роза, сосновый бор, береза, черешник, мелкий кустарник, черника, пихта, ветла, полынь, таволга, лиственница, кедр, ель, масса всевозможных цветов: незабудки, анютины глазки, ромашки, трифоли, огоньки, синие колокольцы. Но для Герасимова это не просто деревья и растения, для него – это часть самого себя. Из этого есть чему поучиться поколению 21 века, принесшему человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная – охрана окружающей среды. С таким же трепетом и нежностью Герасимов относится и к животному миру. Рыбаки и не только могут найти здесь важную информацию. Описывая реки, Борис Георгиевич параллельно рассказывает об их обитателях. Это щука, окунь, налим, чебак, таймень, язь, лень и др. 5 Работа Герасимова об исторических обстоятельствах региона на рубеже столетий. «Поездка на Рахмановские минеральные ключи» богата материалом по истории. Упоминаются важные события, довольно часто Герасимов говорит о стихийных бедствиях: пожарах, наводнения, землетрясениях. «Озерки выглядывали довольно печально. Большой пожар, истребивший в конце апреля месяца 1904 года свыше сорока домов, оставил заметный след в поселке. Пострадавшие не успели еще достаточно оправиться от пожара и ютились в маленьких домишках, частию в избушках». Не миновали пожары и город Усть-Каменогорск. «…в июле 1834 г. Пожар истребил 20 домов, 22 апреля 1846 г. – 45 домов. Эти пожары довольно существенно сократили и без того небольшие размеры города. От наводнений город сильно пострадал в 1889, 1891 и 1904 годах. Для предохранения города от наводнений, городским управлением были выстроены дамбы по берегам Иртыша и Ульбы». Здесь мы знакомимся с историческими лицами, к примеру, с профессором Сапожниковым, Геблером, узнаем об истории строительства Бухгольцем в 1715, 1716 годах Ямышевской и Омской соответственно крепостей, Лихачевым в 1720 году Усть-Каменогорской крепости, курортных построек Рахмановских ключей. В труде Герасимова также есть информация о ссыльной жизни М. И. Муравьева-Апостола. «В крепости (Бухтарминская) отбывал ссылку с 1829 по 1837 года декабрист, отставной подполковник Матвей Иванович Муравьев-Апостол, занимавшийся в крепости, по аттестации начальства, «чтением имевшихся у него книг на разных диалектах». 5-го февраля 1832 г. Муравьев-Апостол женился в Бухтарминской крепости на дочери священника Констинтинова. Возвратился Матвей Иванович в Европейскую Россию из ссылки в 1856 году, по воспоследовании Высочайшего манифеста от 26 августа 1856 года». Многие данные можно использовать при изучении и преподавании истории Казахстана на такие темы как «Переселенческая политика», «Быт и культура начала 20 века», «Строительство военных укреплений, поселений и городов» и др. 6 Работа Герасимова – ценный источник знаний по социологии и этнографии населения Восточного Казахстана начала 20 века. Борис Георгиевич умело вырисовывает быт и простую жизнь сельчан, знакомит с ценовой ситуацией, исследует численный, национальный, религиозный состав населения. Таловка большое крестьянское село. Близкое присутствие леса сказалось в прочных и поместительных постройках, сооруженных из толстой лиственницы. Внутри дома расписаны различными узорами. Потолки, двери и косяки нередко украшены цветными петухами и замысловатыми цветами. Автор отмечает, что росписью занимаются специальные крестьянские художники, разъезжающие по селам. Подобная орнаментация часто встречается в селах со старообрядческим населением. В Таловке преобладает старообрядческий элемент. Всего насчитывается 1260 душ, из них православных 57, безпоповцев1067 и поморцев 136. На основании описаний Герасимова можно судить о значительной дифференциации сельских обитателей в зависимости от места обитания. К примеру, Александровский поселок описывается как малое и убогое поселение, жители которого страдали от малоземелья. Довольно зажиточным было село Медведское, которое образовалось путем вольной колонизации, как и Таловка. Население в нем сосотояло из 763 человек, в том числе православных 705 и безпоповцев 58. В селе была школа, церковь, казенная винная лавка, две лавочки с мелочью и дешевой мануфактурой, водяная мельница и кожевенные заводы. Крестьяне заводчики скупали сырые кожи и продавали их в обработанном виде. Заводов было 4. Обрабатывалось на них в год до 4000 кож. Говориться также и о том, что жители села заниматься скотоводством, пчеловодством и сплавом леса. «…в Ульбинке проживало до тридцати приезжих семейств. В поселке есть церковь, построенная при участии дачников, и школа. Попечителем в последней состоит А. Н. Федоров. По инициативе попечителя, в Ульбинке состоялся в пользу школы спектакль, давший чистого сбора несколько десятков рублей. Это, кажется, единственный спектакль за все время существования поселка. Естественно, что зрелище внесло большое оживление в поселковую жизнь». На основании изучения данных работы можно делать серьезные научные обобщения, характеризующие уровень развития производительных сил региона в сфере сельскохозяйственного производства 7 Автор о хозяйственной деятельности населения. Автор дает характеристику хозяйству края. Можно видеть, что в зависимости от места расположения и исторических традиций существовала определенная специализация хозяйственной деятельности населения Прииртышья. Кроме того, можно проследить зависимость уровня жизни населения от урожайности того или иного года. Например, обитатели села Красноярское долгое время жили довольно зажиточно, но последние несколько неурожайных годов пошатнули их благополучие. Обеднело за последние годы и село Прапорщиково. Село Прапорщиково отделяет от Усть-Каменогорска 16 верст. Прапорщане издавна были известны, как завзятые рыбаки. Большими компаниями они отправлялись со своими карбазами на Зайсанское озеро и опутывали его своими сетями. Рыбы добывалось очень много. Нагруженные карбаза вереницей спускались вниз к Усть-Каменогорску и далее, где сушеную рыбу партиями скупали специально приезжавшие для того крестьяне Змеиногорского и барнаульского уездов. Однако, с течением времени благодаря хищническому способу добычи, рыбы в озере поубавилось настолько, что о богатых уловах всевозможных рыбных сортов можно только вспоминать. Прапорщане долго не могли с упадком рыбного промысла на Зайсане перейти к пашне. И занятие хлебопашеством является для них как бы чуждым. Бедность села заметно бросается в глаза. Герасимов свидетельствует о причастности крестьян Восточного Казахстана к деятельности горнозаводской промышленности. Недалеко от города приютилось село Пристань. На Пристани еще и сейчас видны остатки разной руды, которая раньше сплавлялась из Зыряновского рудника и громадными кучами ссыпалась на Пристани. Отсюда руда развозилась крестьянами по разным плавильным заводам барнаульского уезда, где и перерабатывалась на соответствующий металл. Пристанцы в период расцвета горнопромышленной деятельности Зыряновского рудника, почти сплошь занимались сплавкою руды. Особое внимание Герасимов обращал на развитие мараловодства, выводит по нему статистические данные. Вообще мараловодство представляло для Герасимова особый интерес. Он даже составил специальный список крестьян, имевших маралов. В него вошли жители села Берель – 30 человек, деревни Березовки – 19 человек, села Черновского – 64 человека. Для содержания маралов строились маральники, которые охватывали большие площади, обнесенные изгородью. Таким образом, хозяйственная деятельность населения Прииртышья, описанная Герасимовым, была чрезвычайно многообразной. Край был богат природными ресурсами и одаривал благами предприимчивых, трудолюбивых людей. Было развито хлебопашество, огородничество, пчеловодство, рыболовство. Большую прибыль в верховьях приносило мараловодство. В сельской местности располагались предприятия по обработке сельскохозяйственного сырья. Осуществлялся сплав леса. 8 Герасимов Б.Г. об Иртыше как транспортной артерии. Здесь мы знакомимся с основными видами транспорта, которые использовали в начале прошлого столетия. Отправляясь на Рахмановские ключи из Семипалатинска, у Герасимова было два пути: либо на пароходе вверх по Иртышу, либо почтовым трактом, по казачьей линии. Борис Георгиевич выбрал последний способ. Затем путешественник вынужден добираться верхом. Герасимов упоминает также самолеты как о средство переправы через Иртыш. Самолетами в те далекие времена называли паромы, которые использовались для перевозок людей, скота и различных грузов. В процессе путешествия исследователь перемещался на повозке, верхом на лошадях и карбасе. На пароходе путешествовать у него не было возможности, так как в то лето Иртыш был очень маловодным, и пароходное сообщение было крайне нерегулярным. Сегодня мы, переправляясь от одного города к другому, утомляемся ни на шутку. И это при современных удобствах. Что говорить про начало 20 века! Необходимо учитывать тот факт, что дороги того времени были намного хуже сегодняшних. Хотя складывается такое впечатление, что на некоторых участках ситуация осталась прежней. Так, к примеру, самым тяжелым был путь именно уже при приближении к Рахмановским ключам. И по сей день Рахмановские ключи – одни из самых элитных мест курортного лечения, посещают с большим трудом, порой добираясь даже на вертолетах! Не менее легок был путь обратно, когда опасность крутых склонов усилил дождь, размывший землю и сделавший ее похожей на болото. «Благодаря не перестававшему сильному дождю, черноземная почва размокла до невозможности и наши лошади буквально катились с горы. Иногда при поворотах дороги коржуны цеплялись за деревья, и только осторожность берельской лошади спасла меня от возможности свалиться с седла. …этот грязный спуск в дождливую погоду доставил … много неприятных минут. Этот спуск остался еще мне памятен и тем, что в это время я успел простудить ноги и все мое лечение на ключах, таким образом, пропало даром». Вообще дорога доставила Герасимову немало приключений. Так уже добираясь до Семипалатинска, из-за невнимательности кормовщика карбаз посадило на мель в Куендинской местности. Ночь пришлось провести на карбазе. На следующее утро после совещания было решено направиться к близ лежащему островку, чтобы оттуда попытаться столкнуть карбаз с мели. И вот потянулась вереница пассажиров. Но результатов это не дало. И следующая ночь пришлось провести на Иртыше. «В нашем распоряжении оказалась масса скошенного душистого сена, не заделанного еще в копны. Пассажиры рассеялись по полю, выбирая удобные места для ночлега. На месте остановки сварили купленного у киргиз барана. Но, к сожалению, разыгравшийся аппетит пассажиров не позволил в достаточной степени доварить баранину и об этом ужине в степи некоторые из путешественников, вероятно, также будут вспоминать, как о переправе с карбаза на галец ». К счастью, все закончилось благополучно, и утром 4 августа карбаз отчалил от стоянки. Порой для простого люда передвижение по реке не представляло никакой трудности, стоило лишь скрепить несколько бревешек – и плот готов. Стоя привалом на Смоленке, Герасимов видел следующую картину: на плоту из нескольких бревешек стоял какой-то обдерганный субъект, чуть ли не в костюме Адама, ловко балансируя веслом, он галантно раскланялся и быстро исчез за поворотом реки. В-четвертых, здесь много легенд, преданий простого народа, повествующих о несметных сокровищах и злых разбойниках. Около Черной Сопки есть скрытая пещера, заложенная большой каменной плитой. В пещере этой похоронил себя один разбойник вместе со всем награбленным богатством и вход в нее заложил каменной плитой, которую может встретить далеко не всякий. Иногда плита случайно попадается кому-либо, но если попалась однажды, второй раз днем с огнем ее не сыщешь. Так и лежат эти несметные сокровища неведомо где. Подобные данные устного народного творчества дошли до нас лишь благодаря записям Герасимова. В-пятых, стиль изложения Бориса Георгиевича о поездке на Рахмановские ключи доставляет наслаждение. Автор талантливо описывает великолепие природы, восхищаясь «красотой Господней». Заключительное слово ведущего. «Поездка на Рахмановские минеральные ключи» - это не просто ценный исторический источник, это настоящая энциклопедия о Восточном Казахстане. А для учеников эта работа может служить хорошим подспорьем в изучении истории Казахстана, а также исторического краеведения. Кроме того данная работа может представлять большой интерес для учеников интересующихся географий, ботаникой, зоологией, этнографией, социологий. Философ Ш. Монтескье сказал: «…лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Б. Г. Герасимов был настоящим патриотом, посвятившим всю свою сознательную жизнь служению Родине. Он написал замечательные труды, с помощью которых мы можем узнавать новое, ближе знакомиться с краем, прививать любовь и передавать знания следующему поколению. | |
Просмотров: 2084 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|