Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Методы проблемного обучения на уроках истории и обществознания
Кочкарова С.И.
учитель сош № 52
имени академика Е.А. Букетова
г. Караганда

Методы проблемного обучения на уроках истории и обществознания.

Воспитание многогранной личности — одна из важнейших задач общества. Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего среднего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения.
Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий: телевидение, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток и разнообразие информации. Однако все эти источники предоставляют материал для восприятия пассивно. В обществе, в прессе, на телевидении, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возникает вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации? Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников способных ориентироваться в меняющейся жизненной ситуации, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения возникающих проблем, чтобы иметь возможность найти свое место в жизни; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены, быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); быть коммуникабельными, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях и социальных группах, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
История как учебная дисциплина составляет стержень всех гуманитарных и обществоведческих курсов уровня основного среднего образования. Формируя национальное самосознание и нравственно-этические нормы, история служит мировоззренческой основой изучения учебных дисциплин, отражает весь опыт человечества.
При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую современным требованиям.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.
В последние годы широкое распространение получило проблемное обучение, в рамках которого успешно реализуются актуальные задачи, поставленные современной школой. Это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесса взаимодействия учителя и ученика.
Что же такое проблема в учебном процессе? Проблема есть форма развития знания, форма перехода от уже имеющегося знания к новому. Она возникает, когда уже имеющееся знание обнаруживает свою недостаточность, а новое еще не приняло развитой формы. Узловым пунктом всякой проблемы является центральный вопрос, в котором проблема находит свое концентрированное выражение. Однако для ответа на выражающий ее вопрос необходимо выйти за рамки старого, уже достигнутого знания. Ученики при решении учебных проблем (проблемных ситуаций) приобретают навыки творческой поисковой деятельности.
Остановимся кратко на методах проблемного обучения.
 Методы проблемного (монологического) изложения.
При монологическом изложении учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы, но это делается в условиях проблемной ситуации, повышенного интереса учащихся к изложению. Форма изложения – рассказ, лекция. Применяется жесткий лимит времени, высокий уровень сложности учебного материала. Монологическое изложение – наиболее доступный для учащихся метод, хотя и наименее эффективный для активизации познавательной деятельности учащихся.
Активизация мыслительной деятельности учащихся достигается:
а) созданием проблемных ситуаций путем постановки информационных и проблемных вопросов;
б) привлечением дополнительного материала с элементами новизны;
в) эмоциональностью изложения и возбуждения интереса учащихся к учебному материалу с помощью наглядности и ТСО.
 Метод рассуждающего (показательного) изложения.
Изложение учебного материала учителем, когда на материале истории данной науки учащимся показывается логика раскрытия учеными сущности понятий. Создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения. Следуя за ходом изложения в условиях проблемной ситуации, учащиеся усваивают образец научного поиска в основном путем подражания (без активного участия в формулировке нового понятия).
 Диалогический метод изложения.
Данный метод представляет собой как бы диалог учителя с учащимися. Это не просто вопросно-ответная форма, а эвристическая беседа. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает ее, но с помощью учащихся, т.е. они активно участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений и доказательстве гипотезы. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов учения.
 Методы организации познавательной деятельности учащихся (проблемно-поисковые методы).
К ним относятся обобщение, соревнование на лучшую шпаргалку, карты знания, соревнование знатоков, метод учебного мозгового штурма, лекция с заранее запланированными ошибками, нахождение сути и другие.
 Исследовательский метод.
При исследовательском методе ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. Ход рассуждений ученика и правильность или ошибочность его выводов определяются учителем в процессе собеседования с учеником или устного (письменного) изложения результатов его исследовательской работы.
ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (к чему будем стремиться).
1) Постепенное усложнение методов проблемного обучения, практических заданий проблемно-поискового характера. От ведущей роли учителя к самостоятельной познавательной деятельности (частично-поисковой) учащихся. В идеале – самостоятельная познавательная деятельность учащихся без значительной помощи учителя (исследовательский метод).
2) Обратить особое внимание на показатели активизации видов мышления и усилить работу над некоторыми из них: наглядно-умственным мышлением – умением слушать, умением сделать важные записи самостоятельно на основе воспринятого; наглядно-образным мышлением – умением не только вообразить, сконструировать наглядный образ, но и описывать его словами-понятиями; умением представлять и изменять различные ситуации в плане образа; логическим мышлением – обратить особое внимание на работу всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, конкретизации, обобщения) с понятиями; продолжить работу над способами развертывания знаний, обобщения знаний, способами внешней и внутренней речи.
3) Опираться во всех видах работы на интересы, склонности, потребности учащихся к учебно-познавательной деятельности.
4) Стремиться развить (совершенствовать) критичность мышления, способность к творческому мышлению, опираясь на эмоционально-ценностный компонент учебно-познавательной деятельности.
5) Продумать систему проверочных (контрольных) работ – текущих, промежуточных, итоговых.
6) Использовать потенциал учащихся.
Для примера приведем разработку урока.

