Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
ВЗАИМОПРОВЕРКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ (ВИЗ) Методика предназначена для закрепления пройденного материала и отработки практических навыков. Для организации работы по этой методике учитель составляет всевозможные вопросы (задания) по одной или нескольким изученным темам. Вопросы должны быть не тестовые, требующие односложного ответа, а такие, которые позволяют установить взаимосвязь между изучаемыми понятиями. Все вопросы (задания) распределяются на карточки, по 3-6 вопросов на каждую карточку. На 1 карточке могут быть вопросы только одного уровня, или вопросы первого, второго и третьего уровней. Все вопросы группируются таким образом, чтобы провести детей через всю систему понятий темы (нескольких тем). Наиболее важные вопросы могут повторяться в нескольких карточках. Алгоритм работы. 1. Ответь самостоятельно на все вопросы карточки, записывая ответы в левой половине тетради. 2. Сядь в пару. Задай напарнику свой 1 вопрос, выслушай ответ, скажи свою версию. Запиши дополнения в правую половину тетради. Ответь на 1 -й вопрос напарника. 3. Смени пару. Задай другому напарнику следующий вопрос, который ты хочешь обсудить (или спроси, как выполняется 1-е задание) Ответь на вопрос напарника. 4. Проверь таким образом все вопросы (задания), каждый вопрос в новой паре. После организации работы по данной методике проводится письменная работа или -зачёт (сдача учителю ответов на вопросы карточки не предполагается) Методика взаимотренажа Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Помимо этого предназначения она (как и другие методики) имеет вполне определенную образовательную (для учащихся) и оргуправленческую значимость. Особенность методики заключается в том, что она не требует особого процесса запуска и постоянного присутствия учителя. Суть методики Опишем основные моменты методики на примере. Предположим, необходимо упражняться в запоминаний хронологической таблицы по истории Казахстана в седьмом классе. Дидактический материал На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Приведем пример карточки: А1 год события 552г. 563-567гг. 568г. 603г. 629-630гг. 682-744гг. Образование тюркского каганата. Завоевание тюрками Эфталитского государства. Первое упоминание в тюркских источниках о Таразе. Распад Тюркского каганата на Восточнотюркский и 3 ападнотюркский. Путешествие в Казахстан китайского историка Сюань Цзяня. Время существования Восточнотюркского каганата. Таких карточек по каждому разделу составляется 6 штук (иногда можно 4). Для удобства карточки нумеруются. Обычно буква в номере обозначает раздел, а цифра - порядковый номер карточки данного раздела. Например, карточка АЗ будет того же типа, что и карточка А1, а карточка В2 будет уже содержать упражнения другого типа. Работа в паре Один ученик имеет при себе одну карточку (скажем, А1), а другой ученик - другую (А2). Первый ученик диктует второму первое упражнение своей карточки (естественно, не говоря ответ), второй ученик отвечает на поставленный вопрос. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он диктует второе упражнение. Если же ответ не правильный, то он предлагает товарищу еще раз ответить на вопрос. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик говорит ему правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу. Когда первый продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик задает вопросы своей карточки ( в нашем случае это карточка А2), а первый отвечает на вопросы. Когда все вопросы продиктованы, ученики заканчивают работу и расходятся. Работа в сводной группе Предположим, по разделу А составлено 6 карточек и группа учащихся в количестве 6 человек некоторое время должна упражняться по этому разделу, тогда они объединяются в сводный отряд (временная малая группа) и работают совместно следующим образом. Каждый получает по одной карточке и работает по очереди с остальными, в паре, как это описано выше. Когда все друг с другом поработали по одному разу, группа расходится. Иногда группа может не расходиться, а продолжать работать. Алгоритм работы в паре по методике взаимотренажа 1. Найди себе напарника для работы. 2. Продиктуй первое задание своей карточки своему напарнику, не говоря ответа. Проверь ответ своего напарника по своей карточке. 3. Если напарник ответил правильно, то продиктуй ему второе задание своей карточки, затем проверь правильность ответа. Если напарник ошибается несколько раз, скажи ему правильный ответ. И т. д. 4. Поменяйтесь с напарником ролями. Ответь поочерёдно на задания из карточки напарника. 5. Найди себе другого напарника, взяв с собой свою карточку. Поработай с ним по пунктам 1—5. Табло учёта по методике ВТ: К-1 К-2 К-3 К-4 К-5 К-6 Добыш + + + . Кайратова + + + + + + Зорков + + . Назмутдинов + + + + . Кайратова отработала все 6 карточек по методике ВТ и переходит к следующему виду работы. Зорков отработал 2 карточки (К-1 и К-2) и работает над К-3. Работа по повторению и закреплению изученного материала. Методика тренажа. 16 декабря 1991 года Казахстан провозгласил свою независимость 1992 год Утверждены Государственный Герб, Государственный Гимн и Государственный Флаг РК Авторы Государственного Герба Жандарбек Малибеков и Шота Идрисович Валиханов Авторы Государственного Флага Шакен Онласынович Ниязбеков Авторы Государственного Гимна Слова: Музафар Алимбаев, Кадыр Мырзалиев, Туманбай Молдагалиев, Жадыра Дарыбаева Музыка: Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский, Латиф Хамиди Что изображено на Государственном Гербе. В середине - «шанырак», по обе стороны Герба расположены пыраки - «крылатые кони», сверху - изображение пятиконечной звезды. Что изображено на Государственном Флаге? На голубом фоне изображено золотое солнце, а внизу - образ парящего орла. Состав Республики Казахстан. 14 областей, около 90 городов, более 150 районов. Население республики Около 15 млн человек 130 национальностей Осень 1466 года Решение создать Казахское ханство и дать каждому роду отличительный знак - тамгу. Что такое флаг (знамя?) Знамя, флаг - символ власти, изготовленный из ткани. К какому материку относится Казахстан? Казахстан относится к материку Евразия. Какова площадь территории Казахстана? Какие государства могут на нем поместиться? 2млн 700 тыс км" Греция, Швеция, Норвегия, Финляндия вместе взятые. Какое место по площади занимает Казахстан в мире? На 9 месте в мире С кем граничит Казахстан? На севере, северо-западе и востоке - с Россией, на юго-востоке - с Китаем, на юге - с Туркменистаном, Кыргызстаном, Узбекистаном. Когда Указом Президента РК столицей была провозглашена Акмола? 20 октября 1995 года Когда столица была переведена в Акмолу? 10 декабря 1997 года Когда столица стала носить новое название Астана? 6 мая 1998 года. Что такое диаспора? Это часть народа, проживающая за пределами своей родины? Когда и где состоялся Всемирный курылтай казахской диаспоры? В Алматы, 30 сентября- 4 октября 1992 года Когда ООН провозгласила «Всеобщую Декларацию прав человека» 10 декабря 1948 года Что такое общество? Общество - совокупный показатель жизни и быта, а также уровня развития отдельных людей и созданных ими больших или малых групп. Без людей не бывает общества, без общества не бывает людей. Что такое нации? Нации - это исторически сложившееся объединение людей с общими языком, территорией, хозяйственной деятельностью и культурой. Когда открылась первая казахская школа с обучением на казахском языке? 1864 год, г. Тургай Кто открыл первую казахскую школу с обучением на казахском языке? Ибрай Алтынсарин Когда была введена казахстанская валюта (тенге)? 1993 год История Наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии Г осударство Основная политическая организация классового общества, осуществляющая его управление, охрану, используемая для подавления классовых противников. Классы Большие группы людей с определенным положением в обществе и отношениям к средствам производства. Археология Это раздел исторической науки, который изучает историю человечества в основном по вещественным источникам Топонимика Наука, которая занимается изучением названий местности, гор, рек, морей, озер Религия Это вера человека в Создателя - Бога, в силы добра и зла. Основные мировые религии Христианство, мусульманство, буддизм МЕТОДИКА ДОВОДЯЩИХ КАРТОЧЕК 1. При организации учебных занятий часто используются разнообразные карточки с разными назначениями. Например, так называемые «вопросники», с помощью которых проверяется уровень освоения учениками определенной темы, или «памятки»- для подсказки ученика алгоритма действий, или карточки для оформления заданий. Подобные карточки являются как бы «представителями» учителя при самостоятельной работе ученика. Такими являются и так называемые «доводящие карточки». Их отличие заключается в том, что они используются не для проверки уровня усвоения учениками излагаемой темы, а для обеспечения понимания этой темы. «Доводящие карточки» - это набор таких вопросов и заданий, которые доводят ученика до понимания темы, т.е. ученик, отвечая на вопросы и выполняя задания, приходит к правильному пониманию своей темы. По- другому говоря, «доводящая карточка» организует процесс понимания и в каком-то смысле управляет мышлением ученика В частности, отсюда следует, что вопросы и задания должны быть такими, чтобы ученик мог их выполнять не после того, как он понял изучаемую тему, а ровно наоборот, сам ход выполнения заданий и ответы на вопросы должны приводить к пониманию темы. 2. «Доводящие карточки» составляются из нескольких групп вопросов и заданий. В первой группе оформляются вопросы и задания, направленные с одной стороны на проверку того старого материала, который необходимо знать для понимания нового. С другой стороны, (и это очень важно) вопросы и задания этой группы концентрируют внимание ученика на область нового изучаемого материала. Вопросы и задания следующей группы обращают внимание ученика (подчеркивают) на разные слова и словосочетания. Вопросы третьей группы относятся к смыслу изучаемой темы. Вопросы и задания именно этой группы окончательно обеспечивают появление акта понимания. Далее могут последовать вопросы и задания, направленные на закрепление и углубление уже понятого материала. Особую значимость имеет внутренняя связь между пунктами. 3. «Доводящие карточки» в основном используются при организации коллективных учебных занятий. Разным ученикам даются на изучение разные по темам карточки. Тот ученик, который изучил свою тему, проверяется у учителя. Для изучения другой карточки ученик работает с тем учеником, который уже знает (освоил) эту карточку. В этом случае второй ученик изучает первую карточку (одну из тех, которая усвоена первым) с помощью первого ученика. В этом случае первый играет роль проверяющего учителя После этого данная пара расходится. Каждый из напарников ищет нового товарища для изучения новых тем. И так далее, до тех пор, пока каждый ученик не изучит все карточки. Для координации такой работы удобно составить таблицу следующим образом: КАРТОЧКИ Т1 Т2 ТЗ Т4 Ученик 1 + + Ученик 2 + Ученик 3 + + Ученик 4 + + Здесь знаком + отличаются усвоенные карточки, а знак «.», означает, что ученик работает над данной карточкой. Тема: Общественный строй саков ДК1 1. Какие племена и улусы, считаются предками казахского народа? 2. Назови группы сакских племён, покажи на карте места их расселения. 3. Какой смысл связывает эти словосочетания? вождь племени главнокомандующий все члены племени избиратели военная демократия 4. Используя учебник, докажи, что саки были воинственным народом. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема: Общественный строй саков ДК 2 1 .Заполни таблицу. № Места расселения Название сакской группы 1 Северное Причерноморье, восточная часть Приаралья, низовья рек Амударья и Сырдарья 2 Средняя часть реки Сырдарья, на Тянь-Шане и в Жетысу. 3 В пределах областей Бактрии, т.е. по берегам pp. Амударья и Мургаб 2.Запомни Три социальные группы в сакском обществе Воины Жрецы Скотоводы Изменения в общественно- политическом, социальном строе саков 3.Заполни схему. Тема: Борьба саков за свою независимость. ДКЗ 1 .Заполни схему Государства, с которыми сакские племена имели дружественные отношения в VIII-VII вв.до н.э 2.Кто сказал эти слова? «-С какой целью ты обманул великого царя и привёл его войско в пустыню. Где нет ни летающей птицы, ни ползающей живности и обрёк его войско на неминуемую гибель? Теперь, наверное, нам нет дороги ни вперёд, ни назад? - Победа! Это и есть победа. Я смог отодвинуть чёрные тучи беды над жизнями моих соотечественников и привёл в пустыню, откуда нет выхода. Теперь., г какую бы сторону вы не пошли- везде вас ждёт смерть!» 3.Приготовь рассказ о своих впечатлениях, о борьбе саков против завоевателей. Методика Ривина Эта методика предназначена для изучения текстов. Работая по этой методике, можно изучать тексты различной сложности. В каких случаях может использоваться методика Ривина? Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по абзацам в парах сменного состава следующим образом: для проработки первого абзаца учащийся находит себе напарника, с которым читает, обсуждает, выясняет содержание и озаглавливает абзац. Название первого абзаца записывает в тетрадь. Таким же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце, озаглавить и записать название в тетрадь. Как происходит работа в паре при изучении абзаца по методике Ривина? При проработке абзаца можно проследить примерно следующие действия: чтение текста, выяснение текста отдельных слов и уточнение границ понимания, рассмотрение частных примеров, целостное осмысление абзаца и его связи с другими абзацами, выражение своего отношения к содержанию и изложению абзаца, письменная фиксация названия главной мысли. Какие действия необходимо предпринять для осмысления содержания абзаца? После этого для проработки своего второго абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого абзаца, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Таким же образом он помогает своему напарнику. Для проработки третьего абзаца учащийся ищет нового напарника. И так далее. При этом, у ученика постепенно появляется подробный план данной темы. После проработки всего текста, для закрепления и систематизации полученных знаний, учащийся выступает по данной теме перед малой (временной) группой или обсуждает данную тему в группе. Затем учащийся получает новую тему и прорабатывает ее тем же способом. Примерный алгоритм работы. I. Работа с собственным абзацем. 1. Прочитайте напарнику свой абзац. Вместе с напарником попытайтесь ответить на вопрос: «О чём говорится в абзаце?» 2. Перечитайте абзац, объясняя значение каждого малопонятного слова, словосочетания, предложения. 3. Озаглавьте абзац, запишите заглавие в тетрадь. II. Помощь напарнику в проработке его абзаца. Поменяйтесь ролями, помогите напарнику озаглавить его абзац (см. пункт I (1- 3)). Ш. Смените напарника. В новой паре кратко восстановите содержание предыдущих - абзацев. IV. Работайте над новым абзацем с напарником по пунктам 1 (1-3). Помогите напарнику. Выслушайте краткое содержание предыдущих абзацев его текста. Дальше работайте по пункту 1. Алгоритм работы в паре по методике Ривина для изучения понятий 1. Найди напарника. 2. С напарником договоритесь, чей текст начнёте изучать. 3. Прочитайте в паре абзац. 4. Какие понятия встречаются в этом абзаце. 5. Дайте формулировку каждого Понятия. 6. О чём идёт речь в этом абзаце? 7. Задайте 2 - 3 вопроса друг другу по абзацу. 8. Озаглавь абзац и запиши заголовок в тетрадь. 9. Перескажи содержание абзаца. 10. Проработайте с напарником абзац его текста в последовательности 11. Найди другую пару. 12. Работу в паре начинаешь с пересказа изученного других тем. Методика взаимообмена заданиями (ВОЗ) Во время работы по данной методике у обучающихся развиваются общие умения коммуникации: умения излагать свои мысли устно и письменно, умения слушать и понимать, умения читать с пониманием, умения задавать вопросы. Методика ВОЗ предназначена для обучения решению стандартных задач. В каждую карточку может входить 2 или 3 однотипных задания. Карточек может быть 4 или 6. Запуск карточек ВОЗ осуществляет учитель или подготовленный ученик. Первое задание карточки объясняет учитель и делает запись ученику в тетрадь. Ученик при этом может задавать вопросы на понимание. Второе задание выполняет ученик под наблюдением учителя. Во время решения ученика учитель может задавать вопросы на понимание. Третье задание, если оно есть в карточке, ученик выполняет самостоятельно. Проверив правильность выполнения задания, напарники расходятся. После того как запущены все карточки, ребята работают в парах сменного состава. Алгоритм работы в паре по методике взаимообмена заданиями (ВОЗ) 1. Получи задание у командира отряда или учителя (№ карточки, имя напарника) 2. Найди с напарником место для работы. 3. Возьми тетрадь напарника и запиши № своей карточки и своё имя на полях тетради. 4. Выполни задание 1 своей карточки в тетради напарника. 5. Передай напарнику тетрадь и проследи, как он выполнил задание 2. 6. Отложите тетрадь напарника в сторону и дай напарнику свою тетрадь. 7. Проследи за тем, как напарник пишет № своей карточки и имя и выполняет задание 1 своей карточки. 8. Возьми свою тетрадь и выполни задание 2 под наблюдением напарника. 9. Выполните задание 3 новых карточек в своих тетрадях одновременно, затем проверьте друг у друга. 10. Если пара закончила работу, подойди к командиру или учителю, отметь, что закончил работу и получи новое задание Табло учёта по методике ВОЗ: К-1 К-2 К-3 К-4 К-5 К-6 Добыш + + + . Кайратова + + + + + . Назмутдинов + + . Зорков + + + + . Если ребёнок по методике ВОЗ отработал карточку и передал её напарнику, то плюс обводится в кружок. Во время работы в сводном отряде каждый ребёнок чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе. У ребят появляется ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда. Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних при отставании других, что положительно сказывается на микроклимате в коллективе. У ребят формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами обеспечивает более прочное усвоение материала. | |
Просмотров: 2612 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|