Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Тема: Образование Казахского ханства. Цель урока: Продолжить изучение причин и условий образования Казахского ханства. Раскрыть значение этого события для решения исторической судьбы казахского народа. Познавательная задача: на основе работы с текстом выделить этапы образования Казахского ханства. В ходе анализа доказать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, а благодаря объединению разрозненных казахских племён. Воспитательная задача: Воспитывать любовь к Родине, толерантное миролюбивое отношение к разным народам. Оборудование: Презентация к уроку, карты, портреты ханов, таблица. Ход урока: 1. Организация класса. 2. Проверка домашнего задания - назовите 3 предпосылки образования Казахского ханства. - почему казахские племена и их предводители стремились создать независимое Казахское ханство? - Что стало препятствием на пути объединения казахских племён в единую народность? - почему вожди племён и родовые старшины, а так же трудовой народ стали объединяться вокруг Керея и Жаныбека? - Обозначьте на контурной карте регионы кочевки казахских племён в 14- 15 веках. Выставление оценок за домашнее задание. 3. Изучение новой темы. А) Вступительное слово учителя: Появление на политической карте Центральной Азии Казахского ханства связано с именами Чингизидов потомков Джучи — хана Абулхаира Шибанида и близкородственных султанов Керея и Жаныбека. В первой половине ХV века, на территории Казахстана существовало ханство Абулхаира – Узбекский улус. Одним из факторов ослабления позиций Абулхаир-хана, явилось его сокрушительное поражение в войне 1457 года от калмыков, проникших через Семиречье до Сыгнака и Сайрама, Ясы (г. Туркестана) и Ташкента. Вторым фактором, явилось стремление Абулхаир-хана подавить своих внутренних оппонентов. В конце 1450-х гг., мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абулхаир-хан перебил ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях. В результате преследований со стороны Абулхаира против Джучидов, потомков Тука-Тимура и состоялась откочевка Керея и Жаныбека. Абулхаир-хан, будучи человеком властолюбивым, стремился удержать свою власть, жестоко обходясь с приближенными султанами, что вызывало естественное недовольство и сопротивление с их стороны. Махмуд бен Вали в сочинении “Море тайн, относительно доблестей благородных” пишет: “Когда Абу-л-Хайр-хан одержал верх над сыновьями своих дядей в областях Дашт-и Кипчака, некоторые из потомков Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана, Кирай-хан и Джанибек-хан…., вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной от предков страны, они ступили на дорогу, ведущую на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан. В те времена в областях Могулистана владычествовал Исан-Буга-хан, сын Вайс-хана, из потомков Чагатай-хана, сына Чингиз-хана”. В кочевом обществе, одной из форм народного сопротивления, против неугодного им существующего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с насиженных мест, т.е. уход из-под власти своего неправедного правителя. Два султана потомки Урус-хана, Жаныбек и Керей, ушли с подвластными им родами. Уход Керея и Жаныбека от Абулхаира, стал лишь первым шагом к образованию собственной казачьей вольницы. Т.И. Султанов отмечает “Керей и Жаныбек с улусными людьми прибыли в Могулистан при жизни могульского хана Есен-Буги, который радушно принял беглецов и назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Время прихода Керея и Жаныбека с улусными людьми во владения могульского хан Есен-Буки нужно датировать 1459-60 гг.”. Приход Керея и Жаныбека был осуществлён по приглашению Есен-Буги, который стремился обезопасить с их помощью свою территорию от Юнус-хана. Керей и Жаныбек стали оказывать помощь и поддержку Есен-Буга-хану, а сама перекочевка Керея и Жаныбека в Жетысу состоялась не раньше 1459 г. Таким образом, главной причиной откочёвки явилось авторитарное правление хана Абулхаира Шибанида, который стремился не допустить усиления потомков другой ветви Джучидов, потомков Тука-Тимура и Орда-Еджена, непосредственно связанных по генеалогической линии с ханом Ак-Орды Урус-ханом, правнуками которого являлись Керей и Жаныбек. - Сегодня мы детально разберёмся в деталях этого события. Прочитав и проанализировав статью «Борьба султанов Керея и Жаныбека за создание Казахского ханства» мы составим план к тексту. Примерный план: 1. Нестабильное положение в ханстве Абулхаира. 2. Поражение Абулхаира от ойратских племён и усиление репрессий внутри ханства. 3. Откочёвка казахских племён – массовый протест политике Абулхаира. 4. Планы хана Могулистана Есен буги. 5. Ранний период существования Казахского ханства. 6. Значение создания Казахского ханства. В ходе работы над планом ведётся обсуждение каждого пункта методом свободной беседы. 4. Коллективное изучение темы « Территория Казахского ханства и его население». Самостоятельное изучение теста с 169 – 170 и ответы на вопросы: Определите по карте первоначальное расположение Казахского ханства (Западное Жетесу, поймы рек Чу, Талас) Какие исторические события происходили в Могулистане после смерти Есен Буги? Что привело к укреплению Казахского ханства и расширению его территории? Какова судьба Узбекского улуса после смерти Абулхаира? 5. Подводя итог урока учителю можно выделить стержневые идеи казахской национальной государственности: 1. Керей и Жаныбек стали первыми казахскими ханами, основателями казахской государственности. Именно они стали политическими наследниками Урус-хана и продолжателями традиций Ак-Орды. 2. Благодаря деятельности Керея и Жаныбека, во второй половине XV века в Дешти-Кыпчаке появляется политоним КАЗАХ, который трансформируется от УЗБЕК–КАЗАХ, к единому названию народа КАЗАХ – первому государству в Центральной Азии из ныне существующих современных народов. 3. Образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание Казахского государства и напрямую связан с институтом казачества. 4. Если у каждого кочевого рода есть свой клич (уран), то единым национальным кличем (ураном) казаков (казахов) становится Алаш. 5. Откочёвка Керея и Жаныбека из под власти Абулхаир-хана, показывает как право выбора в степной традиции, стремление к независимости, проявление самостоятельности в кочевой среде противостоит ханской власти. Вклад основателей казахской государственности Керея и Жаныбека в историю казахского народа огромен и является исторической основой для построения современных мировоззренческих конструкций, связанных с казахстанской национальной идентичностью. 6. Подведение итога работы на уроке учащихся 7. Домашнее задание: Прочитать ещё раз параграф 35. Составить 10 тестовых вопросов к данной теме. | |
Просмотров: 8662 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|