Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Воспитание интереса учащихся к предмету истории через нетрадиционные уроки
Современная педагогика ставит своей целью готовить на уроке творчески-активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании. Однако, для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности, и соответственно к ученикам. Обычные традиционные уроки не выполняют роли средства, развивающего личность в полном объеме, так как транслируемое знание традиционного урока передается в закрытом, конечном и абсолютном виде, не предполагая даже с подключением школ к сети интернет, интеграцию различных способов освоения человеком мира. Конечно, традиционные уроки имеют определенную ценность: способствуют сохранений знаний в памяти, развивают речь при помощи пересказа. Но при этом не создаются условия для открытого познания, технократизируется сознание, сковывая самостоятельность суждения. Сегодня приоритетным направлением является включение ученика в процесс добывания знаний, их «порождением заново». Для этого предлагается широкий спектр различных методов, ориентирующих на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников и к формированию познавательной активности ученика.
Арсеналом форм уроков современного учителя истории, как правило, является введение увлекательных приемов обучения таких, как элементов проблемности, поисков, исследования, эвристики и так далее, все то, что характерно для проведения нетрадиционных уроков. Вышеназванные приемы обучения способствуют ученику находить другой стиль общения, положительные эмоции, ощущать себя в новом качестве. С другой стороны для учителя необычный урок предоставляет возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решать внутриклассные проблемы (например, общения). Это – возможность для самореализации творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.
В своей практике я стараюсь применять разнообразные методы для проведения нетрадиционных уроков. Наиболее эффективные из них – это уроки игровой формы. Игровые технологии обучения отличаются разнообразием, заинтересованностью к предмету. Знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху. Так, урок –экскурсия в 7 классе «Путешествие по Великому шелковому пути» показал творческие возможности детей. Класс делился на группы. Которые представляли средневековые города Казахстана. Каждая «остановка» в новом городе – это увлекательный рассказ, рисунки, фотографии с достопримечательностями, подготовленными самими учащимися. Я считаю, что игра на уроке придает осознание важности делового партнерства, творческого сотрудничества, прививается познавательный интерес к предмету. При этом четко определяются географические контры изучаемой исторической действительности.
К игровым формам урока относятся ролевые, имитационные, деловые и так далее. Наиболее податливые к таким урокам учащиеся среднего звена. Мною был проведен урок в 6 классе «По следам Древнеегипетской цивилизации». Содержание урока включало театрализованные действия (в этом помогали учащиеся 8-х классов) и конкурсные задания, которые выполняли учащиеся 6 классов. Данный тип урока позволил вовлечь в игру большое количество учащихся, развивать такие качества как самостоятельно находить и принимать решения, учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой. Такая модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно делая это неосознанно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее.
Эффективными методами уроков истории являются прототипы деловых встреч, организуемых в повседневной жизни на разных уровнях и в разных сферах: презентации, пресс-конференции, брифинги, интервью, телемосты, круглые столы, суды и так далее. Имитируя внешнюю форму организации такой встречи: протокол, роли, профессиональную лексику и этику, обязательные атрибуты: трибуну, микрофон, визитки и так далее – учителя «начиняют» ее учебным историческим содержанием и в нетрадиционной форме проводят повторительно-обобщающие уроки. Замечено, что к таким занятиям школьники всех возрастов готовятся намного заинтересованей и активнее. Результативность таких уроков выше и актуальнее. На необычных занятиях учебники приобретают опыт публичных выступлений, ведение диалога, учатся в дискуссиях. Свободный обмен мнениями, возможность перевоплощения способствуют развитию коммуникабельности, менталитета, толерантности. Например, изучая в 9 классе по предмету «Человек. Общество. Право» тему «Выборы как основа демократии» я применила деловую игру с имитацией процесса выборов. Предварительно распределила роли, обсудила, по какой избирательной системе будут проводиться выборы, как будет вестись подсчет голосов. Заранее были подготовлены бюллетени для голосования, протоколы, программы кандидатов в президенты и так далее. Такой урок не только активизировал процесс обучения у девятиклассников, но и вызвал потребность в получении и расширении своих знаний, которые становятся действенными.
К типу нетрадиционных уроков относятся школьные лекции. В них учитель дает глубокое целостное, логически стройное изложение основного фактологического и творческого материала темы. Цель лекции – сформировать у школьников яркое, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставить ученикам банк данных, необходимых для самостоятельных выводов и обобщений. Школьная лекция освобождается от прежних стереотипов и предупреждений. С помощью разнообразных приемов и средств обучений она носит динамичный дискуссионный характер.
Для учителя истории важна такая форма учебного занятия, на которой организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам. К ним относят практические занятия, исследовательские уроки. Их полезность заключается в формировании собственно представления исторического материала, аргументации личных оценочных суждений, совершенствовании умения анализировать, сравнивать, сопоставлять. На подобных уроках я выдвигаю учебную проблему, определяю форму самостоятельной работы учащихся (групповая, индивидуальная, дифференцированная), затем дается задание. Они могут быть различными: на проверку понимания прочитанного (текст с выбором ответов); составления календаря событий (хронологическая таблица); работа с исторической картой (контурная карта); написание простого или информативного плана параграфа; предлагаю тексты с ошибками и так далее.
Еще одной формой обучении, позволяющей организовать самостоятельную работу учащихся, являются семинарские занятия. В отличие от других нетрадиционных уроков на семинаре школьники не просто овладевают основными навыками и умениями, а представляют их на коллективное обсуждение в классе после самостоятельной предварительной работы дома с рекомендованной литературой. На мой взгляд, семинар является более сложной организацией учебного процесса по истории. Поэтому семинарские занятия возможны только в старших классах.
Раскрывая данную тему, я исходила из своего опыта и тех методов, которые применяю на практике чаще всего. Конечно, представленными типами учебных занятий не исчерпывается современный арсенал способов организации учебно-воспитательной работы по истории (таких уроков насчитывается больше ста), тем не менее актуальность нетрадиционных форм обучения очень важна. Как показывает мониторинг эффект значительный: за 3 года качество успеваемости моих учащихся повысилось на 20%, у учеников появился интерес, любознательность к изучению предмета.
Творчество учителей являет собой удивительное многообразие и выдумку. Это связано с теми задачами, которые стоят перед современным учителем истории. Историческая наука как развивающаяся, находящаяся в постоянном движении требует творческого подхода. Нетрадиционные уроки, благодаря своей необычности содержания, разнообразия методов и форм проведения придают необходимое ускорение развитию личности, способствуют воспитанию интереса учащихся к предмету, повышают эффективность обучения.

Источник: http://1.Е.Вяземский, О.Стрелкова «Как сегодня преподавать историю в школе» - Москва, «Просвещение», 1999 2.М.Короткова «Методи
Категория: История | Добавил: Аллочка (2012-10-12) | Автор: Досымбетова У.Г. E
Просмотров: 1783 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:03 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru