Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Урок обществознания в 10 классе по теме: " Казахские мыслители о морали" Составила учитель истории и обществознания Подгорненской СШ Оздоева О.В. Цели и задачи урока. В ходе урока учащиеся смогут: • Расширить, систематизировать и углубить свои знания о морали, моральных взглядах известных казахских мыслителей Абу Насыр аль- Фараби, Юсуфа Баласагуни, Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева • Понять сущность понятия «мораль», обосновать его значение в обществе • Развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, проводить сравнительный анализ сходных явлений • Закрепить отношение к моральным нормам как важнейшим регуляторам общественной жизни • Сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей • Отказаться от реализации своих планов за счет других людей • Понять важность компромисса в общественной жизни План урока: 1. Понятие «мораль», виды моральных норм. 2. Значение моральных норм 3. Нравственный идеал и повседневное поведение 4. Как стать личностью? Казахские мыслители о морали. 5. Соотношение морали и права 6. Моральный выбор. Моральный контроль. Основные вопросы: 1. Что такое смысл жизни? В чем он состоит? 2. Что такое мораль? 3. Что такое моральная ответственность? 4. Каковы высшие ценности и идеалы? 5. Как стать личностью с большой буквы? Словарь урока: • Человек • Человечность • Социальные нормы • Моральный выбор • Нравственность o Нормы морали o Гуманизм o Моральная ответственность o «Золотое правило нравственности» o Нравы o Принципы морали o Моральный идеал o Общечеловеческие духовные ценности Эпиграфы урока: «Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро» П.Буаст «Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни» Древняя мудрость «Мораль- грамматика религии: легче жить правильно, чем красиво» Л.Берне «Нравственность – это разум воли» Гегель «Нравственность – это разум сердца» Гейне «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем – то таким, что морально осуждается» Гегель Использованная литература: • Учебник «Человек и общество 11 класс»» под редакцией Л.Н.Боголюбова,-______________________________ • • «Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание» 8-9 классы под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина – М., «Просвещение» 2004 год • Кон И.С. Психология ранней юности.— М., 1989.— С. 205, 209. • Антонович М. А.Единство физического и нравственного космоса // Мир философии.— Ч. 2.—М., 1991.— С. 41—43. • Швейцер А. Культура и этика.— М., 1973.— С. 315—317. • Эпиктет. В чем наше благо//Римские сто¬ики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.— М., 1995.— С. 249—250. • Учебник «Основы обществознания 10 класс» под редакцией А.Нысанбаева, Г.Есим, М.Изотова и др. Алматы. «Мектеп»-2006г. Порядок проведения урока. Этапы урока Формы и методы Ожидаемые результаты Формы контроля и оценивания 1.Мотивация Анализ высказываний. «Мозговой штурм» Учащиеся определяют понятие «мораль», обсуждают его сложность и многозначность. Умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и сравнительного анализа 2. «Дерево жизни» Работа индивидуально и в малых группах. Заполнение схемы. Представление результатов. Учащиеся создают «Дерево жизни», на котором отмечают свои жизненные цели и задачи, учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена группы. Умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления. 3.Работа с понятиями Работа в группах. Обращение к тексту с понятиями. Учащиеся формулируют основные понятия темы. Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста. 4.Изучение основной проблемы Работа в группах Учащиеся получают представление о моральной ответственности и формируют собственный подход к смыслу жизни. Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами. 5.Закрепление полученных знаний Работа с документом. Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию документа позицию его автора. Определение на основании документа жизненной позиции автора. 6.Подведение итогов Общая дискуссия. Учащиеся размышляют о том, можно ли назвать безнравственной какую-либо историческую эпоху? Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии. Ход урока. 1.Вступление. Не нужно доискиваться до изощренных формул морали, она в своем содержании элементарна. Основной смысл морали сводится к «золотому правилу». С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Проповедь была произнесена на возвышенном месте, на горе, куда Христос взошел, чтобы изложить свое учение перед народом: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с нами» 2.Обсуждение выполнения домашнего задания: 1. Работа над изученными понятиями: Этика, мораль, нравственное поведение, инцест, каннибализм, талион 2.Обсуждение ответа на вопросы: 1. Что изучает этика? 2. Кто ввел в научный оборот термин «этика»? 3. Что относится к этическим и дианоэтическим добродетелям? 4. Что такое табу? Какие виды табу вам известны? 5. Что означает понятие «талион»? 6. Дайте формулу золотого правила нравственности. 7. Объясните понятие «Калокагатия» 8. Раскройте смысл ценностей древнегреческой этики. 9. Как вы понимаете термин «гуманизм»? 10. Кто построил конвенциональную теорию морали? 3. Анализ высказываний о морали, вынесенных как эпиграфы урока. С какими высказваниями вы согласны? Наиболее близкое вам выпишите себе в тетрадь. Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство. 4.Работа в группах с документами 1. Заполнить таблицу. Виды интересов Примеры Духовные Музыка, чтение книг, посещение театра Материальные Красиво одеться, купить машину Сиюминутные Посмотреть фильм Кратковременные Ремонт квартиры Долгосрочные Дружба, счастье, любовь 2. Работа с текстом Текст 1. Нравственность в поступках И. С. Кон — современный российский психолог и педагог, академик Российской академии образования Нравственная позиция раскрывается в поступках и формирует¬ся поступками же, причем особенно важную роль... играют кон¬фликтные ситуации. Человек, не бывший в сложных жизненных пе¬ределках, еще не знает силы своего «Я»... Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях сильно зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с нашим прошлым опытом, и, чем более личным был этот опыт, тем сильнее его после¬дующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, которую он наблюдал со сто¬роны, и тем более та, о которой он только слышал или читал. Неда¬ром реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях... Кон И. С. Психология ранней юности.— М., 1989.— С. 205, 209. Вопросы и задания: 1. Как вы считаете, почему нравственная позиция может рас¬крываться только в поступках? 2. Объясните, какова роль личного опыта в формирова¬нии индивидуальной нравственной позиции. 3. Моральный выбор — это всегда опреде¬ленный индивидуальный поступок. На основании текста параграфа учебника постарайтесь обнаружить связь между моральным выбором и моральной ответственностью человека. Текст 2. Нравственная жизнь и удовольствие М. А. Антонович (1835—1918) — русский философ К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупо-треблениями их. Под хорошею жизнью обыкновенно разумеют рос¬кошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьянство, сладо¬страстие и т. п.; все это вместе называется «благами жизни»... Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно-разумная жизнь, далекая от удовольствий, полная лишений, самоотречения и вся составляющая насилие природе; поэтому она не жизнь, а тя¬гость, наказание. Обыкновенно предполагается, что на каждое доброе и честное дело, вообще на добродетель, человек должен принуждать себя, переломить себя, пересилить... Может ли быть что-нибудь неестественнее этого взгляда и ос¬корбительней для человеческой природы?.. Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни; она имеет основание в самой природе человека. Если человек стремится к разумной до¬бродетели1, то для того, чтобы сделать свою жизнь полнее, прият¬нее, богаче удовольствиями, словом, естественнее. Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса // Мир философии.— Ч. 2.—М., 1991.— С. 41—43. Вопросы и задания: I. Почему автор считает неестественным и оскорбитель-ным взгляд на нравственную жизнь как на тягость и наказание, словно она проти¬воречит человеческой природе (т. е. сущности человека)? 2. Известно, что представ¬ления о «хорошей жизни», описанные автором, всегда были чрезвычайно распрост¬ранены. Как вы думаете, чего лишают себя люди, придерживающиеся такой точки зрения? 3. Используя содержание отрывка, объясните высказывание: «Человек, ко¬торый доволен жизнью только потому, что ему самому живется хорошо,— ничтоже¬ство». 4. Как вы понимаете утверждение автора о том, что нравственная жизнь должна приносить удовлетворение? Текст 3. Счастье и нравственная ответственность А. Швейцер (1875—1965) — немецко-французский фило¬соф-гуманист Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно со¬знавать, насколько это необходимо... Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за кото¬рые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. Никто не должен успокаивать себя при этом тем, что он яко¬бы вынужден будет вмешаться здесь в дела, которые его не каса¬ются. Никто не должен закрывать глаза и не считаться с теми страданиями, которых он не видел. Никто не должен сам себе об¬легчать тяжесть ответственности... Благоговение перед жизнью не покровительствует и моему сча¬стью. В те минуты, когда я хотел бы непосредственно радоваться чему-нибудь, оно уносит меня в мыслях к той нищете, которую я когда-то видел или о которой слышал. Оно не разрешает мне про¬сто отгонять эти воспоминания... Истинная этика внушает мне тре¬вожные мысли. Она шепчет мне: ты счастлив, поэтому ты обязан пожертвовать многим. Все, что дано тебе в большей степени, чем другим,— здоровье, способности, талант, успех, чудесное детство, тихий домашний уют,— все это ты не должен считать само собой разумеющимся. Ты обязан отплатить за это. Ты обязан отдать си¬лы своей жизни ради другой жизни. Швейцер А. Культура и этика.— М., 1973.— С. 315—317. Вопросы и задания: I. Почему автор считает, что никто не имеет права проходить мимо страданий других? 2. Как вы понимаете мысль Швейцера о том, что сострадание Добродетель — деятельное стремление к добру, высокая нравственность. внушает тревожные мысли и не покровительствует счастью подлинно нравственного чело¬века? 3. Сравните текст Швейцера с текстом М. А. Антоновича. Как авторы представля¬ют себе нравственную жизнь? О каких нравственных ценностях и идеалах они говорят? В чем различие их позиций? Чем отличаются в их понимании проблемы нравственной жиз¬ни и счастья? Какая точка зрения вам ближе? 4. Как вы думаете, может ли приносить удо-вольствие нравственная жизнь? Если вы считаете, что может, то попробуйте определить, чем это удовольствие отличается от удовольствий обладания материальными благами? Текст 4. В чем благо человека? Эпиктет (ок. 50 — ок. 140 н. э.) — римский философ Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от вра¬гов, свою честность, свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу эту крепость свою, тот попадет в плен и погибнет. Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Зна¬чит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину. — А когда бывает человек похож на скотину? — Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо. — А когда он похож на дикого зверя? — Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой. Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию, из¬неженности и необузданности... Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет. Эпиктет. В чем наше благо//Римские сто¬ики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.— М., 1995.— С. 249—250. Вопросы и задания: 1. В чем, на ваш взгляд, главная мысль этого отрывка? 2. Как вы думаете, почему автор считает, что если человек не приведет в порядок свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется «тащиться» за теми, кто силь¬нее его? 3. Найдите в данном тексте и выпишите те человеческие качества, кото¬рые осуждает автор. Подберите к каждому из них противоположное нравственное ка¬чество. Сравните получившийся список с общечеловеческими нравственными идеа¬лами и ценностями, приведенными в учебнике. Постарайтесь объяснить, в чем при¬чина расхождений. 5. Работа с учебником Изучите взгляды казахских мыслителей о моральных ценностях. Абу Насыр аль- Фараби (870-950 гг) Юсуф Баласагуни (около 1021 г- ?) Абай Кунанбаев (1845- 1904 гг) Шакарим Кудайбердиев (1858- 1931гг) 6.Домашнее задание Читать п. 20-21, и письменно в тетради заполнить таблицу стр. 98 6.Подведение итогов урока. Мораль начинается там, где один человек заботится о другом. Мораль созидательна: она строит мир, соединяет людей. Жить надо, не нарушая норм морали. | |
Просмотров: 5869 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|