Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Активизация познавательного интереса учащихся к предмету истории ( из опыта работы) « Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие - самая трудная вещь на свете». И.В.Гете. Проблема активизации познавательного интереса учащихся « стара как мир», но по- прежнему остается актуальной. Ведь какими бы высокими не были замыслы преподавателя, все они превращаются в прах, если у детей нет желания учиться. Именно поэтому « воспитание или возбуждение интереса к предмету» - ключ к учению, познанию. Если маленькие ученики, как правило учатся с интересом и желанием то постепенно этот огонь угасает И как правило отношение детей средних классов отчужденное к учебе , пропадает желание учиться. «У всякой эпохи свои задачи» -говорил Гейне. Педагог новой формации, который будет работать в условиях профессионального образования должен уметь содействовать профессиональному самоопределению учащихся. Обеспечить индивидуальные зоны творческого развития каждого учащегося. Осознание учащимися значимость развитого интеллекта для будущего личного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром. Сегодня в любой сфере достаточно четко выражена потребность специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом, умением системно ставить и решать различные задачи. Нельзя полагать, что познавательный интерес учащихся будет высоким, стоит только « от случая к случаю» провести интересный урок. Здесь как и во всем остальном , необходим комплексный подход . Познавательный интерес- один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь, в нашем понимании обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения в рамках исторического образования. В процессе педагогической деятельности мной учитывались рекомендации психолога И.А.Зимней, которая предлагает следующие факторы с целью повышения познавательного интереса, создания условий для формирования учебной мотивации. Активные методы обучения: необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности- возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся. На уроках истории для создании интереса учащихся использую опорные конспекты , опорные сигналы, исторические исследования , кластеры, логические схемы, деловые игры. Свои мысли и свое отношение к данной теме учащиеся высказывают в мини-сочинениях, составляют по темам различные виды кроссвордов и слайды. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности : проблемы Аральского моря, история Семипалатинского полигона, Декабрьские события 1986года . Создание проблемной ситуации, сочетание трудности учебного материала и учебной задачи с посильностью: большую роль в формировании интереса к учебе играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима , в противном случае интерес быстро падает. Эмоциональная окраска, живое слово преподавателя. Формы организации обучения включают разные виды познавательной активности учащихся, которые были успешно апробированы: предметные игры, как манипуляции с предметами через них учащийся узнает историю происхождения время, место, мир людей. Творческие игры «Что? Где? Когда?», сюжетно-ролевые , в которых сюжет- форма интеллектуальной деятельности « Счастливый случай» При их подготовке и проведении использовались многообразные средства и методы организации активной познавательной деятельности учащихся например: ролевая игра, инсценированные, разыгрывание сценок; групповая работа над проектом; выполнение творческих работ ( историческое сочинение, эссе-рассуждение, исторический портрет); работа в творческой группе по выполнению различных заданий; обсуждение проблемных вопросов, решение кроссвордов; ответы на вопросы в режиме состязательности; работа с дополнительной литературой; определение и представление собственной позиции, пол какому-либо вопросу. Решению любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания подрастающего поколения не может быть успешным без внимательного анализа их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа. Проблемами возрастной и педагогической психологии занимался выдающийся ученый 1 половины 20 века Выготский Л.С.. Ему принадлежит фундаментальная теория психического развития человека, до сих пор имеющая серьезное практическое значение. Выготский- создатель культурно-исторической теории психического развития. Он взял за основу ведущую деятельность. Согласно этому понятию, на каждом этапе жизни человека среди многих других выполняемых им видов деятельности существует некоторая главная деятельность, определяющая возникновение и становление основных психологических новообразований данного этапа. Элькони Д.Б. завершил работу Выготского по периодизации потребностей. Согласно данной теории в подростковом возрасте (12-16лет) ведущая деятельность- «общественно-полезная», интимно-личностное общение со сверстниками. Человек начинает ориентироваться в поведении не на взрослых( родителей, преподавателей), а на таких , как он ( друзей ). В данный период формируется « личность». Главным для подростков является самоидентификация, самовыражение, самореализация, успешная социализация. Как же найти выход из создавшейся ситуации? Как организовать деятельность подростков так, чтобы они, реализуя себя в содержательном общении со сверстниками, одновременно не потеряли интереса к учебе. Поиски ответов на поставленные вопросы и легли в основу моей педагогической деятельности, направленную на повышение познавательной деятельности и интереса. Задачи обобщения и систематизация материала, ликвидация пробелов в знаниях учащихся дает успешно решать конкурсная методика, и игровая деятельность(викторины, разнообразные игры, конкурсы) на уроке. Игровой характер таких занятий создает творческую раскованность и позволяет себя проявить учащимся с различными индивидуальными возможностями. При проведении таких мероприятий развивается активная познавательная деятельность учащихся. Состязательность способствует формированию познавательных интересов, выработке положительных эмоций. Зачастую гораздо важнее не результат, непосредственно мероприятие, а процесс подготовки к нему, когда учащиеся сплачиваются, договариваются, распределяются роли, обязанности, проявляют самостоятельность, инициативу и творческие способности. При подготовке к интеллектуально-познавательной игре «Символы открытости, мира и согласия» учащиеся повторяют даты, понятия, основные сведения о данном событии, исторические личности. Происходит деление на группы и работа в них : создание гимна, очутиться на необитаемом острове без прав и создав сами те права без которых они не видят нормальное существование в обществе, вспомнить сказки где нарушаются нравственные запреты. Конечно, очень важно, чтобы преподаватель заинтересовал ребят, провел четкий инструктаж, помог в процессе подготовки. И главный результат такой работы не заставит себя долго ждать- это удовлетворение и радость в глазах учащихся, а также вопрос: « А когда еще у нас будет такая игра?». Для юношеского возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях и спорах. Общеизвестно, что в истории по сей день, остается определенный круг вопросов , «правильных» ответов на которые не существует. Все это можно очень удачно использовать при проведении диспута. Личности 20 века «Кто он - гений или злодей?» ( Сталин И.В, Гитлер,) при подготовке использовался развернутый план, который заранее был предложен учащимся. В процессе подготовки они изучали рекомендованную литературу по теме, писали творческие работы, знакомились с различными точками зрения на личность и деятельность этих людей. В ходе обсуждения вопросов учащиеся демонстрировали знания исторической эпохи, умения аргументировать и обобщать, выступать и слушать друг друга, уважать иное мнение. Очень важно, что у учащихся в процессе подготовки и участия в диспуте создается объективное представление о сути научного спора о личности Сталина, и они определяются в своем отношении к этому человеку. Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств является проектный метод, которыми успешно пользуются многие преподаватели. На основе данного опыта можно отметить тот факт, что введение элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет преподавателю не только и не столько учить, сколько помогать учащимся учиться , направлять их познавательную деятельность. Данная технология : самостоятельность, деятельность, результативность. При выполнении проекта учащиеся попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность. Данный подход позволяет поддерживать и развивать мотивацию учебной деятельности. Разумеется, нельзя говорить о том, что только представленный подход позволяет достигать высоких результатов, так как он не является отражением всей системы работы. Но на мой взгляд, если использовать такой подход на уроках , безусловно это будет способствовать активизации познавательной деятельности и интереса к изучению истории. Список использованной литературы: В.И. Андреев : Педагогика творческого саморазвития. Кн.1., 1996г. Л.С. Выготский :Вопросы детской психологии .С-П,1997г А.И.Гончарова . Диспут на уроке истории./Преподавание истории в школе., 1998г №5. И.А.Зимняя. Педагогическая психология. М, 1999г. Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе.2002/Волгоград И.А. Федорчук . История . Интеллектуальные игры для школьников/Ярославль,1998г. | |
Просмотров: 2048 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|