Кочкарова С.И.
учитель сош № 52
имени академика Е.А. Букетова
г. Караганда
10 класс естественно-математического направления

Тема: Кыпчакское ханство.
Цель урока: формирование понимания роли кыпчаков в этногенезе казахского народа, особенностей этногенеза казахского народа. Активизация и углубление знаний учащихся, создание условий для начала формирования исторического мировоззрения.
Задачи.
Образовательная: создать условия для активизации знаний учащихся, усвоения новых знаний, понимания роли кыпчаков в этногенезе казахского народа;
Развивающая: способствовать развитию познавательных интересов учащихся, умения рассматривать процессы во взаимосвязи и взаимообусловленности, самостоятельно находить пути решения поставленной учителем проблемы;
Воспитательная: воспитание отношений сотрудничества, уважения к истории своей родины, патриотизма, гражданственности.
Ф.У. Проблемный.
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт «Кыпчакское ханство», атлас по истории Казахстана, задания в тестовой форме.
Ход урока.
1. Закрепление пройденного материала. Работа с заданиями в тестовой форме.
Тема: Тюркский период. Кимакский каганат (7 мин).
2. Активизация и углубление знаний.
Постановка проблемы учителем: Кыпчакское ханство, кыпчаки находились на стадии формирования народа и государственности и сыграли ведущую роль в этногенезе казахского народа. Процесс формирования народа у кыпчаков был прерван монголами.
Направления работы для решения проблемы.

Первый этап решения проблемы.
Работа с флипчартом «Кыпчакское ханство» и текстом учебника.
Страница 1 флипчарта. Происхождение кыпчаков, ранняя история кыпчаков.
Изложение материала учителем. Обратить внимание на исторические источники:
 название «кыпчаки» встречаются в китайских летописях во II в. до н.э. (кюйше);
 надпись на Мойыншорском памятнике, 759 год, орхонское руническое письмо;
 в IV веке входили в союз племен гуннов;
 в VIII веке упоминаются арабским путешественником Ибн Хордадбеком;
 в IV-VII вв. завоевали земли яньто и образовали свое объединение сеяньто;
 в VII веке возглавляли на севере Монголии племена он теле или огузов.
Вопрос: Какой вывод по данным источников мы можем сделать?
Второй этап решения проблемы. Политическая история. Взаимоотношения кыпчаков с тюркоогузскими племенами.
Задание: охарактеризуйте взаимоотношения кыпчаков с тюрко-огузскими племенами. Какую роль стали играть кыпчаки к XI-XII вв.?
Самостоятельная работа учащихся. Страницы 2-3 флипчарта, текст учебника.
Анализ исторического материала.
 В IV-VI вв. тогуз-огузы подчинились кыпчакам.
 646 год — тогуз-огузы разгромили кыпчаков и получили независимость.
 691 год — кыпчаки объединились с тюрками, создали мощное государство в Центральной Азии, разбив войско уйгуров.
 В VIII веке кыпчаки закрепляются на территории Центрального Казахстана. По сведениям Худуд аль-Алама этот регион «Земля кыпчаков». Потеснив башкиров, кыпчаки оказались под властью кимеков (кимаков). Находились под властью кимаков до IX-X вв.
 К середине XI века, по сведениям М.Кашгари, кыпчаки расширили свою территорию до Сырдарьи, до окрестностей Тараза, где возвели укрепление Кенжак Сенгир, до восточного побережья Волги. В русских летописях кыпчаки с XI века — половцы.
 Во 2-ой половине XI века территория кыпчаков простиралась от Иртыша до Волги
 В XII веке — от Иртыша до Дуная.
 Территория от Волги до Алтайских гор и Иртыша называлась Дешт-и-Кыпчак. Условно кыпчаки делятся на два этнотерриториальных объединения: западное во главе с правителем ханского рода токсоба, восточное — во главе с родом ельборили. Однако строгого закона о разделении и объединении племен не было.
Предполагаемый ответ учащихся: Таким образом, в XI-XII вв. на всей территории Казахстана были расселены племена кыпчаков, говоривших на кыпчакском языке. В арабско-персидских летописях кыпчаков называют самыми многочисленными из всех тюркоязычных племен.
Третий этап решения проблемы.
Этнический состав кыпчаков. Работа с учебником § 10 и схемой. Сетка схемы дана на странице 4 флипчарта.
Задание: выделите племена, вошедшие в состав Кыпчакского ханства.
Анализ исторического материала.
Древние кыпчаки — племена се и яньто смешались с огузами и тюрками. Входили затем в состав кимеков. Этнический состав — токсоба, борили, дурут и др. Западный Дешт-и-Кыпчак — 11 племен.

Возвращение к проблеме.
Предполагаемый ответ: кыпчаки сыграли ведущую роль в этногенезе казахского народа, так как в XI веке создали свою государственность, объединив многие тюркские племена и, заняв обширную территорию Казахстана, создали Кыпчакское ханство. Так постепенно складываются признаки народности: язык, территория, общий тип хозяйства, материальная и духовная культура. Поэтому Кыпчакское ханство, кыпчаки находились на стадии формирования народа и сыграли ведущую роль в этногенезе казахского народа. Процесс формирования народа у кыпчаков был прерван монголами.

Учитель подводит итоги урока, корректирует выводы учащихся.

3. Домашнее задание. § 10, 11, вопросы, схема.

Список литературы

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг. Астана, 2010.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., Педагогика, 1998.
О.А.Михалькова, С.И.Кочкарова, О.Г.Демиденко. Методы проблемного обучения как способ творческого усвоения знаний учащимися. Вестник Карагандинского университета. Серия Педагогика, № 2, 2006.
О.А.Михалькова, С.И.Кочкарова, О.Г.Демиденко. Проблемные ситуации в мышлении. Материалы республиканской научно-практической конференции. Караганда, 2006.
Категория: История | Добавил: Svetlana_Koschkarova (2012-02-18) | Автор: Кочкарова Светлана Изибаевна
Просмотров: 6083 | Комментарии: 5 | Теги: История, уроки истории | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru