Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Современная педагогика ставит своей целью готовить на уроке творчески-активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании. Однако, для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности, и соответственно к ученикам. Обычные традиционные уроки не выполняют роли средства, развивающего личность в полном объеме, так как транслируемое знание традиционного урока передается в закрытом, конечном и абсолютном виде, не предполагая даже с подключением школ к сети интернет, интеграцию различных способов освоения человеком мира. Конечно, традиционные уроки имеют определенную ценность: способствуют сохранений знаний в памяти, развивают речь при помощи пересказа. Но при этом не создаются условия для открытого познания, технократизируется сознание, сковывая самостоятельность суждения. Сегодня приоритетным направлением является включение ученика в процесс добывания знаний, их «порождением заново». Для этого предлагается широкий спектр различных методов, ориентирующих на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников и к формированию познавательной активности ученика. Арсеналом форм уроков современного учителя истории, как правило, является введение увлекательных приемов обучения таких, как элементов проблемности, поисков, исследования, эвристики и так далее, все то, что характерно для проведения нетрадиционных уроков. Вышеназванные приемы обучения способствуют ученику находить другой стиль общения, положительные эмоции, ощущать себя в новом качестве. С другой стороны для учителя необычный урок предоставляет возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решать внутриклассные проблемы (например, общения). Это – возможность для самореализации творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. В своей практике я стараюсь применять разнообразные методы для проведения нетрадиционных уроков. Наиболее эффективные из них – это уроки игровой формы. Игровые технологии обучения отличаются разнообразием, заинтересованностью к предмету. Знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху. Так, урок –экскурсия в 7 классе «Путешествие по Великому шелковому пути» показал творческие возможности детей. Класс делился на группы. Которые представляли средневековые города Казахстана. Каждая «остановка» в новом городе – это увлекательный рассказ, рисунки, фотографии с достопримечательностями, подготовленными самими учащимися. Я считаю, что игра на уроке придает осознание важности делового партнерства, творческого сотрудничества, прививается познавательный интерес к предмету. При этом четко определяются географические контры изучаемой исторической действительности. К игровым формам урока относятся ролевые, имитационные, деловые и так далее. Наиболее податливые к таким урокам учащиеся среднего звена. Мною был проведен урок в 6 классе «По следам Древнеегипетской цивилизации». Содержание урока включало театрализованные действия (в этом помогали учащиеся 8-х классов) и конкурсные задания, которые выполняли учащиеся 6 классов. Данный тип урока позволил вовлечь в игру большое количество учащихся, развивать такие качества как самостоятельно находить и принимать решения, учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой. Такая модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна, она позволяет ученикам самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно делая это неосознанно, интуитивно, а учитель выполняет роль катализатора; его умения и знания помогают ученику развиваться быстрее. Эффективными методами уроков истории являются прототипы деловых встреч, организуемых в повседневной жизни на разных уровнях и в разных сферах: презентации, пресс-конференции, брифинги, интервью, телемосты, круглые столы, суды и так далее. Имитируя внешнюю форму организации такой встречи: протокол, роли, профессиональную лексику и этику, обязательные атрибуты: трибуну, микрофон, визитки и так далее – учителя «начиняют» ее учебным историческим содержанием и в нетрадиционной форме проводят повторительно-обобщающие уроки. Замечено, что к таким занятиям школьники всех возрастов готовятся намного заинтересованей и активнее. Результативность таких уроков выше и актуальнее. На необычных занятиях учебники приобретают опыт публичных выступлений, ведение диалога, учатся в дискуссиях. Свободный обмен мнениями, возможность перевоплощения способствуют развитию коммуникабельности, менталитета, толерантности. Например, изучая в 9 классе по предмету «Человек. Общество. Право» тему «Выборы как основа демократии» я применила деловую игру с имитацией процесса выборов. Предварительно распределила роли, обсудила, по какой избирательной системе будут проводиться выборы, как будет вестись подсчет голосов. Заранее были подготовлены бюллетени для голосования, протоколы, программы кандидатов в президенты и так далее. Такой урок не только активизировал процесс обучения у девятиклассников, но и вызвал потребность в получении и расширении своих знаний, которые становятся действенными. К типу нетрадиционных уроков относятся школьные лекции. В них учитель дает глубокое целостное, логически стройное изложение основного фактологического и творческого материала темы. Цель лекции – сформировать у школьников яркое, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставить ученикам банк данных, необходимых для самостоятельных выводов и обобщений. Школьная лекция освобождается от прежних стереотипов и предупреждений. С помощью разнообразных приемов и средств обучений она носит динамичный дискуссионный характер. Для учителя истории важна такая форма учебного занятия, на которой организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам. К ним относят практические занятия, исследовательские уроки. Их полезность заключается в формировании собственно представления исторического материала, аргументации личных оценочных суждений, совершенствовании умения анализировать, сравнивать, сопоставлять. На подобных уроках я выдвигаю учебную проблему, определяю форму самостоятельной работы учащихся (групповая, индивидуальная, дифференцированная), затем дается задание. Они могут быть различными: на проверку понимания прочитанного (текст с выбором ответов); составления календаря событий (хронологическая таблица); работа с исторической картой (контурная карта); написание простого или информативного плана параграфа; предлагаю тексты с ошибками и так далее. Еще одной формой обучении, позволяющей организовать самостоятельную работу учащихся, являются семинарские занятия. В отличие от других нетрадиционных уроков на семинаре школьники не просто овладевают основными навыками и умениями, а представляют их на коллективное обсуждение в классе после самостоятельной предварительной работы дома с рекомендованной литературой. На мой взгляд, семинар является более сложной организацией учебного процесса по истории. Поэтому семинарские занятия возможны только в старших классах. Раскрывая данную тему, я исходила из своего опыта и тех методов, которые применяю на практике чаще всего. Конечно, представленными типами учебных занятий не исчерпывается современный арсенал способов организации учебно-воспитательной работы по истории (таких уроков насчитывается больше ста), тем не менее актуальность нетрадиционных форм обучения очень важна. Как показывает мониторинг эффект значительный: за 3 года качество успеваемости моих учащихся повысилось на 20%, у учеников появился интерес, любознательность к изучению предмета. Творчество учителей являет собой удивительное многообразие и выдумку. Это связано с теми задачами, которые стоят перед современным учителем истории. Историческая наука как развивающаяся, находящаяся в постоянном движении требует творческого подхода. Нетрадиционные уроки, благодаря своей необычности содержания, разнообразия методов и форм проведения придают необходимое ускорение развитию личности, способствуют воспитанию интереса учащихся к предмету, повышают эффективность обучения. Источник: http://1.Е.Вяземский, О.Стрелкова «Как сегодня преподавать историю в школе» - Москва, «Просвещение», 1999 2.М.Короткова «Методи | |
Просмотров: 1783 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|