Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Образование Казахского ханства.
Тема: Образование Казахского ханства.

Цель урока: Продолжить изучение причин и условий образования Казахского ханства. Раскрыть значение этого события для решения исторической судьбы казахского народа.
Познавательная задача: на основе работы с текстом выделить этапы образования Казахского ханства. В ходе анализа доказать, что первое казахское государство появилось не в результате войн, а благодаря объединению разрозненных казахских племён.
Воспитательная задача: Воспитывать любовь к Родине, толерантное миролюбивое отношение к разным народам.
Оборудование: Презентация к уроку, карты, портреты ханов, таблица.

Ход урока:
1. Организация класса.
2. Проверка домашнего задания
- назовите 3 предпосылки образования Казахского ханства.
- почему казахские племена и их предводители стремились создать независимое Казахское ханство?
- Что стало препятствием на пути объединения казахских племён в единую народность?
- почему вожди племён и родовые старшины, а так же трудовой народ стали объединяться вокруг Керея и Жаныбека?
- Обозначьте на контурной карте регионы кочевки казахских племён в 14- 15 веках.
Выставление оценок за домашнее задание.
3. Изучение новой темы.
А) Вступительное слово учителя:
Появление на политической карте Центральной Азии Казахского ханства связано с именами Чингизидов потомков Джучи — хана Абулхаира Шибанида и близкородственных султанов Керея и Жаныбека. В первой половине ХV века, на территории Казахстана существовало ханство Абулхаира – Узбекский улус. Одним из факторов ослабления позиций Абулхаир-хана, явилось его сокрушительное поражение в войне 1457 года от калмыков, проникших через Семиречье до Сыгнака и Сайрама, Ясы (г. Туркестана) и Ташкента.
Вторым фактором, явилось стремление Абулхаир-хана подавить своих внутренних оппонентов. В конце 1450-х гг., мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абулхаир-хан перебил ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях. В результате преследований со стороны Абулхаира против Джучидов, потомков Тука-Тимура и состоялась откочевка Керея и Жаныбека. Абулхаир-хан, будучи человеком властолюбивым, стремился удержать свою власть, жестоко обходясь с приближенными султанами, что вызывало естественное недовольство и сопротивление с их стороны. Махмуд бен Вали в сочинении “Море тайн, относительно доблестей благородных” пишет: “Когда Абу-л-Хайр-хан одержал верх над сыновьями своих дядей в областях Дашт-и Кипчака, некоторые из потомков Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана, Кирай-хан и Джанибек-хан…., вышли из круга подчинения и повиновения и предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной от предков страны, они ступили на дорогу, ведущую на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан. В те времена в областях Могулистана владычествовал Исан-Буга-хан, сын Вайс-хана, из потомков Чагатай-хана, сына Чингиз-хана”. В кочевом обществе, одной из форм народного сопротивления, против неугодного им существующего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с насиженных мест, т.е. уход из-под власти своего неправедного правителя. Два султана потомки Урус-хана, Жаныбек и Керей, ушли с подвластными им родами. Уход Керея и Жаныбека от Абулхаира, стал лишь первым шагом к образованию собственной казачьей вольницы.
Т.И. Султанов отмечает “Керей и Жаныбек с улусными людьми прибыли в Могулистан при жизни могульского хана Есен-Буги, который радушно принял беглецов и назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Время прихода Керея и Жаныбека с улусными людьми во владения могульского хан Есен-Буки нужно датировать 1459-60 гг.”. Приход Керея и Жаныбека был осуществлён по приглашению Есен-Буги, который стремился обезопасить с их помощью свою территорию от Юнус-хана. Керей и Жаныбек стали оказывать помощь и поддержку Есен-Буга-хану, а сама перекочевка Керея и Жаныбека в Жетысу состоялась не раньше 1459 г.
Таким образом, главной причиной откочёвки явилось авторитарное правление хана Абулхаира Шибанида, который стремился не допустить усиления потомков другой ветви Джучидов, потомков Тука-Тимура и Орда-Еджена, непосредственно связанных по генеалогической линии с ханом Ак-Орды Урус-ханом, правнуками которого являлись Керей и Жаныбек.

- Сегодня мы детально разберёмся в деталях этого события. Прочитав и проанализировав статью «Борьба султанов Керея и Жаныбека за создание Казахского ханства» мы составим план к тексту.
Примерный план:
1. Нестабильное положение в ханстве Абулхаира.
2. Поражение Абулхаира от ойратских племён и усиление репрессий внутри ханства.
3. Откочёвка казахских племён – массовый протест политике Абулхаира.
4. Планы хана Могулистана Есен буги.
5. Ранний период существования Казахского ханства.
6. Значение создания Казахского ханства.
В ходе работы над планом ведётся обсуждение каждого пункта методом свободной беседы.

4. Коллективное изучение темы « Территория Казахского ханства и его население».
Самостоятельное изучение теста с 169 – 170 и ответы на вопросы:
Определите по карте первоначальное расположение Казахского ханства (Западное Жетесу, поймы рек Чу, Талас)
Какие исторические события происходили в Могулистане после смерти Есен Буги?
Что привело к укреплению Казахского ханства и расширению его территории?
Какова судьба Узбекского улуса после смерти Абулхаира?
5. Подводя итог урока учителю можно выделить стержневые идеи казахской национальной государственности:
1. Керей и Жаныбек стали первыми казахскими ханами, основателями казахской государственности. Именно они стали политическими наследниками Урус-хана и продолжателями традиций Ак-Орды.
2. Благодаря деятельности Керея и Жаныбека, во второй половине XV века в Дешти-Кыпчаке появляется политоним КАЗАХ, который трансформируется от УЗБЕК–КАЗАХ, к единому названию народа КАЗАХ – первому государству в Центральной Азии из ныне существующих современных народов.
3. Образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание Казахского государства и напрямую связан с институтом казачества.
4. Если у каждого кочевого рода есть свой клич (уран), то единым национальным кличем (ураном) казаков (казахов) становится Алаш.
5. Откочёвка Керея и Жаныбека из под власти Абулхаир-хана, показывает как право выбора в степной традиции, стремление к независимости, проявление самостоятельности в кочевой среде противостоит ханской власти.
Вклад основателей казахской государственности Керея и Жаныбека в историю казахского народа огромен и является исторической основой для построения современных мировоззренческих конструкций, связанных с казахстанской национальной идентичностью.
6. Подведение итога работы на уроке учащихся
7. Домашнее задание: Прочитать ещё раз параграф 35. Составить 10 тестовых вопросов к данной теме.
Категория: История | Добавил: olnik (2012-02-06) | Автор: Перова Ольга Николаевна E
Просмотров: 8662 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 4:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru