Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Содержание. Введение 1.Методика преподавания и изучения истории 2.Критерии оценки эффективности проекта 3.Риски проекта 4.Глоссарий 5.Список используемых источников 6.Приложение Введение Методика (греч.) - способ познания. Метод - способ достижения какой-нибудь цели, решения конкретной задачи. Методика обучения истории - наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Методика рассматривает и изучает вопросы о том, как надо изучать историю. Предметом методики является педагогический процесс обучения - преподавание учителем и изучение учениками истории. Методика предмета отвечает на вопросы: Зачем учить? Чему учить? Как учить? Цели обучения истории менялись на всех этапах развития государства. Овладение знаниями, развитие способностей, формирование ценностных ориентиров. Развитие интереса, воспитание человека, знакомство с жизнью общества, формирование человека, интеграция личности, применение исторических знаний. Содержание обучения истории в школе менялось с развитием науки.Содержание истории в школе оформляется в Госстандарте, программах, учебниках. Усваивается в процессе классных, внеклассных и внешкольных занятий. Методы (способы деятельности): словесные, печатано – рукописные, наглядные, практические. Отвечают на вопрос - Как учить? С методами связаны формы обучения: (общеклассная, групповая, индивидуальная). Типы уроков (повторительно-обобщающий, семинар, урок-экскурсия). Средства учебной работы (учебники, карты, картины, диапозитивы, рабочие тетради). Познавательные возможности уч-ся связаны с возрастом ученика и уровнем исторических знаний и умений. В процессе обучения развиваются способности понимать, усваивать и применять знания. Результаты обучения связаны с реализацией поставленных целей, отражают достигнутый уровень знаний и умений, в умении доказывать и обосновывать, выделять существенное, отслеживать связи, решать проблемы. Качество обучения отслеживают с помощью тестов, а так же в умении приготовить доклад, реферат. Роль и место методики в школьном курсе истории: Методика обучения тесно связана с историей, цель методики отобрать основные данные исторической науки и обработав дидактически, включить в школьный курс. Познавательные возможности уч-ся оцениваются психологией. Методика является отраслью педагогики, которая определяет методы обучения, цели воспитания, методы научного исследования. В методологии познания исторической действительности важную роль играет философия. В изучении личности учителя и его роли в обществе - социология. 1.Методика преподавания и изучения истории. Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2012-2013 учебном году было отмечено в инструктивно-методическом письме. Вводимая структура образования рассматривает целостную систему знаний о человеке и обществе. Цель обучения предмету «История»- формирование у учащихся основных научно-исторических знаний через раскрытие важных событий, процессов, противоречий, разнообразия и закономерностей развития истории Казахстана во всемирном историческом процессе. В целом структура исторического образования выглядит так: В 5 классе: «Рассказы по истории Казахстана»; В 6 классе: «История древнего Казахстана»; «История древнего мира»; В 7 классе: «История средневекового Казахстана »; «История средних веков»; В 8 классе: «История Казахстана» (от нач. 18 века до 1914 года), «История мира» (1640-1914гг); В 9 классе: «История Казахстана»(1914- по настоящее время), «Новейшая история мира» (1945 – по настоящее время.) В современной школе ученик получает большую свободу действий в процессе обучения, больше учитываются его индивидуальные способности, возможности. Запросы и интересы. На первое место постепенно выдвигается вопрос выбора школы, учителя, форм обучения, учебников и пособий, темпов и последовательности изучения исторического содержания. Осуществляется внедрение программ разных уровней обучения, дающих базовые и углубленные знания, учитывающих развитие интересов обучающихся, в том числе и будущих профессиональных. Все чаще при обучении истории применяется психология, как педагогическая, так и историческая, в целях углубленного и осмысленного познания истории. Понятие учебного плана. Учебные планы - нормативные документы, направляющие деятельность школы. Учебные планы общеобразовательной школы – это документ, с перечнем изучаемых в школе предметов, их распределение по годам обучения, количество часов на каждый предмет. Базисный учебный план это основной государственный нормативный документ, который является частью госстандарта в этой области образования. Региональный базисный план составляется региональными органами образования на основе государственного. Он носит рекомендательный характер. Учебный план школы разрабатывается на основе базисного и региональных учебных планов на длительный период. 2 типа планов школы: собственно учебный план школы, отражает особенности конкретной школы, могут предлагаться приложением к базисному учебному плану начальной школы, основной школы с русским родным языком, сельской малокомплектной школы, с обучением на русском (неродном) языке и т. д. Рабочий учебный план, с учетом текущих условий, утверждается ежегодно советом школы. 1.Вводятся ранее не изучаемые предметы, отражают прогресс науки и техники 2. Пересматривается удельный вес традиционных дисциплин. Государственные органы разрабатывают единые стандартные учебные планы. Закон об образовании дает школам право составлять индивидуальные, если они соответствуют стандартам образования. Это значит обязательное изучение обязательных для всех школ предметов и право на углубленное изучение предметов, выражающих специализацию школы: естественно-математическое, гуманитарное и т.д. Имеется набор предметов по выбору - факультативов. Содержание образования делится на фундаментальное и технологическое, в зависимости от специфики учебного заведения и этапа обучения. Фундаментальная в начальной и основной школе, а технологическая в старшей ступени. Образовательные области выделяют два вида обучения: теоретическое и практическое. На их пересечении лабораторно-практические занятия. Но в базисном учебном плане основной школы большинство видов учебных и производственных практик отсутствует. Они могут появиться на старшей ступени в виде производственной практики школьников. В структуре учебного плана выделяют ядро – ИНВАРИАНТНАЯ часть - общекультурные и национальные ценности и ВАРИАТИВНАЯ часть - индивидуальный личностный характер обучения уч-ся. В результате этого выделяются: обязательные занятия, обязательные занятия по выбору, факультативные занятия. Базисный учебный план школы как часть госстандарта охватывает такой круг нормативов: продолжительность обучения в годах общая и по каждой ступени., недельная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней, обязательных занятий по выбору и факультативных занятий, Максимальная недельная нагрузка учащегося, включая число учебных часов на обязательные занятия по выбору, Итоговое количество учебных часов, финансируемое государством ( максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы ). Вывод: Таким образом, Базисный учебный план общеобразовательных учреждений, являясь частью госстандарта, составляет основу основ региональных и школьных (местных) учебных планов и обеспечивает преемственность в образовательной политике на всем образовательном пространстве страны. Понятие учебной программы. Характеристика школьных программ по истории. Учебная программа это нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, навыков, умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету. В настоящее время в школах используют ТИПОВЫЕ программы и РАБОЧИЕ ШКОЛЬНЫЕ программы. А отдельных случаях личностно – индивидуальные авторские программы. Каждая школа разрабатывает свой учебный план, учитывая минимум содержания обязательного образования, максимальную недельную нагрузку. Содержание учебного комплекса. В УМК входит Научная, научно-популярная и художественная литература: 5 Монографии, книги для учителя, пособия для уч-ся. Художественная литература. Учебные пособия: Учебники, хрестоматии, книги для чтения, рабочие тетради. Методическая литература: Методические пособия, книги, статьи, методические рекомендации, сборники заданий. Наглядные средства обучения: Печатные, объемные, экранные и экранно-звуковые. Структура планирования Календарно-тематическое: Раздел, тема курса, номер и тема уроков, Количество часов, календарные сроки, основная Литература к темам. Поурочное: Тема, урок, тип, основные понятия, идеи. Умения, связи МП, ВК, МК, средства обучения. Вывод: Планирование это фундамент, на котором строится изучение нового. Чтобы избежать недостатков, учителю следует вести свое планирование обучения истории, отвечающее государственным требованиям. Типы учебной литературы по истории. Школьный учебник истории. Основным источником знаний и средством обучения является школьный учебник. Требуется, чтобы в нем раскрывались основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовки. Это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных и иных особенностей. Основные структурные компоненты учебника истории. ТЕКСТ Дополнительный Основной Пояснительный Документы, отрывки из художественной литературы, биографические справки. Повествовательный, описательный, объяснительный, проблемный обучающий. Определение терминов, Подписи к иллюстрациям, пояснения в скобках. Вопросы и задания, выделения в тексте, пункты параграфов, даты, термины, таблицы, инструктивно-методические материалы Фотографии и репродукции картин, достоверные изображения эпохи, картосхемы, схемы, карты Оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература Методический Иллюстрации Аппарат ориентировки 1.Функциональная роль учебника истории: - Ядро средств обучения - Источник информации 2. Координирующая функция 3. Информативная функция - Система знаний по предмету - Интеграция знаний и умений школьников 4. Систематизирующая функция 5. Интегрирующая функция - Носитель обязательного учебного материала - Носитель содержания учебного материала 6. Контролирующая функция 7.Трансформационная функция - Средство самостоятельного изучения истории - Средство эффективного воздействия на формирование и развитие личности 8 Функция самообразования 9. Воспитательная функция Специфика исторических фактов. Их роль в обучении истории. Виды фактов. Главный элемент содержания исторического образования – Знания, они включают сведения, познания в области истории, создают научную картину развития общества. В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний, оперируя такими категориями как факт, явление, событие, процесс. Само слово факт в переводе означает сделанное, свершившееся. В истории факт это некоторый имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации. Факт неповторим, его нельзя воспроизвести, наблюдать. В процессе познания истории факты ценны не сами по себя, они нужны для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе, это инструмент познания истории. Единичные факты неоднородны, их можно подразделить на факты 1 и 2 порядка. Более сложные раскрываются через менее сложные. Из сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Для урока нужен набор основных и опорных фактов, при отборе фактов учитывается их научная достоверность, конкретность, образность и эмоциональность. С учетом возраста и познавательных возможностей соотносить фактический и теоретический материал. Событие это значительные единичные факты , эти события строго локализованы в пространстве и времени, в конкретных условиях, с определенным кругом лиц. Явлениями называются общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников. Процесс это последовательная смена состояний в развитии. В истории это цепи взаимосвязанных во времени фактов, связующим звеном в них бывают причины и следствия (промышленный переворот это процесс). К процессу относится и самопознание истории, оно начинается с усвоения фактов. Чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному, следует подключать более эмоциональный, интерес связан с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми приемами подачи материала со сменой приемов деятельности. Фактический материал в обучении истории Главные факты: Образцы материально-пространственной среды Образы материальных предметов Образы людей, типичные личности Образы статичные целостные Образы динамичные целостные Неглавные факты: Хронологический материал Картографический материал Статистический материал Статичные и динамичные неглавные факты. Использование ИКТ на уроках истории Технологии, используемые для связи учащихся с сообществами и друг с другом, могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Этот процесс во многом определяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и получаемыми результатами, которые формируют среду обучения. Таким образом, задача современной школы - гуманизация образования, а у предмета «история» большой потенциал для выполнения задачи. Для выполнения этой задачи необходимо развитие личности ученика, развитие его познавательных способностей, а соответственно познавательной активности. Как показывает практика и результаты исследования, в старших классах недостаточный уровень познавательной активности для развития собственной личности, самоизменения, которое требует современное общество. Это проявляется в снижении интереса к предмету. Успешность обучения зависит от желания овладения основами наук. Чтобы у школьников было желание изучать предмет нужно сделать урок современным и увлекательным. Урок современный, если современно его содержание, эффективны формы организации деятельности учащихся, если учитель использует элементы различных образовательных технологий, позволяющих стимулировать образовательный процесс, то есть всё, что делает ученика успешным вне зависимости от того, сильный или слабый класс. Исследования учёных и практика показывают, ученики запоминают 5%, если слышат, 10% - если видят, 20% - если видят и слышат, 50% - если обсуждают, 75% - если практически применяют, 90% - если сами обучают, поэтому урок необходимо построить так, чтобы использовались активные формы обучения, дети сами получали знания. Свою проблему я хочу решить с помощью использования ИКТ на уроках, используя в комплексе с играми и составлением банка исторических фактов. Выбор сделан на основании результатов анкетирования. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к истории. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношении истории дали 6 учащихся. Второй вопрос был направлен на выявление предпочтительных форм работы: какие формы работы на уроке тебе нравятся? Результаты показывают, что предпочтительными формами работы являются игра и применение на уроке различных форм использования ИКТ на уроке. Среди различных видов методов обучения в процентном отношении лидирует — часто играем (53%), Икт на уроке (72%) отсюда, соответственно, среди форм работы приоритет ИКТ. Показательно и то, что детям нравится отвечать на вопросы учителя, следовательно, у них сформирован, по крайней мере, частично-поисковый уровень познавательной деятельности. Обобщив изученный мною материал, я пришла к выводу, что путь к решению моей проблемы в комплексном использовании описанных форм работы. Данная система работы позволяет организовать целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, способствующую развитию познавательного интереса, росту внутренней мотивации к учению. Цель: Развитие познавательной активности школьников, мотивации к изучению предмета, как необходимых условий формирования потребности в самообразовании и саморазвитии. Задачи: 1. изменить характер и уровень деятельности: расширить зоны индивидуальной активности ребёнка, увеличить долю практической и самостоятельной работы школьников, использовать многообразные формы самостоятельной работы школьников. 2. обеспечить обратную связь «ученик-учитель», выстраивать субъект-субъектные отношения в учебной деятельности. 3. в содержание учебного материала включить использование элементов занимательности; реализовывать принцип новизны материала, обосновывать практическую значимость знаний. Планируемый результат: 1. Положительная динамика следующих составляющих: • повышение качества учебно-познавательной деятельности; (повышение среднего балла по предмету в 8а классе с 3,7 до 3,9-4) • сформировать внутреннюю мотивацию • удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности; (при анкетировании 8а класса 70-80% учащиеся отметят удовлетворённость результатами своей деятельности) • повышение уровня познавательного интереса (использование при подготовки домашнего задания электронных дисков, пополнение банка исторических фактов и работа с этими материалами – составление кроссвордов, викторин и т.д.) 2. Повышение интенсивности урока через создание системы мотивационных приёмов, мультимедиатеки, Интернет. Система работы состоит в использовании на уроках истории различных форм работы с использованием ИКТ: 1. Работа с сайтами Интернет . 2. Презентации в программе PowerPoint • для иллюстрации объяснения нового материала. • викторина (дополнительный материал для тех, кто быстро выполнит компьютерное тестирование) • игра-путешествие. • заочное путешествие в прошлое «Быт XIX века» к уроку повторения (презентация сопровождается музыкой «Лунная соната» Бетховена). 3. Компакт-диск «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX-XX вв. ». (карта-анимация «Внешняя политика»).«Движение декабристов») Проверка изученного материала: 1. Тесты и задания в программах Notebook для работы с интерактивной доской SmartBoard 2. Тесты в программах PowerPoint (если нет в школе интерактивной доски) 3. test («Использование MicrosoftOffice в школе») 4. «Озвучь диафильм»: задание на закрепление просмотра анимации «Внешняя политика» 5. Игра «О ком речь?» (Литературная викторина с использованием презентации в программе PowerPoint) Творческие работы учащихся 1. По теме «Великая Отечественная война »: «Герои Отечественной войны», (презентации в программе PowerPoint). 2. Кроссворды «Отечественная война» 3. Викторина «Отечественная война» (в программе PowerPoint) 4. Электронная газета в программе «MicrosoftOfficePublisher» Кроме того, на уроках используются другие формы работы: 1. Работа с историческими документами. 2. Заполнение рабочих листов. 3. Тесты и задания в Word. 4. Творческая работа «Письмо другу» (домашнее задание). 5. Творческая работа в группах (мини-проект): на основе алгоритма учащиеся заполняют «Рабочие листы». 2. Критерии оценки эффективности проекта. Описание достигнутых образовательных результатов: 1. Диагностика результатов обучения показала, что в параллели классов, где регулярно проводятся уроки с ИКТ, учащиеся лучше усвоили тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий . 2. Повышение качества учебно-познавательной деятельности: средний балл по предмету вырос с 3,7 в I четверть, до 4,0 во II четверти, 4,1 в III четверти. 3. 75% учащихся удовлетворены результатами своей деятельности. (По результатам анкетирования, 16 учащихся из 21). 4. При изучении темы у школьников проявился рост мотивированности к изучению темы, к саморазвитию и самообразованию. В результате беседы выявлено, что учащиеся научились решать тесты в PowerPoint, в программе test; создавать презентации и викторины по изученной теме (в PowerPoint). Решать тесты в любой программе необходимо 13 учащимся, чтобы привыкнуть к тестовой ситуации, обрести уверенность к себе. Чтобы получить хорошие результаты в тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры. Тестирование как форма контроля используется при сдаче ЕГЭ и подготовка к ЕГЭ должна начинаться как можно раньше. Составление презентаций, выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий. 5. При подготовки домашнего задания учащиеся работали с Банком исторических фактов и составили творческие работы, используя ИКТ. 1. Презентации. 2. кроссворды. 3. викторины. 3. Риски проекта. Эффективной реализации проекта могут препятствовать возможные трудности: 1.Для реализации задач подготовки специалистов следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно. 2.При использовании групповых и коллективных форм организации работы со студентами необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого студента в отдельности. 3.При использовании активных методов обучения необходимо учитывать уровень развития и подготовленности учащихся, определяя индивидуальный подход. 4.С целью формирования профессиональных умений и навыков необходимо учитывать специфику содержания изучаемого материала, задач подготовки специалиста, времени, особенности состава студентов, наличие средств обучения. 4.Глоссарий Активизация - побуждение к активности, усиливая деятельность, оживить. Интерес - особое внимание к чему–нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять, занимательность, значительность. Информационные технологии – структура взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Мотив - побудительная причина, повод к какому–нибудь действию; Довод в пользу чего–нибудь. Мышление - высшая ступень познания — процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. Метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса. Методика обучения — система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения предмету. Познавательный компонент - способствует познанию, расширению знаний. Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, со ставящей своей задачей оптимизацию форм образования. Средства информационных технологий - программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислитель¬ной техники, а также современных средств и систем информа¬ционного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче ин¬формации. Технология – совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. 5.Литература: 1. Беспалко В.П. «Слагаемые педагогической технологии», М., Педагогика, 1989г. 2. Борзова Л.П. «Игры на уроке истории», М, ВЛАДОС, 2004г. 3. Борисюк В.И. Основные идеи и идеологии постиндустриального общества: особенности эволюции в информационном мире.// Преподавание истории в школе №4 2004г. (с.10-18) 4. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет (Кафедра ИТ СИПКРО). 5. Господарик Ю.П. Интернет на уроках истории. // Преподавание истории в школе №5 2002г. (с.10-18) 6. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в школе М., «Просвещение», 1998г. 7. Крючкина Н.Б. «Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира» М., Сфера, 2003г. 8. Маркова А.П. и др. «Формирование мотивации учения» М., Просвещение, 1990г. 9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под редакцией Полат Е.С. М, Академия, 2000г. 10. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1996г. 11. Роберт И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании. Учебно-методическое пособие. 12. Розов Н.Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы // Информатика 2005г., № 6 (с.26). 13. Современные методы в современном преподавании. (Материалы научно-практической конференции).//Преподавание истории в школе №9 2003г. (с.35-51). 6. Приложение. Разработка урока по истории средних веков с использованием наглядного метода обучения. Тема урока: Открытие Америки и морского пути в Индию. Цель урока: познакомить учащихся с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением. Задачи: 1. Образовательная: Изучить экспедицию Ф. Магеллана, Васко да Гамы, Хр. Колумба. 2. Развивающая: развивать умение работы с текстом, учить анализировать, выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; развивать навыки работы с картой, дополнительной литературой, навыки самостоятельной работы, разбора материала на заданную тему; 3. Воспитательная: обогащать, усложнять исторический словарный запас; стимулировать интерес к изучению всемирной истории; дальнейшее развитие монологической речи, культуры устного развернутого ответа. Новые имена, даты: БартоломеуДиаш 1487-1488 гг., Васко да Гама 1497-1499 гг., Христофор Колумб 1492-1493 гг., 1502-1504 гг., АмеригоВеспуччи, Фернандо Магеллан 1519-1521 гг. Оборудование: презентация: карты «Великие географические открытия», портреты путешественников, иллюстрации. Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят сообщения: биография Х.Колумба, Васко да Гаммы, Ф. Магеллана. Ход урока: 1.Повторение изученного. Учащиеся отвечают на вопросы: 1) что представляла собой Индия до Великих географических открытий? Как вы думаете, по каким путям Европа вела торговлю с Индией?; 2) Какие народы жили в доколумбовской Америке? Каковы особенности управления государством у разных народов Америки? Как вы думаете, смогли бы народы Америки противостоять завоеваниям? 2. Переход к новой теме: Позднее средневековье. Озвучивание темы: Открытие Америки и морского пути в Индию. Итак, мы выяснили, как жили народы доколумбовой Америки. На сегодняшнем уроке мы отправимся с вами в путешествие, которое покажет, откроет нам имена тех, кто не боялся неизведанного, кого жажда поиска и наживы толкала искать неведанные страны. Цель нашего урока – познакомиться с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и значением. 3. Изучение новой темы 1. Рассказ учителя. Причины Великих географических открытий поиск новых путей из Европы в Азию для торговли напрямую; жажда наживы; поиск золота. 2.учащиеся формулируют причины ВГО по рассказу преподавателя. 3. Рассказ учителя об экспедициях португальцев вдоль западного берега Африки. (с использованием карты). Сообщение учащегося о жизни Васко да Гаммы и рассказ учителя об открытии морского пути в Индию. 4. Биография Х. Колумба – сообщение учащегося и самостоятельная работа уч-ся с текстом параграфа 48 п.4 – открытие Америки. Ответить на вопрос: какие острова открыл Колумб? Показать на карте (карта - слайд 7) 5. Биография Ф. Магеллана – сообщение уч-ся (портрет – слайд 8) и рассказ учителя Первое кругосветное путешествие (с использованием карты) (карта – слайд 9) 6. Беседа по прочитанному: - какова цель путешествия Ф.Магеллана? (достижение Азии западным путем) - какой океан прошли моряки? (Тихий) - почему они его так назвали? (хорошая погода во время 4-месячного плавания) - почему моряки оказались в трудном положении? - какое значение имело это путешествие? (доказало, что земля-шар) 7. Значение ВГО: повлияли на развитие торговли. 4. Закрепление изученного материала - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Кто же открыл Америку? - Назовите имена Великих путешественников? 5. Подведение итогов урока 6. Домашнее задание Параграф 49, взять в библиотеке книгу о путешествиях, проиллюстрировать одно из путешествий. Заключение В процессе изучения данной темы была изучена психолого-педагогическая литература по использованию наглядности в обучении. Наглядность – это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека.Наглядность в обучении – дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися. Отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип наглядности ставится на первое место. Однако он предусматривает не только опору на зрение, но и на все другие органы чувств. Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы.Наглядные методы обучения имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей. Существуют различные подходы к организации наглядного метода обучения. В работе были рассмотрены личностно-ориентированный и проблемный подход. Под личностно-ориентированным обучением понимают индивидуальную особенную траекторию усвоения учеником общих заданных основ знаний, умений и ценностных смыслов. Принципы реализации личностно-ориентированного подхода в применении наглядных средств на уроках истории – творчество, самосознание и опыт ученика в учебной деятельности. Стержнем проблемного обучения является проблема, т.е. вопрос содержащий внутреннее противоречие. С применением наглядности этот подход становится наиболее эффективным. В обучении истории никакие средства художественного рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых предметов или их изображений. На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Существует классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины, иллюстрации); экранные и экранно-звуковые; компьютерные средства обучения. Чаще всего обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую. К предметной наглядности относятся вещественные памятники прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную экспозицию. Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность – различные макеты и модели. Значительно более широкое применение имеет изобразительная наглядность. К ней относятся произведения исторической живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты, карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также макеты, модели. Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность, т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики. В практической части разработан урок на тему Открытие Америки и морского пути в Индию с применением наглядных средств обучения. Подготовлена презентация к уроку. В ней представлена изобразительная наглядность(портреты, иллюстрации), условно-графическая наглядность (схема, карты). Приложение Презентация на диске CD-RW 1 слайд – название темы урока; 2 слайд – схема (причины Великих географических открытий); 3 слайд – Карта. Плавания вдоль западного берега Африки; 4 слайд – портрет Васко да Гаммы; 5 слайд – Карта. Путешествия Васко да Гамма и Ф. Магеллана; 6 слайд – портрет Х. Колумба и иллюстрация его экспедиции; 7 слайд – карта. Путешествие Х. Колумба; 8 слайд – портрет Ф. Магеллана и иллюстрация его экспедиции; 9 слайд – карта. Путешествия Васко да Гаммы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. | |
Просмотров: 7967 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|