Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Урок обществознания "Логические законы мышления"
План урока № 17

Тема урока: Логические законы мышления.
Предмет: основы обществоведения
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Обучающая: изучить основные законы логики
Развивающая: развивать умения по применению логических законов
Воспитательная: воспитывать уважение к научным знаниям
Оборудование: интерактивное
Межпредметные связи: философия, психология

План изложения нового материала.

1. Закон тождества.
2. Закон непротиворечия.
3. Закон исключенного третьего
4. Закон достаточного основания

Основные моменты изложения нового материала:
Под законами мышления понимаются такие законы, которым наше мышление должно подчиняться для того, чтобы оно было логическим, т. е. истинным.
Логические законы мышления не поставляют своею целью изобразить, как совершается мышление вообще, но имеют целью изобразить, как должно совершаться то мышление, которое приводит к достижению истины.
Закон тождества. Закон тождества можно формулировать: «А есть А», т. е. всякий предмет есть то, что он есть. На первый взгляд, кажется, что эта формула содержит в себе нечто само собой разумеющееся и потому практически не имеющее никакой ценности. Но в действительности этот закон содержит весьма важное требование, а именно, чтобы в процессе нашего мышления каждая мыслимая вещь или представление мыслимой вещи, которое мы обозначим символически при помощи А, сохраняло своё тождество. Если в нашем мышлении возникает представление какой-либо вещи (А), то оно и в дальнейших процессах мышления должно мыслиться с тем же содержанием, с каким мыслилось вначале. То, что мы мыслим в данный момент о той или Другой вещи, мы должны мыслить и спустя известное время, т. е. мы должны мыслить с тем же самым содержанием, с каким мыслили раньше. Логическая мысль не могла бы осуществиться, если бы я, сказав, что А есть В, при повторении этого суждения думал уже не об А, а о чём-нибудь другом. Ее ли бы я, например, высказывая суждение, что «поваренная соль состоит из хлора и натрия», думал о поваренной соли, при повторении же суждения стал думать о какой-нибудь другой соли, то процесс мышления привёл бы меня к ложным результатам. Необходимо, чтобы я вторично, при повторении суждения «поваренная соль состоит из хлора и натрия», думал именно о поваренной соли, а не о какой-либо другой соли. Нужно, чтобы в процессе мышления каждая мыслимая вещь оставалась тождественной самой себе. Без соблюдения этого требования не может осуществиться логическое мышление, т. е. истинное мышление.
Таким образом, по закону тождества, всё то, что мы мыслим, должно оставаться тождественным самому себе. Этот закон применяется главным образом к понятиям и представлениям. Они в процессе мышления должны оставаться тождественными самим себе, иначе будет нарушена правильность мышления.
Закон непротиворечия. Закон непротиворечия формулируется так: «А не может в одно и то же время быть В и не - В», или: «из двух суждений, из которых одно утверждает то, что другое отрицает, одно должно быть ложным». Смысл этого закона заключается в том, что ничто не может в одно и тоже время, в одном и том же отношении иметь противорёчащие качества. Мы, например, никак не можем себе представить, чтобы бумага была в одно и то же время и белая и не-белая, например красная. Мы никак не можем себе представить, чтобы дом в одно и то же время был и большим и небольшим. Ни одно качество не может в одно и то же время, и присутствовать и отсутствовать.
Таким образом, закон непротиворечия требует, чтобы мы одной и той же вещи, в одно и то же время, в одном и том же отношении не приписывали противоречащих предикатов В и не-В.
Закон исключённого третьего. Закон исключённого третьего формулируется следующим образом: «при двух суждениях, из которых одно утверждает то, что другое отрицает («А есть В» или «А есть не-В»), не может быть третьего, среднего суждения».
Закон исключённого третьего лучше всего можно объяснить, если сказать, что, согласно этому закону, о всяком качестве вещи мы можем только утверждать, что оно или принадлежит вещи, или не принадлежит; в этом случае не может быть ничего третьего, среднего, что-либо третье в этом случае исключается. Когда мы приписываем какой-либо вещи какой-либо предикат, то мы можем приписывать только или В, или не-В. Вещь должна быть или чёрной, или нечёрной. Растения могут быть или хвойные, или нехвойные; животные могут быть или позвоночные, или не-позвоночные; третьего ничего быть не может (tertium non datur).
Закон достаточного основания. Четвёртый закон мышления называется «законом достаточного основания» (lexrationis sufficientis). Этот закон обыкновенно определяется так: «мы все должны мыслить на достаточном основании», т. е. всякая мысль, всякое суждение должно иметь определённое логическое обоснование. Ближе это можно так пояснить. Если у нас есть суждение, истинность которого для нас не непосредственно очевидна, то мы должны найти основание (ratio) для этого суждения, мы должны дать логическое обоснование его. Но что такое логическое обоснование?
Мы видели при рассмотрении условных суждений, что называется основанием и что называется следствием, и потому для нас должно быть понятно, что значит, что «мысль должна иметь известное обоснование». Мы видели, что все положения должны быть сводимы на непосредственно очевидные положения, такое сведение предполагает, что между суждениями есть связь такого рода, что одни суждения опираются на другие, обосновываются другими. Например, если мы говорим, что «погода изменится», потому что барометрическое давление падает, то суждение: «барометрическое давление падает» является основанием для суждения: «погода изменится». Если мы находим, что «треугольник имеет две равных стороны», то это суждение есть основание для суждения «два угла данного треугольника равны».
Обыкновенно в логике основание и причина обозначаются одним и тем же термином ratio, но только основание называют ratio cognoscendi («основание познания»), а причину называют ratio fiendi («основание становления»). Чтобы видеть разницу между этими двумя ratio, возьмём пример. Я произношу суждение: «В комнате сделалось теплее». Логическое обоснование этого суждения может находиться в суждении: «ртуть термометра расширилась». Причинное обоснование теплоты комнаты получится в том случае, если мы скажем: «затопили печку, и оттого в комнате сделалось теплее».
Формальный характер законов мышления. Рассмотренные нами законы мышления в логике имеют такое же значение, какое в математике имеют аксиомы. Они так же непосредственно очевидны, как эти последние, как, например, аксиомы: «целое больше части», «между двумя точками можно провести только одну прямую».
Эти законы называются также формальными законами мысли, потому что они не касаются содержания мысли. Закон тождества не указывает, какие именно представления, понятия, суждения должны оставаться тождественными; закон противоречия также не указывает, какие именно мысли не должны сами себе противоречить; закон исключённого третьего ничего не говорит, между какими именно противоречащими суждениями не может быть третьего, но они не говорят этого потому, что их утверждение справедливо по отношению ко всякому представлению, ко всякому суждению: всякая мысль должна подчиняться этим законам, совершенно так, как алгебраические формулы не показывают, в применении к каким числам они справедливы, и именно потому, что в них можно подставить какие угодно числа и величины.

Вопросы для закрепления:
Что называется законами мышления? Какие существуют законы мышления? Как формулируется закон тождества? Как формулируется закон противоречия? Объясните применение закона противоречия. Как формулируется закон исключённого третьего? Объясните применение закона исключённого третьего. Как формулируется закон достаточного основания? Какое различие между основанием и причиной? Почему законы мышления называют формальными законами?

Задания для практической работы:
I. В чем нарушение закона тождества:
1. «Пчелы сперва садятся, а потом берут взятки в отличие от тех людей, которые берут взятки, но не садятся». (Литературная газета)
2. «У Фонвизина каждое действующее лицо имеет свое лицо». (Из сочинения абитуриента).
3. В подзаголовок одной книги знаменитого автора внесена инструкция: «Глава, в которой мы знакомимся с героями повести, не все из которых будут героями».
4. «Тут что-то не так, - подумал доктор. - С одной стороны, Герберт был на месте преступления. Там остались следы его ботинок и окурок сигареты, которую курил, несомненно, он. С другой стороны, миссис Орбели утверждает, что он не мог быть у пруда, так как не выходил ни на минуту из дома».
II. Установите, применяется ли закон исключенного третьего в следующих примерах:
1. «Таманго, видя, что у него на руках остается семь невольников, схватил ружье и прицелился в женщину, которая стояла первой, то была мать троих детей.
2. - Покупай, - сказал он белому, - или я ее убью: стаканчик водки – или я выстрелю.
3. - Что я, черт возьми, буду с ней делать? – отвечал Леду?
4. Таманго выстрелил, и невольница упала мертвой на землю». (Мериме П. Таманго)
5. «Паду ли я стрелой пронзенный, иль мимо пролети она?
6. «Ты думаешь, стало быть, что красные не будут переправляться на эту сторону? Молчишь? Ну и молчи. А я думаю, что не иначе будут они силоваться на бродах перейтить… Беспременно на бродах! Окромя им негде. Или, думаешь, могут конницу вплавь пустить? Чего же ты молчишь, Степан? Тут, стало быть, дело окончательно подходит, а ты лежишь, как чурбак!» (Шолохов М. Тихий Дон)
7. «Чего же теперь, Афанасий Иванович, закусить? Разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков соленых?
8. -Пожалуй, хоть и рыжиков, хоть и пирожков, - отвечал Афанасий Иванович, и на столе вдруг являлась скатерть с пирожками и рыжиками». (Гоголь Н.В. Старосветские помещики)
9. III.Приняв каждое суждение за истинное, установите, является ли одно их суждений достаточным основанием для второго:
1. «Алексеев – хороший шахматист». И «Алексеев выиграл шахматный турнир».
2. «Адрес на конверте указан точно». И «Письмо дойдет до адресата».
3. «Наш сосед три дня не выходил из дому» и «С нашим соседом что-то случилось».
4. «Данное число делится на 9» и «Данное число делится на 3».
5. «У ребенка высокая температура» и «Ребенок простудился».
6. «Николай Р. Защищает обвиняемого» и «Николай Р. - адвокат».
IV. Будут ли нарушены требования закона тождества при замене одного суждения другим:
1. «Осень в этом году была холодной» и «Дождливо и холодно было этой осенью».
2. «Коль зима без снега, то лето без хлеба» и «И зима не без снега, и лето не без хлеба».
3. «Если он опоздал, то значит пришел не вовремя» и «Если он пришел не вовремя, значит, он опоздал».
4. «Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, посыпались искры. Порох в ту же минуту вспыхнул. Советую вам всякий раз, когда вы хотите развести огонь, добывать из правого глаза такие же искры» (Э.Распе. Приключения барона Мюнхгаузена)
V. Укажите на противоречия в примерах, если они есть:
1. «Беден я был, когда был богат, богат – когда беден. Были у меня раньше каменные палата, да зато и сердце было каменное.А теперь у меня только домик с печью, да и зато сердце человечье.» (В.Гауф. Холодное сердце)
2. «В детстве у меня не было детства.» ( А.Чехов)
3. В подзаголовок одной книги знаменитого автора внесена инструкция:»Глава, в которой мы знакомимся с героями повести, не все из которых будут героями.»
4. «Жил на свете частник бедный. Это был довольно богатый человек – владелец галантерейного магазина, расположенного наискось от кино «Капитолий». (И.Ильф, Е.Петров).
VI.Установите, применим ли закон исключенного третьего для каждого из приведенного ниже понятия:
1. Приятель, неприятель.
2. Друг, недруг.
3. Преступник, адвокат.
4. Свободный человек, занятой человек.
Категория: История | Добавил: Larochka (2012-02-03)
Просмотров: 3286 | Комментарии: 1 | Теги: 10 класс, обществознание | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru