Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Урок по истории казахстана
Садыкова А.Б.
Учитель истории
г.Алматы

Тема: Общественно- политическая жизнь в 30-е годы.
Цели:
познакомить учащихся с особенностями общественно- политической жизни в 30-е годы, с преступлениями эпохи сталинизма: репрессиями, террором, депортацией народов в Казахстан, созданием концлагерей на территории Казахстана, с жизнью и деятельностью представителей казахской интеллигенции, подвергнувшихся репрессиям, с процессом становления и укрепления тоталитарного казарменного социализма;
воспитание патриотизма, уважения к деятельности представителей казахской интеллигенции, внесших большой вклад в развитие казахской культуры, науки и искусства, чувства сострадания к тяжелой судьбе депортированных народов, национализма;
развитие умения анализировать, делать выводы, умения аргументировано и логично выражать свои мысли,
Форма проведения урока: судебный процесс по делу преступлений эпохи сталинизма, периода общественно-политической жизни 30–х годов.
Наглядность:
книги различных авторов о событиях этого периода истории, портреты А.Бокейханова, А.Байтурсынова, Ш.Кудайбердиева, М.Дулатова, мантия судьи , трибуна для свидетелей , микрофон для тележурналиста.

Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Учитель знакомит учащихся с целями урока и формой проведения урока.
Сегодня тема нашего урока «Общественно- политическая жизнь в 30 -е годы». Мы будем говорить о трагических событиях этого периода, которые оставили неизгладимый след в нашей истории. Урок будет проводиться в форме суда над преступлениями эпохи сталинизма.
3. Секретарь судебного процесса : «Прошу всех встать, суд идет!».
Входит судья.
Судья: « Сегодня на судебном заседании рассматривается дело о преступлениях совершенных в эпоху сталинизма на территории Казахстана. Сторону обвинения представляет прокурор – Ануарбекова Б., сторону защиты –адвокат Гросс А., секретарь судебного заседания –Костенко Г.,ведет судебное заседание- судья Алексеев И.»
Судья: « Все ли свидетели присутствуют?»
Секретарь: «Все свидетели присутствуют.».
Судья : «Есть ли замечания у стороны обвинения, у стороны защиты? Судебное заседание можно считать открытым. Слово предоставляется прокурору.»
Прокурор: « Рассматривается дело о преступлениях эпохи сталинизма : массовые репрессии, террор, депортация народов. Их пиком стали 30- е годы, когда создавались внесудебные органы , так называемые « тройки» ,
особые совещания. К проявлениям репрессий нужно относить не только создание лагерей и расстрелы , но и социальные эксперименты , в ходе которых гибли миллионы людей. Одной из нераскрытых страниц советской , в том числе казахской истории является « борьба партии и советского государства против собственного народа»,превращение Казахстана в сплошной концлагерь. Сегодня мы услышим доказательства об этих преступлениях из показаний « свидетелей», принявших в 30-е годы самые страшные формы.»
В составе союзного наркомата внутренних дел был создан особый совещательный орган, применяющий репрессивные меры ( ссылка, заключение в исправительные лагеря, высылка за пределы СССР). Ваша честь прошу Вас обратить внимание на доказательства, которые представлены здесь: научные статьи, исторические документы, очерки, «Книгу скорби» (расстрельные списки по ВКО).»
Выступления свидетелей , рассказывающих о жизни, деятельности и трагической гибели А.Бокейханова, А.Байтурсынова, Ш.Кудайбердиева, М.Дулатова.(Презентация о А.Бокейханове,М.Дулатове.)
Вопросы судьи свидетелям.
-Как относилась Советская власть к «алашординцам» после гражданской войны»?
-Постановлением ВЦИК от 1919г. «сотрудники «Алаш-орды» за прежнюю контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежат».
-Почему изменилось отношение к ним Советской власти в 30-е годы?
-Они обвинялись в «национализме», одними из первых подвергались репрессиям.
- Сколько казахстанцев подверглось репрессиям?
-101 тыс. прошла жернова Гулага , более 27 тыс. были расстреляны.
Секретарь : «Для дачи свидетельских показаний приглашается «свидетель» имеющий сведения о событиях в ВКО.»
-Репрессиям подвергались не только общественные ,государственные деятели и деятели науки, и культуры, но и простые граждане советского государства.
Секретарь : «Для дачи свидетельских показаний приглашается свидетель имеющий сведения о создании концлагерей на территории Казахстана .»
Свидетель: « Один из крупнейших исправительно - трудовых лагерей ОГПУ-НКВД СССР был создан в 1930 г. на территории Карагандинской области.
Одной из главных целей создания Карлага была организация крупной продовольственной базы и бесплатной рабочей силы для бурно развивающейся промышленности Центрального Казахстана, в частности Карагандинского угольного бассейна. С образованием лагеря в 1931 г. началось принудительное выселение населения с отведенных для него территорий. Для этой операции привлекались войска НКВД. После изгнания коренного населения пустующие земли заняли многотысячные колонны заключенных . Этапы из центральных областей России пребывали один за другим. Заключенные растекались по всей степи - одни строили железную дорогу Карабас-Моинты ,другие бараки, скотобазы, кошары, казармы, штрафные изоляторы.
Акмолинский лагерь жен изменников Родины. (АЛЖИР)- разговорное название 17- го женского лагерного специального отделения Кар.ИТЛ в Акмолинской области (1938-1953гг.).Крупнейший советский женский лагерь, один из островов «Архипелага ГУЛАГ».
Название связано с составом заключенных ,значительная часть которых была репрессирована в соответствии с оперативным приказом НКВД СССР № 00486 как ЧСИРы- «члены семей изменников родины».Существовало и другое разговорное название5 лагерного отделения –«26 точка» т.к. лагерь располагался в 26-м поселке трудопоселений».
Судья: «Какие еще лагеря были созданы в Казахстане?»
Свидетель: «Жезказганлаг в 1940г., на берегу р.Кенгир ,Спасский лагерь под Какрагандой, Степлаг,всего 49 лагерей.»
Секретарь: «Для дачи свидетельских показаний приглашается свидетель, имеющий сведения о депортации народов в Казахстан .»
Свидетель: «Депортация –(от лат.-вывоз) – принудительное перемещение лица, группы лиц или народа за пределы государства или определенного региона; высылка, изгнание. Трагедию переселенческой политики сталинизма первыми испытали на себе корейцы. Формальное обвинение: возможность представителей корейского народа выполнять роль лазутчиков японской армии. Опыт этот удался. Внутри страны шли мощные волны репрессий, так что некому было заступиться. Переселенцев 1935 г. ждала тяжелейшая судьба. Они практически отдельными семьями попадали в интернациональную среду, растворялись в ней и теряли самобытность. Часть из них попала в Казахстан.»
Судья: «Какие еще народы были депортированы в Казахстан?»
Свидетель: « В 1937 г. 102 тыс. поляков, в 1944 г. более полумиллиона чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, калмыков, крымских татар.»
Адвокат: «Сегодня прозвучало много обвинений и доказательств о преступлениях этого периода. Но существует и другая точка зрения
оправдывающая эти события. Сейчас ваша честь будут представлены свидетели, объясняющие эти события с другой позиции.»
Секретарь: «Для дачи свидетельских показаний приглашаются свидетели со стороны защиты .»
Свидетель: «Несмотря на выдвинутые доказательства характеризующие отрицательные стороны эпохи сталинизма, хотелось бы отметить что без сильной власти Советского руководства ,без усиления централизации власти и теории Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма, не было бы таких успехов в Казахстане, которые были достигнуты в 30-е г. .Это преобразование Казахстана из аграрной в индустриальную страну, были созданы крупные промышленные объекты, Турксиб, сеть железнодорожных путей сообщения. В период коллективизации были образованы крупные колхозы ,оснащенные новыми сельхоз.машинами, полностью изменилась и преобразилась жизнь сельских тружеников. В 1936 г. также происходит преобразование Каз.АССР в союзную республику, в 1937г. принята конституция Каз.ССР.В 30-е годы происходит развитие народного образования и просвещения, становление казахского искусства, открываются театры:в Актюбинске, в Чимкенте, в Караганде.В 1934 г. открывается Казахский музыкальный театр. В эти годы происходят изменения в экономической, политической, культурной сферах, обеспечившие быстрый переход от слаборазвитого феодального общества к высокоразвитому социалистическому строю.»
Судья: « Слово для обвинительной речи предоставляется прокурору.»
Выступление прокурора с обвинительной речью.
Слово для защиты предоставляется адвокату.
Секретарь: «Прошу всех встать ! Суд удаляется для вынесения приговора.»
В это время тележурналист ведет репортаж из зала суда освещая ход судебного заседания. Присутствующим в зале суда задает вопросы.
- Как вы думаете, каким будет решение судьи по данному делу?
Некоторые учащиеся считают, что судья вынесет оправдательный приговор, другие считают, что судья должен вынести обвинительный приговор, т.к. вина была доказана полностью.
Секретарь: «Прошу всех встать, суд идет!»
Судья читает обвинительный приговор.
Судебное заседание объявляется закрытым.
4. Подведение итогов урока.
-Что нового вы узнали о общественно-политической жизни в 30-е г.?
Назовите преступления «эпохи сталинизма» происходившие в этот период в Казахстане.
Домашнее задание : № 11, причины массовых репрессий
Категория: История | Добавил: Айгуль6461 (2012-07-26) | Автор: Айгуль Болатовна E
Просмотров: 5631 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 2.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 5:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru