Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Правовой всеобуч на тему: «Мы строим наш дом»
Учитель истории и ОГП,высшей категории ГУ "Средняя школа №3 отдела образования Атбасарского района"

Правовой всеобуч на тему: «Мы строим наш дом»
Цель игры: воспитание правовой культуры учащихся.
Задачи: формировать готовность к осуществлению своих прав и обязанностей; формировать способность правильно пользоваться юридической терминологией; формировать умение выражать свою точку зрения; развивать коммуникативные качества.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: учащиеся 9-10 классов, родители, преподаватели.
Члены жюри: работники правоохранительных органов, прокуратуры , суда. Родительская общественность.
Оборудование: 1. Магнитные доски; 2. Три набора геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник); 3. Тексты законов; 4. Тестовые задания; 5. Правовые ситуации.
Ход игры:
1.Организационная, мотивационная и целеполагающая деятельность.
Что такое семья? Каждый из нас является членом семьи. Те, кто еще не создал свою новую семью, живут обычно с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. Совместно с ними они составляют семью, ячейку нашего общества, маленький коллектив. В семье происходит рождение и воспитание детей, в ней заботятся о престарелых и нетрудоспособных ее членах, организуют быт и отдых. В хорошей и дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достойными членами общества, от обстановки в семье во многом зависит, как человек учится, работает, ведет себя. С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь не имея семью?
Сегодня мы с вами будем строить дом, и говорить о семье, ведь именно в семье формируются основные жизненные ценности, делающие человека личностью.
А. Приветствие и представление семей (з ладошки).
Б. Представление жюри.
В. Оговаривание условий игры, ведение игры.
Я буду задавать вопросы каждой команде, а за правильный ответ команда будет получать вот такие ладошки. Если семья затрудняется ответить, то ей могут помочь ее болельщики.
И прежде чем перейти непосредственно к самой игре, я предлагаю провести небольшой тест. А для чего он будет нам нужен, вы узнаете после его выполнения.
Тест:
Итак, каждая семья получает 3 геометрические фигуры – квадрат, круг и треугольник и через 30 секунд должна нам представить на доске построенного из них человечка. Итак, время пошло. (30 секунд.)
А теперь приглашаю по 1 представителю от команды для прикрепления их человечка на нашей доске.
А теперь, уважаемые гости, все внимание на доску. Итак, что же обозначали наши геометрические фигуры: круг – это муж, треугольник – жена, квадрат - семейные отношения. И что же у нас получилось? Таким образом, мы определили наших капитанов.
А теперь мы начинаем нашу деловую игру.
Сначала проведем разминку – ответим на самые простые вопросы. Разберемся с родственными отношениями:
Кто такой свекр? (отец мужа)
Кто такой тесть? (отец жены)
Кто такой зять? (муж дочери).
Кто такая сноха? (жена сына)
Молодцы, разминка у нас удалась! И мы видим наши результаты!
Задание 1. Используя Закон «О браке и семье РК», дайте определение понятиям: СЕМЬЯ, БРАК, БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ, СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ (СТАТЬЯ 1)
Первая Семья – семья, близкие родственники, РАКС.
Вторая семья – брак, семейное положение, аккредитация.
Третья семья – опека, алиментные отношения, суррогатное материнство.
Задание 2. А теперь переходим к строительству «Нашего Дома». На листочках, предложенных вам, запишите как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи со словом «Дом».
Например : Дом – это …. (крепость, очаг, это там, где твое сердце, это зеркало хозяина, отдых, уют).
Фундамент вашего дома – это ваша семья. Из каких членов семьи, вы хотели бы, что бы она состояла … (мать, отец и др.).
Стены вашего дома – это межличностные отношения. Выберите ценностные ориентации на которых бы были построены стены вашего дома: (общечеловеческие ценности, историческая память, национально-культурные традиции, гуманитарный опыт человека и общества).
Крыша вашего дома - это государственные и международные правовые нормы.
Какие нормативно-правовые акты вы выбрали бы для своей «крыши».
Каждой группе учитель раздает «половинку» крыша дома. На обратной стороне учащиеся записывают эти понятия. После выполнения каждого задания представители двух групп комментируют свой выбор. Эти фрагменты дома прикрепляются на доску. На обратной стороне учащиеся записывают эти названия. После выполнения каждого задания представители двух групп комментируют свой выбор. Эти фрагменты дома прикрепляются на доску.
Предложите несколько этических понятий для крепости семейных отношений.
Например: взаимопонимание, любовь, уважение, доверие…
Создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье, ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания каждому , самому мелкому шагу семьи. Из приведенных глаголов выпишете в отдельный столбик: «Нельзя», «Можно» (кричать, обижать, любить, радоваться, плакать, уважать, сердиться, помогать, обманывать, ревновать, смеяться, ругаться, жалеть, болеть, унывать, мечтать, злоупотреблять, отдыхать, курить, делиться впечатлениями, понимать, прислушиваться, унижать, быть внимательным, заботится, конфликтовать, уметь прощать, мириться, осознавать свои ошибки, поддерживать, огорчать, доверять, пить).
Учитель: Ребята, а с чем у вас ассоциируется труба?
Ученик: Труба символизирует выход всех отрицательных эмоций.

Запишите название отрицательных эмоций, которые будут нежелательны в вашем доме. Например: корысть, злоба, эгоизм…
Учитель: Ребята, а с чем у вас ассоциируется окно?
Ученик: Окно символизирует свет, положительные эмоции.
Запишите название положительных эмоций, которые будут желанны в вашем доме. Например: радость, счастье…
Учитель: Ребята, а с чем у вас ассоциируется дверь?
Ученик: Дверь символизирует встречи.
Запишите название возможных встреч, которые будут желанны в вашем доме. Например: добро, благополучие, здоровье… На фрагментах, изображающих трубу, окно и дверь, учащиеся записывают приведенные существительные.
Защита своих проектов 3 минуты.

Задание 3. Будет работать с текстами Закона «О правах ребенка в РК», «Конституции РК», Закона «О браке и семье РК» и докажем:
1.В Казахстане на государственном уровне провозглашаются взаимоответственность родителей и детей.
2.Прав без обязанностей не бывает.
3.Человек защищен миром и государством.
Обсуждение 5 минут. Выступление 3 минуты.
Вывод: Итак, наш дом построен.
А дом, заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так это истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Своим теплом.
- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
Дети предлагают свои варианты ответов.
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая, требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.
Воздух нашего дома – Любовь.
В Священном Писании сказано:
«Любовь долго терпит,
Милосердствует,
Любовь не завидует,
Любовь не превозносится.
Не гордится,
Не бесчинствует,
Не ищет своего,
Не раздрожает,
Не мыслит зла,
не радуется неправде,
а сорадуется истине,
все покрывает,
всему верит, всегда надеется,
всё переносит.
Любовь никогда не перестает существовать».
Объясните эту фразу в соответствии с задачами строительства!.
3 минуты – обсуждение.

Задание 4. А теперь следующий этап – более серьезный. Мы узнаем, как наши команды усвоили нормативно-правовую базу. Я задаю вопрос, и та команда, которая правильно отвечает на вопрос, получает очередную ладошку.
Согласно Закону «О браке и семье», брак заключается:
А. в нотариальной конторе
Б. в органах записи актов гражданского состояния
В. в церкви
Права и обязанности супругов возникают:
А. со дня государственной регистрации заключения брака
Б. через год со дня государственной регистрации заключения брака
В. за три месяца до дня государственной регистрации заключения брака.
Заключение брака производится:
А. без присутствия лиц, вступающих в брак
Б. при отсутствии одного лица, вступающих в брак
В. в личном присутствии лиц, вступающих в брак
Выбрать неправильный ответ: Для заключения брака необходимы:
А. взаимное, добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак
Б. достижение ими брачного возраста
В. письменное согласие родителей брачующихся.
Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются:
А. супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов
Б. родителя супругов
В. Всеми родственниками
Имущество, принадлежащее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является:
А. собственностью обоих супругов
Б. собственностью каждого из супругов
В. Собственностью государства
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста:
А. 18 лет
Б. 16 лет
В. 14 лет
Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия:
А. имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту
Б. не имеет права самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, вправе ли ребенок самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства?
А. вправе (а по достижении возраста 14 лет ребенок имеет право обращаться в суд)
Б. не вправе
В. Необходимо обращение совершеннолетнего лица.
С какого возраста изменение имени и (или) фамилии ребенка может быть произведено только с его согласия:
А. по достижении 10 лет
Б. с 14 лет
В. С 18 лет
Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста:
А. 14 лет, с получением паспорта
Б. 18 лет (совершеннолетия)
В. При вступлении несовершеннолетних детей в брак
Г. Не прекращаются никогда.
Задание 5. Решение ситуаций.
А. Просмотр сцены №1
Ведущий (показывает декорации). В одном большом городе жил маленький человечек. Был он маленький-маленький. И дом у него был маленький. И сад у него был маленький.
Днем Маленький человечек ходил на работу, а вечером сажал в своем саду тюльпаны или сидел на скамейке у ворот, курил маленькую трубку и радовался тому, что вокруг все такое большое : и люди были такие большие, и дома были такие большие, и деревья такие большие, и даже собаки были такие большие!
Через маленький дворик идут люди, не замечая хозяина цветов, наступая ногами на цветы и толкая хозяина.
Маленький человечек. Что вы делаете? Пожалуйста. будьте внимательны… почему вы не обращаете на меня внимание?!
Ведущий. Но большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам, скрываясь за большими домами. Тогда Маленький человек купил себе маленькую собаку с очень громким голосом. Когда собака лаяла, все обходили дом и сад стороной. (Раздается лай собаки за кулисами. Все обходят стороной и идут в свои большие дома.)
Маленький человек. Странно. Большие люди боятся, когда на них кто-нибудь лает. Но они совершенно никого не уважают. (Уходит за домик.)
Ведущий. Однажды Маленький человечек нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Конституция Республики Казахстан». В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относится друг к другу с уважением. Книга эта очень понравилась Маленькому человечку. Но никто в городе о ней не слышал.
Проблемный вопрос: Почему Маленькому человечку понравилась эта маленькая книжка?
Сцена №2
Ведущий. Маленький человечек живет в Республике Казахстан.
Маленький человечек. (выходит с плакатом «Каждый имеет право на жизнь и личную свободу, все равны перед законом и судом, достоинство человека не прикосновенно, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и достоинства»). Большие люди удивительно безграмотны. Надо все исправить. (Подходит к площади, к арке, держит плакат, один за другим подходят горожане и читают плакат.)
1-й горожанин (кричит). Что здесь написано?!
2-й, 3-й, 4-й горожане (спрашивают друг у друга). Что здесь написано такими большими буквами? (Читают вслух).
Маленький человечек. (выходит вперед; горожане расступаются в разные стороны). Это слова из «Конституции Республики Казахстан». Она написана для того, чтобы все люди знали о своих правах.
5-й горожанин (кричит возмущенно). Глупость какая! Люди не могут рождаться одинаковыми. Я, например, когда родился, весил 4 килограмма 500 граммов, а мой сосед 3 килограмма 250 граммов!
Маленький человечек. Послушайте! Рождаться равными – не значит рождаться одного роста и одного веса или быть одинаково красивыми. Рождаться равными – значит рождаться людьми, маленькими и голыми.
6-й горожанин (возмущенно). Допустим. Но почему я лично должен относится ко всем, как к равным. Я в семье единственный ребенок!
Маленький человечек. (тихим голосом). У меня тоже нет братьев и сестер. Но мы – люди и значит братья по уму и происхождению. Говорят, что все люди произошли от Адамы и Евы, т. е. приходятся друг другу родственниками. Вы, я думаю, приходитесь мне приблизительно 88-юродным дядей.
7-й горожанин. Вздор! Я не хочу быть вашим дядей. Я атеист, в бога не верю и твердо знаю, что все люди произошли от обезьяны. И вы, и я!
Маленький человечек. (грустно). Жаль. В таком случае вы мне приходитесь 88-юродным дядей по обезьяньей линии.
8-й горожанин. (возмущенно). Нет, вы его только послушайте!
Ведущий (выходя вперед). Но. ни его, ни Маленького человечка никто уже на площади не услышал. Все активно выясняли, кто кому кем приходится. Многие горожане перезнакомились между собой и по-родственному приглашали друг друга в гости. А маленький человечек свернул плакат и отправился домой, весьма довольный этой маленькой победой.
Проблемный вопрос: В чем суть «Маленькой победы»?
Сцена №3
Ведущий. Однажды вечером Маленький человечек прогуливался в сквере со своей собакой. И вдруг он увидел, как через сквер бежит мальчик, а за ним гонится здоровенный верзила с палкой в руке.
Маленький человечек. Остановитесь!
Верзила (падает от испуга). Ты кто такой? Да знаешь ли ты, что я с тобой сделаю?
Маленький человечек. А знаешь ли ты «Закон о правах ребенка в РК»? (Показывает на плакат).
Плакат: «Каждый ребенок имеет право на неприкосновенность и защиту от физического и психического насилия!»
Верзила (кричит). В какой такой закон? Этот негодяй разбил мячом мое окно!
Маленький человечек. (грозно). Вы можете потребовать через суд, чтобы его родителей оштрафовали или чтобы они вставили новое стекло. Но вы не имеете права ударить человека!
Верзила. Может, я этой вашей Конституции или как там ее…и в глаза не видел. Может, я вообще неграмотный! (Прихрамывая, уходит.)
Ведущий. А маленький человечек продолжал свою прогулку, раздумывая о том, что, может быть, совсем не обязательно быть грамотным, чтобы уважать других людей. (Маленький человечек мечтательно смотрит вдаль, держа в руках Конституцию РК).
Проблемные вопросы:
1. Может ли ребёнок (подросток) морально победить взрослого грубого человека? Каким образом?
2. Были ли у вас случаи, когда вы своими аргументами переубеждали взрослых?
3. Какие статьи Конституции применимы по перечисленным ситуациям?
4. Нужна ли людям планета «Конституция РК»? Почему?
Обсуждение 2 минуты. Выступление 2 минуты.
Подведение итогов членами жюри. Вручение грамот.
Я благодарю вас за хорошую плодотворную работу. Мне было интересно с вами работать. И я хочу дать вам несколько советов.
1. Любите, цените и берегите своих родителей – их вам никто не заменит.
2. Преодолевайте лень, всегда старайся помочь родителям – это принесет им радость.
3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы? Старайтесь, чтобы они были у вас каждый день. Это зависит только от вас самих.
4. И помните слова Марины Цветаевой: «не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».
Ах! Чуть не забыла. А теперь давайте посмотрим, друг на друга и улыбаемся. Пусть наш дом наполнится теплом наших улыбок. Пусть сила любви к своему Дому светом освещает подлинно счастливое детство.
Спасибо всем!
Категория: История | Добавил: общественник (2012-04-07) | Автор: Бекмаганбетова Шахарман Ергазиевна E
Просмотров: 4037 | Теги: работа с родителями, правовой всеобуч | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 2:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru