Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Молодёжные субкультуры
Тема: Молодежные субкультуры.

Цели урока: Познакомить учащихся с понятием молодежные субкультуры;
развивать умения вести диалог по социальным проблемам;
воспитывать толерантное отношение к представителям разных молодежных субкультур.
Тип урока: изучение нового материала
МПС: всемирная история, экономика, литература, спецтехнология.
Литература:Векслер С. «Современные требования к уроку», москва 1995г.
Лернер И.Я. «современный урок» Москва 1992г.
Журнал «Воспитание школьников» №2 2003г.
Журнал «Классный руководитель» №6 2005г.
«Молодёжь и культура» журнал «Мысль» №3 2007г.
Оборудование: видеопроектор , видеоролик

Ход урока.
1. Орг. Момент
2. Сообщение темы и целей урок: « Молодежные субкультуры», девизом урока я объявляю слова « Свой среди чужих, чужой среди своих». Сегодня мы с вами должны научиться вести диалог по молодежным проблемам, выразить свое отношение к представителям различных молодежных субкультур. Для этого необходимо вспомнить некоторые слова, термины, понятия, которыми будем пользоваться на уроке. Их знание поможет нам сориентироваться в теме урока.
I. Актуализация знаний учащихся:
1) Индивидуальные задания: (3 карточки)
2) Фронтальный опрос:
а) Самое простое задание « Да – нетки»: Отвечай только « Да» или «Нет»
Вопросы:
- Культура-это все, что создано человечеством в процессе его развития. (да)
- Производственные отношения относятся к культуре. ( нет)
- Станки, машины, оборудование – относятся к духовной культуре (да)
- Элементы материальной и духовной культуры между собой связаны.(да)
- Книга относится к средствам массовой информации. (нет)
- Милосердие, гуманизм, взаимовыручка – это материальные ценности. (нет)
-Автослесарю не интересны проблемы современной культуры. ( нет)

б) Повторим понятия « О чем это я?»:
- Не называя слова, надо перечислить существенные черты, основные признаки этого социального явления, термина или понятия. Учащиеся по признакам должны определить, что это за слово.
Слова написаны на карточках: мода, наука, тенденция, воспитание, жизненная позиция, культурные ценности, культура, диалог культур, образование, элита, идеал, имидж.
Например, господство какого-то стиля временно, писк. (Ответ это - мода). и т. д. каждое слово.
Обобщение: Вот состоялся диалог по теме «культура» и вы очень хорошо друг друга понимали. В любом случае, знание этих понятий поможет вам сориентироваться в современном мире культуры, очень богатом и сложном.
II. Изучение нового материала: тема «Молодежные субкультуры»
-Все ли слова вам понятны в названии темы?
Субкультура. Корень найдите. Культура! Что такое культура? (ответы)
Вступительное слово:
Культура в социологии - система норм, ценностей, символов, присущих данному обществу и передаваемых из поколения в поколение. Также термин "культура" используют для характеристики образа жизни данного сообщества.
Но культура общества - не монолитное целое, а мозаика субкультур.
Население земного шара более:7 млрд. человек, говорящих примерно на 5660 языках, живущих более чем в 200 государствах, обладающих более чем 40 тыс. профессий. Различают религиозные, профессиональные, криминальные субкультуры.
Из всего населения Земного шара почти 1/5 её часть – это молодежь. Во все времена было расслоение общества на различные классы. На бедных и богатых, на умных и неграмотных, на буржуазию и пролетариат, но за все время существования общества никогда не наблюдалось такое яркое и насыщенное расслоение молодежи. Как не странно бы это не звучало, но кого сейчас только нет. Современная молодёжь по-разному воспринимает окружающий их мир. Их интересы, взгляды, стиль и образ жизни отличаются от общепринятых норм. Объединяясь по интересам, они образуют культуру в культуре, свою субкультуру. Современные социологи, психологи, ученые пытаются изучить мир молодежных субкультур. Одни считают, что они несут вред, разрушения и бездуховность, другая группа социологов оценивают молодежные субкультуры, как полигон для социальных и культурных экспериментов, где испытываются новые стили жизни и моды, новые жизненные ценности. Сегодня и мы постараемся понять причины возникновения молодежных субкультур, их особенности и дать им свою оценку.
Итак, субкультура – это часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традицией, присущие большой социальной группе, в нашем случае, молодежной. Субкультура - это способ выражения индивидуальности молодых людей.
Данные объединения могут быть легальными и нелегальными, т.е. формальными и неформальными.

– Как вы думаете, что значит формальные и неформальные молодежные объединения?
Формальные – молодежные организации, деятельность которых регулируется государством, законами и правовыми документами. Виды молодежных объединений: политические, правозащитные, спортивные, досуговые, экологические, религиозные. Например, скаутское движение.
Неформальные объединения - созданные стихийно, без участия государственных органов. Они отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. У них тоже есть свой имидж, символика и атрибуты, лидер. Мы поговорим только о неформальных объединениях.
- Сейчас посмотрим видеоролик.
- После просмотра вы должны ответить на вопрос:
- Какие молодежные субкультуры названы в ролике?
- Просмотр видеоролика.
(Ответы учащихся на проблемный вопрос).
Интересы молодых людей разные, значит и субкультур много, в маленьком ролике мы увидели только часть. Есть и другие субкультуры, о них расскажут ребята.
Вы послушайте их и определите:
Какая из молодежных субкультур вам ближе? Вы хотели бы общаться с этой группой?
Рассказ учащихся, форма одежды или элементы показывают, что они принадлежат к определенной молодежной группе.
байкеры
граффити
скинхеды
гопники
(Высказывания ребят после прослушивания сообщения)
С одной стороны субкультур много, они мелькают в телепрограммах, о них пишут в СМИ, но для большинства людей – это мир неизведанных джунглей и подросток чаще питается мифами, а не реальностью.
Проблема:
Почему же молодежь формирует свою культуру, ведь можно пользоваться тем, что уже наработало человечество за долгие годы существования. Читали бы классическую литературу, любовались бы замечательными картинами художников, слушали бы симфоническую музыку талантливых композиторов, одевались все в одинаковые одежды. Каковы причины появления молодежных субкультур?
Определите, внимательно прослушав комментарии к ролику.
(Вторичный просмотр ролика) Высказывания учащихся.
Вывод. Для молодежных субкультур характерны черты: эмоциональность, оптимизм, поиски идеалов, открытость миру, романтические устремления, дух авантюризма, максимализм.
Каковы основные причины возникновения молодежных субкультур?
1) внутренние потребности молодежи заявить о себе, социализироваться.
2) социальная несправедливость: ушел в историю миф, что "молодым везде у нас дорога"
3) кризис общества и семьи; плохая организация досуга;
4) разочарование молодежи в нравственных идеалах и ценностях общества;

Обобщение:
Молодежь искусственно противопоставляют "взрослому" обществу. "Отцы" и "дети" разошлись не только во взглядах на одежду и прическу, во вкусах в музыке, танцах и манере поведения. Социальные ценности, которыми жили "отцы", в новой исторической ситуации утратили практическое значение и не наследуются "детьми". Невозможность удовлетворить потребности за счет хорошей учебы, добросовестного и честного труда формирует у одних подростков неуверенность, у других - циничное отношение к жизни, установку "деньги не пахнут", способствует преступному поведению. Рыночная экономика жестока к людям, особенно к слабым, неприспособленным к самостоятельной жизни, привыкшим к постоянной опеке. В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу маргинального ее социального положения. В отличие от старшего поколения им нечего терять, но и приобретать также нечего, ибо старшие, не жившие в капиталистическом обществе, ничем не могут помочь. Молодым приходится самим решать, что ценнее - обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям. Отрицать прежние морально - нравственные нормы или приспосабливаться к новой действительности. Итак, молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек. Он может ошибаться, сомневаться, и даже не правильно сделать выбор. Но это будет его самостоятельное и личное решение. Его позиция, его взгляд.
III. Проверка понимания нового материала: - Давайте и мы попытаемся выразить свое отношение к молодежной субкультуре, Выбирайте субкультуру.
Выбрали байкеров, оно и понятно все вы в будущем механики, интересуетесь техникой, любите скорость. Определитесь с ролью: одна группа учащихся защищает молодежные субкультуры, другая наоборот, видит в них только негативные стороны. Займите места, согласно указателям.
Слева: « Я положительно отношусь, так как»
Справа: « Я негативно отношусь и могу доказать,»
Примерные ответы: Байкеры:
1 позиция - Я положительно отношусь, так как, мотоциклисты сами создают свой мотоцикл.
2 позиция – Я негативно отношусь и могу доказать: они нарушители тишины и правил дорожного движения.
2 позиция - это дети богатеньких родителей
1 позиция - Среди байкеров нет тунеядцев, ведь это бывшие врачи, офицеры, дизайнеры,
учителя
1 позиция – Это сумасшедшие люди, которым надоело жить.
1 позиция- Это смелые, мужественные люди, всадники ночи!
2позиция - Среди них есть агрессивные и враждующие группировки.
1 позиция - всегда готовы помочь в трудную минуту.

Итак, на одну и ту же субкультуру у вас есть разные точки зрения. Кто-то хорошо относится, а кто-то не очень. Лично у меня нет неприязни, т. к. считаю, что каждый из нас может проявлять свои интересы, реализовывать их, конечно, разумно, не во вред обществу. И пусть этот человек, гот он или эмо, его не надо презирать, ведь в первую очередь он человек. Он может быть умен и очень глуп, богат духовно, и ограничен в своих интересах. Он имеет право быть не похожим на вас и меня. Учиться строит отношения с другими не похожими на нас людьми, относиться к ним терпимо, корректно, с пониманием – вот настоящая культура общения.
Вот вы дважды посмотрели видеоролик, скажите какова его главная мысль? Она четко прозвучала в заключительных кадрах.
Красная нитью прошла мысль: Важно не какую дорогу я выберу, а важно поиск подлинных человеческих ценностей. Важно помнить, что ты человек!
Итак, пофилософствуйте, молодежная субкультура это то, что положительно влияет на подростков или же она вредит, развращает его?
Примерные ответы под углом зрения
Молодёжная субкультура – это
1 угол- отказ от стереотипов, проявление индивидуальности
2 угол - Беспечность, бесшабашность, спонтанность, криминализация
3 угол - общность интересов и ценностей
4 угол – разочарование молодежи в нравственных идеалах

Обобщение ответов: У каждой субкультуры есть стороны, которые привлекают нас и моменты, из-за чего мы их не принимаем, отталкиваемся от них. Надо ли создать себе какой-то культ, фанатично следовать копировать, подражать кумиру какой-то субкультуре
Сейчас вы прослушаете стихотворение, подумаете, скажите какова главная мысль этой детской сказки?
Детское стихотворение « Гномик»
Ответы учащихся.
Каждый человек уникален. Он не свой и не чужой. Он другой.
Итог урока
Вспомните, какие слова мы взяли в качестве эпиграфа к уроку.
Как вы соотносите эти слова и содержание урока.
Оценки.
Домашнее задание.
Категория: История | Добавил: Стелла (2012-06-01)
Просмотров: 2293 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru