Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Некоторые аспекты формирования мировоззрения учащихся в процессе преподавания истории Казахстана в средней школе. В современном мире происходят сложные экономические, политические, социальные процессы. Продолжается в известной мере ломка старого консервативного сознания, формируется новое мышление. Школьное образование должно быть ориентировано не только на овладение учениками определенной суммой фактических знаний. У немалой части современной молодёжи имеет место отставание уровня политической культуры, заниженные требования к себе, усиливается дифференциация молодых людей по духовным параметрам. В стенах средней школы следует проводить определённую социально-политическую подготовку. Задача средней школы, заключается в культивировании духовных ценностей, способствующих стабилизации общества. Одна из важнейших сторон социально-политической подготовки состоит в формировании мировоззрения школьников. Выпускнику средней школы следует быть не только носителем багажа информации по различным дисциплинам, приобретенного за годы обучения, но и стать ответственным гражданином своей страны, сознательным членом гражданского общества. В системе школьного образования есть дисциплины, которые призваны не только давать богатый фактический материал, но, и обладают мощным воспитательным ресурсом. К числу таких дисциплин относится, несомненно, история Казахстана, которая формирует мировоззренческие устои молодого гражданина Республики Казахстан. В процессе изучения истории Казахстана в рамках школьного курса учащиеся получают знания о событиях происходивших на территории, которая сегодня зафиксирована границами Республики Казахстан, на протяжении длительного времени, начиная с эпохи камня и вплоть до наших дней. Изучение истории Казахстана расширяет кругозор подрастающего поколения, формирует его общую и политическую культуру. Знание фактического материала курса способствует пониманию места и роли нашего государства, как в историческом прошлом, так и на современном этапе развития и, следовательно, воспитывает чувство гордости за своё отечество и патриотические взгляды. Мировоззрение личности кроме знаний включает в себя такое понятие как вера. Мировоззрение предполагает наличие духовных ориентиров и предпочтений. Духовность в большинстве случаев связывают с религией и религиозностью. Возникает вполне закономерный, оправданный теорией и практикой вопрос, а какое же место может занимать религия и религиозность в учебно-воспитательном процессе в стенах учебного заведения? Ответ как будто бы лежит на поверхности. В государстве действует Основной Закон, который определяет, что существует такое понятие как свобода совести. Каждый гражданин имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Законодательство отделяет Церковь от государства, а школу от церкви. Однако необходимо понимать, что отделение это не означает взаимоизоляцию, взаимоисключение названных институтов человеческого сообщества. В недавнем прошлом в образовательной сфере мировоззренческое становление предусматривало ярко выраженную атеистическую направленность. Планирование и практика учебно-воспитательной работы в средней школе исходили также из атеистических установок. В современных условиях в стенах учебного заведения мы не можем заниматься ни апологетикой религии, ни пропагандой идей воинствующего атеизма. Вместе с тем повседневная политическая реальность свидетельствует, что такие категории, как «религиозный экстремизм», «религиозный терроризм» стали ключевыми понятиями средств массовой информации и жизненной практики. Глобальная угроза миру исходит из этой сферы. Происходит ожесточенная полемика вокруг категорий «исламский фундаментализм», «исламский терроризм», «исламский экстремизм». Обходить молчанием эту проблему, мы не имеем права. В послании Президента страны особо говориться о политике направленной на противодействие религиозному экстремизму. 1 В настоящее время религия является одним из влиятельных факторов общественно-политической жизни государства. В условиях современного Казахстана созданы предпосылки, исключающие прямое влияние религии на политику. В соответствии с Конституцией в Казахстане запрещено создание партий на религиозной основе. История и современная общественная практика показали, что политические объединения созданные на религиозной основе, как правило, приводили к социальным взрывам. Создание политических объединений на религиозной основе в поликонфессиональном Казахстане представляет для него смертельную опасность. Вместе с тем избежать влияния религии на политику невозможно.2 С начала 90-х годов вплоть до наших дней религия переживает в обществе ренессанс, который вызван различными обстоятельствами. На начало третьего тысячелетия в Казахстане насчитывалось более 2000 религиозных объединений, а в начале 90-х годов их было около 600. Число религиозных объединений продолжает, устойчиво расти. 3 Преподаватель истории Казахстана в средней школе имеет возможность использовать воспитательный ресурс предмета, чтобы способствовать взвешенному, адекватному восприятию молодым человеком, таких фундаментальных явлений человеческой цивилизации как религия и атеизм. История свидетельствует, что важнейшая проблема человечества состояла и состоит в несоблюдении принципа соразмерности во всех сферах практической деятельности и духовной сфере, отсюда всевозможные шараханья в крайности и в частности от «религиозного фанатизма» к «воинствующему безбожию», а от «воинствующего безбожия» к «религиозному фанатизму». Главнейшая причина «шараханий» и экстремистских выходок в сфере религиозной заключается в незнании или в крайне ограниченных и односторонних знаниях религиозных вероучений, культов, истории их появления, становления и эволюции. С религией вообще или с конкретным религиозным учением в частности человек имеет право знакомиться с двух сторон, используя два основных источника информации. С одной стороны, посредством восприятия религиозных догматов и правил культа и поведения, которые доводятся служителями культа. С другой стороны, человек вправе получать сведения о религии, ее конфессиях в рамках светского образования, в том числе и в средней школе.. Только таким образом может сформироваться действительно объективное, адекватное мировоззрение современного человека, свободное от гнета фанатизма с одной стороны и прессинга воинствующего безбожия с другой. На уроках истории Казахстана в средней школе вопросы религиозных и атеистических взглядов и воззрений, их соотношения, правомерности их существования могут ставиться на протяжения всего цикла занятий в хронологической последовательности. Религия и безбожие были постоянными спутниками человека на протяжении его истории. Религия являлась и является важнейшим элементом духовной культуры человеческих сообществ, цивилизаций, государств. Постоянно необходимо ставить вопросы какую роль она играла в историческом процессе. Хронологические рамки истории Казахстана охватывают период времени существования на территории Казахстана человека с момента появления до современности. На протяжении этого времени в регионе проживали различные племена, племенные союзы, народы. Возникали и уходили с исторической арены различные сообщества и государственные образования, менялась конфессиональная и этническая ситуация. Соответственно и религиозную сферу жизнедеятельности людей необходимо рассматривать в динамике, в связи с политическими обстоятельствами, социальными изменениями и общекультурными процессами. Важным мировоззренческим вопросом является вопрос происхождения религии, вопрос о ее корнях, причинах возникновения. Этот вопрос необходимо адаптировать в соответствии с уровнем восприятия учеников соответствующих классов. Древний период истории Казахстана включает в себя эпоху камня, эпоху бронзы и эпоху раннего железа. В учебных планах предусмотрено рассмотрение материальной и духовной культуры человека эпохи древности. Религиозные представления в то время были неразрывной частью единой системы мироощущения. На этом этапе истории существовали различные формы языческих верований. Можно проследить на конкретных исторических материалах как религиозное мировоззрение зарождается в процессе освоения человеком окружающей среды, в процессе осмысления окружающего мира и осмысления места самого человека в этом мире. В средневековую эпоху религиозные представления усложняются. Их эволюционный путь продолжается в тюркский период истории. Изучая тюркские государственные образования 6-12 веков, определенное время необходимо посвятить религии древних тюрок, как составной части духовной культуры. Тенгрианство религия тюркских народов. Правомерна постановка вопроса об исконной вере того или иного народа. Это обусловлено тем, что часто на бытовом уровне можно слышать не совсем адекватные рассуждения о том, что та или иная религия является национальной религией того или иного современного народа. При этом игнорируется тот факт, что религиозная палитра на территории Казахстана и Центральной Азии изменялась по ходу истории. В современном обществе зачастую можно видеть отождествление национальных и религиозных характеристик. Граждане европейской национальности относятся автоматически к христианской конфессии, граждан же имеющих азиатскую внешность приписывают к разряду мусульман, таким образом, изначально идет деление граждан на «вас мусульман» и «нас христиан» или наоборот. Значит, человека воспринимают не как личность с его достоинствами и недостатками, а как часть иного мира. Такая тенденция в сфере сознания и повседневного общения неадекватна истинному положению вещей и может при определенных обстоятельствах быть даже опасной. Восприятие ислама в качестве «казахской», а христианства в качестве «русской» религии еще больше дифференцирует наше и без того неоднородное общество. Необходимо сформировать восприятие ислама и христианства не как национальных, а как мировых, то есть интернациональных религий. Это, возможно, реализовать, раскрывая сущность тенгрианства как традиционного верования древнетюркских племен, которые впоследствии воспринимают иные духовные традиции. Как известно современная конфессиональная картина Казахстана чрезвычайно пестрая. Важно, чтобы это воспринималось учащимися не как феномен выходящий из рамок, а как явление закономерное и обусловленное всем ходом развития. Поэтому на уроках по истории Казахстана когда изучается тюркский период следует отмечать веротерпимостьв в тюркском мире. Примером мирного сосуществования различных конфессий может служить ситуация сложившаяся на трассах Великого шелкового пути. Следует привлечь внимание к фактам принятия в некоторых государственных образованиях тюркского периода в качестве официальных религий христианства и буддизма, а впоследствии ислама. В обстоятельствах политической и социальной ситуации того времени, при отсутствии единого этнического ядра принимая ислам, правители стремились использовать государство образующий и укрепляющий потенциал религии в целях сплочения разноплеменной массы в единую общность. Важно отметить, что и сегодня государственные и политические деятели стремятся использовать авторитет религии для укрепления государственности. В Казахском ханстве ислам также был фактором, способствующим укреплению центростремительных сил. Фактически ислам выступает в роли государственной религии. Казахские ханы старались использовать возможности ислама для консолидации своего этноса, организационное единство, которого было ослаблено родоплеменной структурой и жузовой принадлежностью. Факт становления ислама в качестве государственной религии отражен в законодательстве, а именно в законах Тауке хана. В колониальный период истории Казахстана происходит изменение этнорелигиозной ситуации. В Казахстан переселяются массы крестьян из европейской части Российской империи являвшимися носителями христианской веры. Однако это не сказывается на религиозности казахского населения. Царское правительство не ставило задачи проведения активной политики христианизации коренного населения, как это было в некоторых других регионах. Гораздо эффективней в условиях Казахстана было использовать потенциал мусульманского духовенства, привлекая его на свою сторону и делая проводником своего влияния на народные массы в процессе вовлечения в сферу Российского государства. Поэтому случаи принятия казахами православия были весьма немногочисленными и носили в основном меркантильную основу. Статистика перехода казахов в православие вполне сопоставима со статистикой принятия русскими ислама. Рассматривая демографические процессы на территории Казахстана в начале 20-го столетия, переселенческую политику царизма необходимо охарактеризовать этноконфессиональную картину. В это время продолжается массовый механический прирост переселенцев христиан, что, конечно, укрепляет позиции православной церкви в регионе. Следующий период истории Казахстана можно определить как советский. В годы советской власти в рамки государственной политики был возведен принцип воинствующего атеизма со всеми вытекающими последствиями, вплоть до физического уничтожения священнослужителей и храмов, расхищения церковных ценностей и святынь. Советская государственность должна была базироваться на новой духовной основе - атеистическом мировоззрении. Конечно, необходимо зафиксировать внимание учащихся, что такое решение проблемы привело к тяжким последствиям для всего общества. Это подтверждает тезис, что крайности непреемлимы. Вместе с тем нельзя не отметить, что новая коммунистическая идеология отвергая религию, по форме приближается к религиозной идеологии, происходит формирование нового культа, но культа не божества, культа вождей и организаций. Таким образом, подводим к мысли, что противоположные крайности сближаются и в равной степени несут негатив, во всем должна присутствовать мера. Большое внимание в процессе преподавания истории Казахстана уделяется периоду Великой Отечественной войны. Необходимо найти возможность обратиться к изменению политики руководства СССР по отношению к церкви и религии в этот трагический период истории. С началом войны власти вспомнили об организующей и мобилизующей роли религии и церкви в укреплении и защите государства. Религиозные социальные институты в годы Великой Отечественной войны привлекаются к процессу патриотического воспитания и мобилизации народов СССР на отпор фашистскому агрессору. В послевоенный период гонения на религию и церковные организации продолжились. Это проявлялось в преследовании священнослужителей, верующих, дальнейшем закрытии и разрушении храмов. В середине 80-х годов в связи с кризисом советской государственности был определен курс на перестройку. В новых исторических условиях происходит реанимация церковной организации и реабилитация религии в целом, чтобы подкрепить пошатнувшийся авторитет системы религиозным фактором. Эти обстоятельства следует рассматривать в ходе изучения материала соответствующего периода. Мировоззрение нынешнего поколения школьников формируется в условиях, когда произошли глобальные изменения в сфере свободы вероисповедания и отправления религиозных культов. Во многих городах суверенного Казахстана возводятся новые религиозные храмы, при религиозных центрах создаются духовные учебные заведения, тиражируется религиозная литература. Определяя в ходе учебного процесса основные характеристики современной этноконфессиональной ситуации в нашем государстве следует исходить из того, что рост религиозных настроений происходит одновременно с ростом национального сознания. Большинство наших граждан отождествляет национальное и религиозное. Проблема межнациональных и межрелигиозных отношений неразрывна, так как в большой степени границы этнические и границы межрелигиозные совпадают. К вышеназванным проблемам крайне необходимо обращаться при изучении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Казахстана на современном этапе. Особо следует подчеркивать, какое внимание уделяет Президент страны аспектам конфессионального и этнического мира на протяжении всей свое деятельности на посту главы государства. | |
Просмотров: 1630 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|