Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №7 г. Соль-Илецка» Оренбургской области. План – конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе. Учитель истории и обществознания: Линке Маргарита Владимировна. Тема урока: Образование державы Маурьев в Индии. ( 5 класс) Тип урока: урок изучения нового материала. Цели: формирование целостного представления о развитии Индии в эпоху железа, знакомство с образованием державы Маурьев. Задачи: • Воспитывать уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям. • Расширять кругозор учащихся. • Продолжить формировать умения самостоятельно делать выводы, работать по исторической карте. Оборудование: карточки для самоконтроля, рабочий лист для закрепления материала, контурные карты. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Древнейшие цивилизации Азии» Вспомните ребята: назовите и покажите по карте. Какие новые государства появились в Западной Азии в первом тысячелетии до нашей эры? Почему могущественные державы могли образоваться только в железном веке? Какие племена жили на территории Мидии? Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с природными условиями, занятиями и религией народов- государства, название которого зашифровано в кроссворде. Внимание на кроссворд. Правильно! Индия - это государство, о котором сегодня пойдет речь на нашем уроке. Итак, кто может рассказать и показать нам, где находиться Индия? Какие реки протекают в Индии? Чем омывается Индия? (расположена на п-ове Индостан, реки Инд и Ганг, омывается Индийским океаном) Учитель: Племена ариев были кочевниками и поэтому, переходя с места на место, им необходимы были новые пастбища, поскольку их главным занятием было -----------(скотоводство). Отсюда происходит название денежной единицы Индии- рупия(овца). А слово война означало –«стремление добыть коров». Постепенно кочевые племена добрались до Индии, где стали вести оседлый образ жизни, для них по - прежнему главным занятием было скотоводство, постепенно они стали подчинять себе местное население и заниматься земледелием. Постепенно всё население стало называться индийцами. В начале первого тыс. до н.э. индийцы научились обрабатывать железо, и это внесло большие изменения в жизнь жителей Индии. Какие же занятия были у индийцев? 1. Занятия населения Индии Предположите, чем могло заниматься население, проживающее в Индии? Железными орудиями труда индийцы расчищали джунгли, вырубали деревья, выжигали пни и кустарники. Так люди готовили участки земли для выращивания зерновых культур: пшеницы, ячмень для скота. На заболоченных местах выращивали рис. Путешественники, побывавшие в Индии, рассказывали удивительные истории об этой стране. Вам предстоит не только внимательно слушать, но и ответить на вопрос: Лгал ли путешественник; почему ему не верили слушатели? О чем говорил путешественник? Вот, что он рассказал: -Какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку. -Ну, какой же ты враль и выдумщик! - не хочешь - не верь! Я видел это своими глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани….Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становиться твердым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус слаще пчелиного мёда! -Враньё!... на свете нет ничего слаще пчелиного мёда! Готовы ли вы ответить на вопросы? Лгал ли путешественник; почему ему не верили слушатели? О чем говорил путешественник? А сейчас проверим, кто был прав из вас, отвечая на вопрос. Вы уже знаете, что индийцы выращивали скот, но и тут не обошлось без особенностей. Мясо не всех животных они употребляли в пищу. Таким животным была корова – это священное животное. Как вы думаете, почему, так люди относились к корове? Корова – кормилица, она дает молоко, творог, простоквашу. Еще в древности именно корова помогала племенам выжить во время не урожаев. До сегодняшнего дня корова – почитаемое животное в Индии. Современные законы Индии запрещают убивать это животное. Итак, ребята сделаем вывод о том, какие занятия были главными у индийцев? 2.Верования индийцев. Ребята, кто напомнит нам, что собой представляла письменность в древней Индии? ( она не сохранилась) индейцы писали на пальмовых листьях, сделав из них прямоугольники. Высушивали, соединяли шнуром. Писали соком сахарного тростника, смешанного с сажой. Письмо индийцев было создано на основе финикийского алфавита, что свидетельствует о культурных связях. В отличии от других народов записи не сохранились, по их представлениям мир создан высшим божеством Брахмой. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле общественных законов, деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Древняя религия – индуизм – сохранилась до наших дней. Такое распределение существует в мифах. Действительно варны возникли в период борьбы, племен ариев с местным населением. Только первые 3 группы были ариями, шудры таковыми не являлись. Особенностью варн (каст) было то, что никто не мог перейти из одной варны в другую, кем родился, тем и умирал. Даже малолетнему Брахману должно было кланяться население, состоящее в других кастах. 1 Брахманы– учителя и жрецы (священники); (2) Кшатрии– воины, дворяне и короли; (3) Вайшьи – земледельцы, торговцы и предприниматели; (4) Шудры – слуги и рабочие. Неприкасаемые отдельный слой самых бедных и несчастных. Они «невидимые» и даже не считаются кастой. С ними нельзя общаться и их нельзя дотрагиваться до них. Сделаем вывод о религии древних индийцев. (многобожие - язычество) Физкульминутка. Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась. Раз - водой она умылась, два – легонько покружилась, Три – нагнулась и присела, на четыре –улетела. Сейчас ребята запишем в тетрадь и объясним значение слов. Рупия – денежная единица «овца» Индоарии- племена арийцев добравшихся до Индии. Джунгли- непроходимые тропические леса. Раджа – царь небольшого государства в долине Ганга. Варна – группа населения, по рождению индийца. Самостоятельная работа. Работа с текстом стр.105 Вопросы для ответа: 1. При какой династии Индия впервые объединилась? 2. Назовите имя царя, при котором держава Маурьев достигла расцвета? 3. Какую религию принял Ашока? 4. Кто был основателем религии? 5. Что произошло с державой Маурьев после смерти Ашоки? 6. Что получил мир в наследство от древних индийцев? (шахматы, цифры) Объединению Индийского государства мешал кастовый строй. Необходимо было другое учение, которое могло сплотить народ и повлиять на его объединение. Такой религией стал буддизм. Объединение Индии произошло в 3 тыс. до н.э. Закрепление. 1.Работа с контурными картами стр.6 выполнить задание №1-3 2.выполнение заданий индивидуальных по карточкам №1,2 Проверка (взаимопроверка)– закрепление. Домашнее задание: Приложение: Рабочий лист Индия омывается_____________________________________________ В Индии живут животные:_____________________________________, Растут растения______________________________________________ Свещенное животное__________________________________________ Жители Индии произошли от бога_______________________________ В Индии существуют касты______________________________________ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Впишите недостающие слова. 1.Индия расположена на юге материка _________________ 2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название_________ 3. Берега Индии с запада, с востока и юга омывает _____________ океан. 4. Самые многоводные реки Индии – это ____________ 5. В __ в.до н.э. почти все индийские царства объединились под властью царя __________. | |
Просмотров: 6553 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|