Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Руди О. А., Жарасова Е.В. СОШ № 11, г. Караганда Воспитание интереса школьников. Требования к повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, профессиональной деятельности учителя, нашли воплощение в реформе школы. Одной из основных проблем, требующей решения, является проблема воспитания у учащихся интереса к знаниям и потребности в самообразовании. Интерес к знаниям в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего огромного круга знаний, умений, навыков. Интерес к знаниям в узком смысле слова – это направленность личности ребёнка на овладение всей совокупности знаний, изучаемых в школе. Учитель развивает, прежде всего, интерес к своему предмету, но чем глубже он подходит к решению этой задачи, тем успешнее он решает другую – пробуждение и развитие у учащихся интереса к изучению смежных предметов. Потребность в самообразовании – это составная часть духовных потребностей личности. Чем глубже интерес к знаниям, тем ярче должно быть выражено стремление к самообразованию. Воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, сформировать любовь к чтению книг, труду, научить школьников отвечать за своё поведение и поступки. Каждый учитель не просто осуществляет простую передачу опыта, учит чему-то, но и одновременно укрепляет веру в свои силы у слабых учеников, не даёт остановиться в своём развитии более сильным детям, учит всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость. Стойкий познавательный интерес – это увлечённость человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть, то школьник учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечён учёбой, что он стремится к совершенствованию. Но глубокий интерес возникает и развивается не сразу. Для его возникновения и развития нужна система образования и воспитания, а не только кратковременные средства воздействия, пробуждающие любопытство и заинтересованность ученика. Развитие науки, техники и культуры привело к невиданному распространению знаний, отразилось на повседневной жизни людей: стремительный ритм, поток постоянно растущей информации. Сегодняшний ученик испытывает самые различные влияния (Интернет, кинофильмы, телевидение, книги и т.д.). Это требует совершенствования системы учебно-воспитательной работы. Необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самодеятельности, личной инициативы и творчества учащихся. Главной задачей должно стать не воспитание человека, способного поступать правильно лишь в тот момент, когда он находится под контролем родителей или учителей, а человека, способного к внутреннему самоконтролю, понимающего значение самообразования и самовоспитания, умеющего творчески организовать свой досуг. Формирование и развитие у учащихся интереса к знаниям должно осуществляться учителем, формируя характеры учеников, учитель постоянно совершенствует свои личностные качества. Обоюдный интерес духовного роста активизирует самопознание, расширяет возможности, стимулирует познавательную деятельность. «Мастер педагогического дела, - говорил В.А. Сухомлинский, - настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда». [4,с.56] Самообразование – основа роста учителя как специалиста. Что же даёт самообразование учителю? 1. Оно обеспечивает непрерывность и систематичность работы по овладению педагогическим мастерством. 2. Позволяет максимально учесть индивидуальные особенности и потребности. 3. Не требует отрыва от повседневной практики, вызывающего нарушения учебно-воспитательного процесса школы. 4. Даёт возможность наилучшим образом распорядиться свободным временем. 5. Самостоятельное штудирование литературы и других источников информации способствует более глубокому её усвоению, так как ориентируется на индивидуальные особенности познавательной деятельности (её темп, характер, уровень и т.д.) Самообразование учителя основывается на принципе самоорганизации работы. Он сам намечает, в каких областях науки следует совершенствоваться, какими конкретными знаниями нужно овладевать, осуществляет самостоятельный поиск источников информации, осмысливает способ работы над ними и т.д. Решение этих задач предполагает определённый уровень готовности к самообразованию, овладение целым рядом умений, в том числе творческого характера, которыми не всегда обладает учитель, прежде всего начинающий. Чаще всего пробуждение интереса начинается с умения учителя живо и увлекательно излагать учебный материал. Поэтому в работе учителя необходимы такие педагогические факторы, как правильная интонация, чёткая дикция, умение вовремя определить их действенность. Немаловажно и образное начало урока, и неожиданный вопрос на сообразительность, и чёткая постановка примеров, задач. Но постоянно надо помнить о главном – о возрасте и индивидуальных особенностях учеников. Не учитывать их – значит обречь на неудачу всю работу по развитию у учащихся интереса к знаниям. Поэтому не надо ожидать рецептов на все случаи, с которыми мы сталкиваемся в своей работе. Таких случаев тысячи, и то, что применимо в одном, совершенно не подходит для другого. Великий педагог К. Д. Ушинский советовал учителям: «Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить… Вот почему мы советуем педагогам изучать сколь возможно тщательней физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства…».[5,с.55] Т.о., всестороннее изучение ученика – непременное условие в работе учителя. И это особенно относится к воспитанию интереса к знаниям и самообразованию. Непременными условиями возникновения интереса к учебным предметам являются – стремление самостоятельно овладеть знаниями, выполнить задания, требующие проявления критичности ума, воображения, фантазии, мечты. Если у ученика нет своего взгляда на вещи, не развита самостоятельность суждений, отсутствует широкий и творческий подход к изучаемым фактам, у него вряд ли разовьётся глубокий интерес в какой-либо области знаний, а возникший интерес, скорее всего, будет носить односторонний характер, любознательность превратится в слепое подражание образцам сомнительной ценности. В психологии интерес определяют как познавательную специфическую направленность личности на предметы и явления действительности. Различают эпизодические интересы, которые возникают эпизодически в процессе деятельности и угасают с её окончанием, и постоянные интересы, которые характеризуются устойчивостью, не зависят от конкретной ситуации и побуждают человека к деятельности в любых обстоятельствах. В процессе обучения необходимо воспитывать общий интерес к знаниям у каждого школьника. Научить ребёнка удивляться и быть наблюдательным – вот едва ли не самое важное в школьном преподавании. Родоначальником научного подхода к решению проблемы интереса можно по праву считать великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.). В книге «Великая дидактика» он писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». Коменский создал такие учебники, в основе которых лежало полное соблюдение принципа интереса в обучении. Идея гуманизма помогла ему выдвинуть положение о лёгкости, приятности и основательности обучения. Роль интереса в успешном обучении признавали все выдающиеся педагоги. Коменский, Руссо, Локк, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский – внесли большой вклад в разработку теории интереса, хотя и не все они занимались специально этой проблемой. [1,с.33] Огромное влияние на интересы школьников оказывает современная жизнь общества. В наш век бурного развития науки и техники когда воспитание познавательных интересов к естественным наукам становится важной задачей школы, нельзя забывать о гуманитарных науках. Как бы ученик не любил математику, физику, химию, он должен изучать историю, литературу, родной язык. Только тогда он может стать достойным гражданином своего Отечества. Если учитель влюблён в свой предмет, обладает педагогической культурой, пониманием возрастных и индивидуальных особенностей своих учеников, он добивается наибольших успехов в развитии и воспитании у школьников глубокого интереса к знаниям. Главное для учителя – увлечь детей серьёзным и глубоким трудом, доставляющим истинное наслаждение каждому ребёнку, испытавшему радость творчества. Фундамент педагогического вдохновения – ежедневная, ежечасная исследовательская работа. Каждому педагогу и школе в целом важно создать систему такого воздействия, которая парализовала бы обнаруженные негативные явления и развивала лучшие черты ума и характера учеников. Целеустремлённость учителя – это целеустремлённость и его учеников. Проблема интереса в школе решается каждым учителем и каждым педагогическим коллективом с учётом конкретных условий и возможностей. Можно выделить три основных уровня решения проблемы, которые могут быть и этапами формирования интересов: 1. Эмпирический. Молодой учитель, проработав некоторое время, убеждается, что без овладения вниманием учеников, создания ситуации заинтересованности предметом, новой темой урока очень трудно осуществлять свою профессиональную деятельность успешно. Этот уровень можно определить как начало работы по формированию интересов учащихся. 2. Творческий. Он свойственен учителям и руководителям школы, проработавшим три-пять лет. На этом этапе усложняются задачи, которые выдвигает перед собой учитель, и усложняются требования к учащимся. 3. Научно-исследовательский. Он соединяет эмпирическое начало и творческое отношение с исследовательским подходом к изучению детских интересов. На этом этапе создаются самые благоприятные условия для развития творческой личности ученика. [1,с.63-64] Не отдельные усилия и талант учителей делают ребёнка лучше, а система воспитания и обучения. Система педагогического воздействия равна традициям, принципам и методам обучения и воспитания, умноженным на индивидуальное и коллективное творчество учителей, их специальную, педагогическую и общую научную образованность и культуру. Если научная образованность, педагогическая и общая культура высоки, система приближается к совершенству. Великий педагог К. Д. Ушинский подчёркивал, что главное в педагогической деятельности состоит вовсе не в выучивании правил обучения и воспитания, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают. [3,с.28] Только при условии воспитания у детей с первых лет обучения любви к знаниям, стремления к нравственным идеалам развивается широкий общий кругозор и потребность в постоянном поиске, и на этой основе формируется в более поздний период обучения глубокий интерес к отдельным учебным предметам, выявляются научные склонности и способности. Процесс формирования и развития глубоких познавательных и нравственных интересов у учеников современной школы происходит при постоянном воздействии на них системы школьной жизни, семьи, всего общества. Литература: 1. Бондаревский В. Б. «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию». – М., 1985 2. Маркуша А. М. «Если вы учитель». – М., 1989 3. Скульский Р. П. «Учиться быть учителем». – М., 1986 4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1981 5. Ушинский К. Д. «Человек как предмет воспитания». – М., 1950 | |
Просмотров: 2358 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|