Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Белашова М.В., хранитель фондов музея"Творчество художников КарЛАГа"
Хранитель фондов музея жертвам политических репрессий посёлка «Долинка»:
Белашова М.В.

«Творчество художников за стеной КарЛАГа»

Среди огромного числа заключенных КарЛАГа были художники, которые даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах смогли проявить свои творческие способности. Мы знаем такие имена, как А.В.Григорьев, Л.М.Премиров, В.М.Ермолаева, А.Л.Чижевский
А.В.Григорьев был репрессирован в 1938году. Позже, в своих рассказах маленькой девочке по имени Лиза он расскажет: «Работал руководителем Ассоциации художников, в моем ведении были художественные музеи, а руководила музейной работой жена Троцкого». Это решило его судьбу.
Его забрали в Бутырскую тюрьму, где он провел 1 год. После чего он был приговорен к десяти годам заключения и был отправлен по этапу в Казахстан, в Карагандинский лагерь НКВД - КарЛАГ.
Григорьеву повезло, его взял под свое крыло офицер НКВД, А.П.Бачурин, который по многочисленным свидетельствам был человеком честным и понимающим. Он помогал поддерживать Григорьеву связь с женой, что было крайне сложно и опасно. Всем художникам в лагерях было строжайше запрещено творчество, то есть они конечно могли рисовать, но только репродукции с известных картин или рисовать по заказу своих начальников. Из воспоминаний Е.М.Анцелович-Зинченко: «Сухонький и седенький человек с прозрачным лицом и тихим голосом жил не в бараке, а в крохотной, но отдельной комнатушке на задах Долинской конторы. Художник имел право писать - нет, не картины, не пейзажи, а только портреты, лишенные лагерной атрибутики, и делать копии с репродукции известных полотен, с открыток. Открытки я покупала во время своих поездок в Караганду, часто помогала Григорьеву в изготовлении основы для картин – распарывала мешки, штопала. Художник их готовил к работе и писал на холстах. Одну такую картину подарил мне, но она, к сожалению, не сохранилась».
Известно, что из заключения его освободили в 1947году, после чего он поселился в своем старом доме недалеко от Москвы, в Тарусе. Позже, в одном из своих писем он написал: «Друзья, художники помогли мне оборудовать мастерскую, снабдили всем необходимым, чтобы я мог снова работать….». В 1954 году А.В.Григорьев был реабилитирован (1).
Л.М.Премиров – был арестован в 1934году по 58-ой статье, проучившись всего один год в художественном институте. Так происходит перелом в его, уже казалось бы налаженной жизни. Премирова отправляют этапом в Ухту, где ему неслыханно, по тем временам, повезло. Ему удается устроиться в лагерную мастерскую, где художники занимаются оформительской работой – пишут объявления, рисуют плакаты, выполняют рисунки для лагерного начальства. Это спасало его от тяжелой работы и хоть как-то облегчало жизнь. Несмотря на запреты, художники продолжали свое дело, потому что никакой надзиратель не мог остановить полет творческой мысли. Где-то тайком, где-то позируя друг другу, они делали зарисовки, которые приходилось тщательно скрывать от чужих глаз. В 1940-м году его освободили, но ненадолго. Через два года он снова оказывается на нарах в Ухте, все по той же 58-ой статье. Потом было Балхашское отделение КарЛАГа. Этот лагерь стал последним в жизни Премирова. После освобождения он поселился в Караганде и стал работать художником- оформителем в разных организациях. Он один из не многих кто после себя оставил лагерные дневники с иллюстрациями и графические работы, где отображал повседневный быт лагерной жизни, тяжелый труд, болезни своих сокамерников. Одна из таких картин, написана маслом, что крайне необычно для Премирова. На ней изображены окрестности Ухты, и то как она написана говорит о пережитом: темные тона, полуразваленная деревянная дорога, уродливые деревья, поникший безжизненный ельник, все это как бы выражает чувства человека, попавшего сюда не по своей воле.
Судьба Премирова - это типичный пример, когда тоталитарный режим того времени не дал человеку с явно творческими способностями и талантом реализоваться в жизни (2).
Среди художников прозябающих за стенами КарЛАГа были также и женщины. Одной из них была В.М.Ермолаева, которая имела паралич обеих ног и ходила на костылях, но конвой не делал снисхождение инвалидам. Так она, в 1934 году оказалась в Долинке. Заместитель начальника управления Карагандинского лагеря НКВД СССР Галинайтис отмечал: «В КарЛАГе с 22 апреля 1935 года, работает художницей. Отношение к быту добросовестное. К делу относится с желанием, исполнительна, работает много, не считаясь со временем, участвует в кружковой работе, поведение хорошее. Посещает политучебу, дисциплинирована, в быту вежлива. Зачтено рабочих дней 69. Конец срока В.М.Ермолаевой 18 января 1938 года».
Срок подходил к концу, казалось свобода так близко, и тут новое обвинение: «Восхваляла фашизм, предрекала скорое поражение Советской власти, дискредитировала товарища Сталина, сожалела о расстрелянных врагах народа таких, как Тухачевский, нелегально отправляла письма в другие отделения КарЛАГа….». Так решилась судьба Веры Ермолаевой, она была расстреляна 20 сентября 1937 года ночью с часу до двух. Рисунки с мест заключения неизвестны. Её знаменитые картины, такие как «Три фигуры» (1928г.) и «Человек в ватнике» (1933г.) хранятся в Государственном русском музее(3).
Еще одно имя нельзя не упомянуть, говоря о художниках КарЛАГа- это А.Л.Чижевский. Изобретатель, поэт, писатель, историк, человек с выдающимися способностями стал заложником тоталитарной системы того времени, под номером СГ-555. Его арестовали в 1942 году: «Выписка из протокола № 19-М Особого Совещания, при Народном Комиссариате Внутренних дел СССР от 8 июня 1943 года. Постановили: Чижевского А.Л. за антисоветскую агитацию заключить в исправительно- трудовой лагерь сроком на восемь лет, считая срок с 22 января 1942 года, с конфискацией библиотеки»(4). И вот, Долинка: саманные дома, люди в темной одежде, плохая еда. Чижевскому приходилось очень тяжело, он много болел, но, несмотря на это он продолжал работать. Живопись была для него потребностью и хоть как то скрашивала мрачные вечера. Находясь в КарЛАГе, он напишет: «Холод- 5 градусов в камере, ветер дует насквозь. Жутко дрожу. Кипятку не дают». Величие и непобедимость духа, способные преодолеть все невзгоды и удары судьбы, даже самые жестокие, помогали Чижевскому творить.
Позже его замечает полковник Слюсаренко, заместитель начальника лагеря. Академик его заинтересовал. Именно благодаря ему Чижевский получил крохотную отдельную комнатушку, бывшую кладовку при художественной мастерской 19-го ДКО, где он много рисовал. Его работы наполнены жизненной силой, устремленностью к прекрасному и ничего не напоминает о неволе. В 1948 году его переводят в Спасск, лагерь для особо опасных государственных преступников. Чижевский работал в больнице, попутно занимаясь исследовательской деятельностью
Большинство его работ не сохранилось, но часть жива и хранится у наследников великого ученого. Не являясь, профессиональным художником он мастерски владел кистью, создавая великолепные пейзажи. Его знаменитая картина «Голгофа. Долинка 1945 год» поражает воображение. В 90-х годах его лагерная жена Перишкольник Н.В. привозила из Москвы выставку его лагерных работ и представляла её в Караганде.
Среди художников КарЛАГа были не только репрессированные, но и множество депортированных: О.О Майер, В.А.Эйферт и многие другие.
Судьба О.Майера - одна из сотен тысяч оказавшихся в Казахстане в годы сталинских репрессий. В 1938 году его отец был арестован по ложному доносу, где, как позже выяснилось, умер в пересыльной тюрьме под Ташкентом. И вскоре, в 1941 году семнадцатилетнего Оскара отправили в товарном вагоне в Казахстан. Он попал в Вишневский район Акмолинской области. Сначала Оскар работал в совхозе, потом его забрали в трудовую армию и отправили в Караганду, где он начинает понемногу рисовать. Майер окончательно определяется с выбором профессии и отправляет многочисленные зарисовки в Самаркандское училище. Но поехать учиться ему не удается, так как немцы, жившие в Караганде, находились на ограничении в передвижении. И он поступает в Карагандинский горный техникум, чтобы стать электриком. Живет в общежитии горного техникума, подрабатывает на жизнь всеми доступными способами.
В 1950 году он оказался в художественной школе- студии клуба им. Кирова, которой руководил В.А. Эйферт, известный живописец и педагог. В1950-1957 годы он много рисует. Портреты, пейзажи, натюрморты пишет маслом. Среди его работ много этюдов с видом Караганды. Помимо творческой деятельности ему приходилось заниматься оформительской работой: мозаика, гипс, работа по дереву. Он оформлял вместе с другими художниками вокзал в Караганде (5).
Его полотна «Заброшенная зимовка», «На отгоне», «Урюковая роща», «Красная гора» выставлялись на республиканской выставке в 1976 году.
Еще один выдающийся советский живописец стал художником- оформителем клуба шахты имени Кирова. И практически все те, кто стоял у истоков искусства Караганды, первые уроки получили у Эйферта.
В 1941 году В.А.Эйферт был депортирован вместе с женой в поселок Пушкино Карагандинской области. Там он, художник, знаток искусства, работает учетчиком сельхоз работ. И только в январе 1942 года Эйферту предлагают место учителя рисования и черчения в неполной средней школе. Жена, по специальности зубной врач, выходит в поле вместе с колхозницами, собирает картофель и свеклу. И только в 1943 году Эйферту разрешают переехать в Караганду, где он становится художником – оформителем клуба им. Кирова. Пейзажи Старого города, панорамы шахты, портреты жены, натюрморты появлялись из под кисти художника. Днем он писал плакаты и афиши, а вечером занимался с любителями живописи. В 1947 году Эйферт организовал первую студию изобразительного искусства. Его ученики без проблем поступали в художественные училища и институты Москвы, Ленинграда, Пензы.
Умер Владимир Александрович Эйферт 4 июня 1960 года в Караганде, от инфаркта. По иронии судьбы, незадолго до смерти Эйферт получил письмо от УВД исполкома Карагандинского областного Совета депутатов трудящихся об освобождении от спецпоселения и получении бессрочного паспорта в связи с возрастом. Без права возвращения в места прежнего жительства и возврата конфискованного имущества. (6)
До сих пор неизвестна точная цифра, сколько было сослано художников в Казахстан. Исследования по этой теме начались в эпоху перестройки и ведутся до сих пор. В постсоветском искусствознании продолжается открытие новых имен, причисляемых теперь к кругу «забытых художников тридцатых годов». Первая выставка репрессированных художников, состоявшаяся в Караганде в 1990 году, так и называлась «Забытые имена». На ней было представлено около 120 работ 11 авторов. Сегодня известно уже более 50 имен. Их судьбы складывались по-разному. Многие так и не смогли приспособиться к новым условиям, и были обречены на гибель.
Говоря в целом о роли ссыльных художников в искусстве Казахстана, можно констатировать, что они способствовали созданию профессиональной среды, а их деятельность послужила толчком для дальнейшего развития профессионального искусства на казахстанской земле.

Список используемой литературы:
Е.Кузнецова «Последнее прибежище», «Нива» 2001г. №1
Н.Тужикова «Без страха душу растерзал…»,«Карагандинская панорама» 12 сентября 1989года.
Ю.Попов «Голгофа Веры Ермолаевой» «Панорама» 15 марта 2008год.
С.Лебедев «Времена не выбирают, в них живут и умирают» ИК, 17.01.1996г.
А.Омарова «Эйфертова башня» ИК, 01.08.2009год.
Категория: История | Добавил: tatyana_tsaft (2012-12-22)
Просмотров: 1662 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-12-10, 11:00 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru