Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Историческая наука полна спорных и противоречивых моментов и зачастую, оспаривание правоты той или иной точки зрения зависит от огромного количества различных факторов. Можно привести множество примеров, когда историческая проблема аргументировано и веско рассматривалась под различным углом зрения. И именно с учетом данной специфики предмета истории необходимо координировать образовательный процесс. В условиях демократического строя школа должна научить детей широко и свободно мыслить. Именно историческая наука должна быть в авангарде становления и разработки плюрализма. Этот предмет, как никакой другой представляет собой плацдарм для тренировки абсолютного мышления на конкретных ситуациях прошлого. Поскольку существует целый ряд исторических периодов, которые весьма сложно однозначно охарактеризовать и дать им оценку. Так же, стратегически важно раз и навсегда исключить догматический подход к исторической науке, который достался нам в наследство от Союза. С учетом этого нужно внести кардинальные изменения в стратегию проведения уроков истории в школе. Отсутствует стабильная концепция исторического и обществоведенческого образования, фонд средств обучения морально устарел, новый комплект учебников и учебных пособий требует основательной доработки. Это не только проблема историков. Со мной согласятся все предметники, которые работают по учебнику нового поколения. Несмотря на все это, учитель должен сформировать у учащихся целостную систему знаний о человеке и обществе на разных этапах развития цивилизации. Существующая программа изучения начального курса «Всемирной истории» довольно сложна, не всегда позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, прививать интерес. Особенно это важно в 5 классе, когда дети только начинают знакомиться с новым предметом. В связи с этим предлагаю новую программу «Истории Древнего мира» (5-6 классы), направленную на более глубокое, всестороннее изучение этого курса. Особенностью экспериментальной программы является концентрический подход в преподавании истории, предусматривающий всестороннее изучение локальных цивилизаций древнего мира, выделение общих и особенных характеристик развития последних. Кроме того, сам нетрадиционный подход позволяет сформировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Маленькие самостоятельные открытия в процессе обучения имеют большое значение в развитии ребенка: формируют дух поиска, в который включаются и слабые ученики, так как чувствуют себя в этом процессе личностями. Отказавшись от линейного принципа обучения, мы выходим на более эффективное изучение начального курса всеобщей истории. Цель данной экспериментальной работы – повысить эффективность обучающей деятельности за счет использования концентрического подхода при изучении Древнего мира. Задачи: - освоение логико-эвристического решения творческих задач, совершенствование учебного материала и учебного процесса, конструирование новых тем, выполнение поисковых разработок; - проектирование логико-смысловых моделей; - улучшение основных компонентов учебного материала; - снижение трудоемкости и повышение качества результатов обучения. Для изучения мотивационной стороны занятий мы использовали методику «Мотивы учебной деятельности». Диагностика мотивов школьников на уроках истории, выявила методом анкетирования. Основной формой обучения является урок. Считаю целесообразным предложить следующие форм работы: - устная речь по логической схеме (дифференцированный подход); - составление или дополнение логической цепочки; - выполнение заданий «Докажи, что…» (аргументы и факты); - составление текста с ошибками с последующим исправлением в парах; - урок-суд (Кар, Александр Македонский, Цезарь и др.); - эффективные групповые формы работы, ролевые игры, театрализация, интеграция. Предварительный анализ работы по этой программе позволяет говорить о положительных результатах. Качество знаний по Истории -6 класс 2009-2010 учебный год 2010-2011 учебный год за I – полугодие за I – полугодие качество -95%, успеваемость – 100% качество -96%, успеваемость – 100% за II – полугодие за II – полугодие качество -85%, успеваемость – 100% качество -95%, успеваемость – 100% Учитывая положительные результаты, можно говорить о том, что данная экспериментальная программа позволяет решить все задачи, поставленные этой программой. Экспериментальная программа об истории Древнего мира является одним из этапов в создании интегрированного курса по истории. Синхронизация программ позволяет через внутреннюю и межпредметную интеграцию ввести в содержание более широкий спектр источников знаний, разнообразные исторические материалы и содержащиеся в них версии. А это в свою очередь, способствует целостному восприятию программы. Резюмируя всё вышесказанное. Хочу отметить слова Конфуция «ибо зная прошлое, ты можешь предсказать будущее» и оперируя его определением можно точно определить значимость и место исторической науки на современном Олимпе предметов. | |
Просмотров: 1178 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|