Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

«Отечественная война 1812 года»
Отечественная война 1812 года»

«Дубина народной войны поднялась со всей
своей грозной и величественной силой и,
не спрашивая ничьих вкусов и правил…
поднималась, опускалась и гвоздила
французов до тех пор, пока
не погибло все нашествие»
(Толстой Л.Н.)
Цель:
1. Создание условий для возможности осознания патриотизма всех народов России в защите Родины и определение войны 1812 года как отечественной, где главная роль в победе принадлежала простому народу.
Задачи:
1. На основе имеющихся знаний и изучения нового материала показать основные планы и этапы действий французской и русской армий, определить причины побед и поражений армий на определенных этапах войны.
2. Выделить роль участников войны, обосновать значение победы русского народа в войне 1812 года;
3. Провести аналогию с подвигом народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.
4. Закрепить навыки работы в группах при составлении кластера, заполнении таблицы и «Карты выхода», создания пятистишья.
Навыки:
1. Умение анализировать ранее известный материал по теме.
2. Усвоение нового материала и закрепление знаний по теме.
3. Умение работать в группах.
4. Умение самостоятельного поиска в результате анализа и отбора информации при работе с документами.
5. Развитие коммуникативных способностей.
Оформление и оборудование:
Портреты М. Кутузова, Наполеона, Александра 1, военачальников французской и русской армий, партизан и гусар – участников войны 1812. Карта «Отечественная война 1812 года», карта-схема для практического задания «Бородинское сражение», картинная галерея по теме «Отечественная война 1812 года», цитаты и высказывания по теме, фильмы «Война и мир», «Наполеон», видео- и аудиоаппаратура, кадаскоп.
Тип: «Критическое мышление».
Метод: инте6рактивный, INSERT (система заметок для эффективного чтения и письма), свободное письмо (пятистишье).
Ход урока.
Вступительное слово учителя: Для того, чтобы разобраться в событиях 1812 года, надо вникнуть и прочувствовать суть той эпохи, представить себя на месте действующих лиц.
1. Выбор «судьбы: деление на группы, предлагаются элементы костюмов и атрибутов той эпохи.

I Французские главнокомандующие и солдаты (синие карточки).
1. Наполеон
2. Мюрат
3. Ней
4. Богранэ
5. гренадер
6. улан
7. кирасир
8. итальянский солдат
II Русское командование (красные карточки)
1. Александр 1
2. Михаил Илларионович Кутузов
3. Дмитрий Сергеевич Дохтуров
4. Карл Федорович Толь
5. Александр Петрович Тормасов
6. Петр Иванович Богратион
7. Михаил Богданович Барклай – де – Толли
8. Князь Галицин.
III Солдаты (воины) (зеленые карточки)
1. Николай Николаевич Раевский
2. Матвей Иванович Платов
3. Федор Петрович Уваров.
4. Гусар русской армии.
5. Крещеный казах Яков Беляков.
6. Кавалерист – девица Надежда Дурова.
7. Майлыбай – улы.
8. Нарынбай Жанжигит – улы
VI Партизаны (желтые карточки)
1. Василиса Кожина
2. Герасим Курин.
3. Денис Давыдов
4. Ермолай Четвертаков
5. Иван Дорохов
6. Алексей Сеславин
7. Смоленский крепостной мужик.
8. Крепостной из-под Москвы – Иван
2. Ассоциативный ряд «Отечество»: слово учителя об актуальности темы на сегодняшний день (связать с 60-летием победы в Великой Отечественной войне).
1. Индивидуальная работа
2. Работа в группах.
3. Запись на доске ассоциативного ряда.
Вывод: Отечественная война – справедливая война в защиту Родины.
3. Составление кластера:
1. Работа в группах (систематизируя информацию, учащиеся должны предположить и выделить те направления, по которым можно изучить данную тему) (приложение №1).
2. Запись кластера на доске.
4. «Реализация, осмысление»: (этап урока, когда ученики находятся на этапе исследования и поиска знаний. В результате этой деятельности учащиеся переосмысливают, известные им факты и новый материал).
А) Обсудить в группах и сделать предположения на основе известного материала о событиях (вопросах) по данным направлениям в соответствии с этапами кластера. Б) Работа с текстом (INSERT). Чтобы разрешить противоречия, которые неизбежно возникнут в ходе записи предположений, и ответить на все вопросы, возникшие при систематизации, чтобы подтвердить или опровергнуть предположения, расширить знания по данной теме, предлагается дополнительный материал.
Метод пометок при чтении:
«+» - новая информация
«v» – знакомая информация
«?» – хочу узнать об этом больше
«- » - эта идея не соответствует моим прежним представлениям
Отдельно записываются возникшие вопросы.
В) Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в кластер.
Каждая группа выступает с дополнительными сведениями, которые фиксируются всеми группами. Совместно разрешаются возникшие вопросы и противоречия (см. приложение № 2)
Г) Анализ видеофильма.
Рабочий вопрос: Какой эпизод показан? (Зафиксировать новую информацию).
Просмотр отрывка из х/фильма «Война и мир».
Д) Анализ видеофильма.
Рабочий вопрос: Кто или что сыграло главную роль в победе России над Наполеоном?
Просмотр отрывка из х/фильма «Наполеон».
Е) Работа с цитатами:
1. «Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог» (Пушкин А. С.)
2. «Я посчитаю счастьем пожертвовать последнею каплей крови моей, защищая Отечество».
3. «Не только сыны России, но и народы отличные языком, верою и образом жизни, народы кочующие – наравне с россиянами готовы были умереть за землю русскую». (Сергей Глинка)
4. «Вспомним, братцы россов славу
И пойдем врага разить!
Защитим свою державу:
Лучше смерть, чем в рабстве жить».
5. «На бога надейся, а сам не плошай».
6. «Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. Зима…» (Наполеон)
7. «Господа офицеры! Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу» (Александр 1, 1812 год – перед заграничными походами)
8. «Не мне эта честь, а слава русскому солдату» (Кутузов М. И.)
9. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» (Толстой Л. Н.)
(предполагаемые ответы – приложение № 3)
Итог работы, слово учителя: история повторилась: в годы Великой Отечественной войны народ поднялся «во весь свой исполинский рост» и смел фашистских захватчиков. Поистине верно обе войны были для народа России Отечественными.
6. «Свободное письмо» ( синквейн). Каждая группа озвучивает свой синквейн. (приложение № 4)
7.«Рефлексия»: «карта выхода» (5-ти бальная система оценивания, индивидуально и в группах, озвучивает группа)

1. Эмоциональный настрой участников………
2. Новизна материала………..
3. Личная активность на уроке………….
4. Интерес к уроку……………..
5. Рекомендации и пожелания…………..
8. Подведение итогов работы.
9. Домашнее задание: составление портфолио по данной теме.
10. Заключительное слово учителя
Литература:
1. Бескровный Л. Г. Отечественная война 1812года. М., 1968, с. 4-8, 26-52.
3. Тарле Е. В. Нашествие Наполеона на Россию. (1812). М.,1974, с. 10 -22.
4. Жилин П. А. Гибель наполеоновской армии в России. М., 1974, с. 56-58.
5. Тарле Е. В. Михаил Илларионович Кутузов – полководец и дипломат. Соч.: 12 т., с. 26-27, 31-33.
6. Толстой Л. Н. Война и мир. М., «Терра», 1993.
7. Лукутин А. В. История: экзаменационные вопросы. М., 1999.,
8. Антонов В. С. Книга для чтения по истории СССР,19 век. М., 1984, с.39-42
9. Мир русской истории, энциклопедический справочник. М., 1997, с. 409
10. Федосов И.А. История СССР, учебник 9 класс. М., 2000., с. 8-24.

Приложение № 4.
Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строке тема называется одним словом (существительным).
2. Вторая строка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
Предположительные синквейны:
№1. 1. завоевания
2. стремительные, победоносные.
3. планируешь, захватываешь, подчиняешь.
4. « Я завоюю весь мир»
5. война
№2. 1. командование
2. несогласованное, «кутузовское»
3. сражались, планировали, отстаивали
4. «Пришел Кутузов бить французов»
5. победа.
№3. 1. Долг.
2. Единственный, святой.
3. выполняли, умирали, выполнили.
4. «Нет другого счастья - как умереть за Родину»
5. Отечество.
№4. 1. Родина.
2. единственная, свободная.
3. защищать, отстаивать, уничтожать.
4. «Дубина народной войны поднялась…»
5. Народ.


Приложение № 2.
1. Русские армии начали отступать, Наполеон не давал им соединиться. «Теперь Барклай и Багратион никогда не увидятся». 4 августа армия Наполеона начала наступление на Смоленск. Французский офицер писал «ни разу с самого начала военных действий мы еще не видели таких армий, мы были ими глубоко потрясены». Наполеон начал понимать, что продолжение войны имеет тяжелые последствия.

2. Армии Барклая- де- Толли и Богратиона соединились под Смоленском. У Смоленска Наполеон имел 190000 человек, Русские 120000 человек. Наполеон решил дать генеральное сражение. Войска Неверовского, Раевского и Дохтурова два дня вели оборону, бои, чтобы дать возможность отойти основным силам. Французы потеряли 20000 тысяч человек. Город был сожжен. Все гражданское население ушло вместе с армией.
«Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы…
И Наполеон приказал сжечь город, которого ни как не мог взять грудью. Французы тот час исполнили приказ Наполеона. Тучи бомб, гранат и чиненных ядер полетели на дома, башни, магазины, церкви… и все, что может гореть, запылало!».

3. «Я буду властелином мира – говорил Наполеон – остается одна Россия, но я раздавлю ее».
Еще в 1811году он вещал: «еще три года и я буду владыкой вселенной».
Наполеону удалось создать армию в 1млн.200 тысяч человек, в которую он включал силы побежденных им стран. Во Франции была всеобщая воинская повинность. Главная цель овладеть Москвой. «Я иду на Москву и в одно или два сражения все кончу. Император Александр будет на коленях просить мира». Наполеон стремился навязать приграничные сражения. На границе он сосредоточил 600 тысяч человек и 1420 орудий. В битве за Смоленск Наполеон начал понимать, что продолжение войны имеет тяжелые последствия.
1. Его план был сорван – армии объединились.
2. Попытался начать переговоры о мире, но ответа не получил.
3. «Моя армия – армия нападения, а не защиты».
4. Французы потеряли 20 тысяч человек убитыми, а всего с начало войны убитыми, ранеными дезертировали – 150 тысяч человек.

4. В битве за Смоленск командование взяли Дохтуров, Неверовский и Раевский. Войска два дня вели бои, чтобы дать отойти основным силам. Отсюда Наполеон направил Александру письмо с предложением заключить мир. Но не получил ответа. Оставив сожженный Смоленск Наполеон решил наступать на Москву. А у русских по-прежнему не было единого командования. Александр I не любил Кутузова. Армия отступала.

5. Большие потери армия Наполеона несла еще до взятия Смоленска. Это объяснялось не столько боями с регулярной армией, как действиями партизанских отрядов, ежедневных столкновений с крестьянскими отрядами. Крестьянство Литвы и Белоруссии выступила против захватчиков сразу в первые дни. Народ отлично понимал, что захват врагом их деревень и сел несет новое иго. Наполеон, продвигаясь в глубь страны, нуждался в продовольствии. Его отряды пытались ограбить крестьян, но получали ответ. На обозы, шедшие к Наполеону, нападали простые русские крестьяне, не пуская обозы в глубь.

6. Александру I пришлось назначить главнокомандующим М.И.Кутузова. «Публика желает назначения Кутузова, я назначаю его, что же касается меня лично, то я умываю руки». 17 августа 1812 года Кутузов прибыл в армию.
«Приехал Кутузов бить французов», - говорили солдаты. Кутузов принял решение дать большое сражение в 120 км. от Москвы у с. Бородино. 24 августа во время боя Шевардинский редут трижды переходил из рук в руки. Французы потеряли 6000 убитыми. На утро Наполеон спросил: «Сколько взято русских пленных?». Ему ответили: «Русские в плен не сдаются». Перед битвой Кутузов обратился к солдатам: «Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови». П.И.Багратион был смертельно ранен, генерал Дохтуров быстро организовал оборону: «За нами Москва, за нами мать городов русских!» - говорил он призывая стоять насмерть, но не отступать. (ВОВ – Клочков: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!».
Французским солдатам (в большинстве из крестьян) была чужда эта война за тридевять земель, они не могли поверить, что на полях России они защищают свой дом и свой клочок земли. Еще в начале компании 1812 года Наполеону докладывают, что армия не понимает, зачем нужна эта трудная война с Россией.
Приложение № 3.
№1. В Европе бытует мнение, что в 1 очередь виновата «русская зима»: французы не привыкли к холодам. Но сам Наполеон признавал другую причину: «Эти партизаны везде. Мои солдаты не могут выйти за продовольствием. Мы в плену у мужиков».
№2. Роль Кутузова ( командования) велика в победе, но величие Кутузова, как полководца состояло не только в мудрости его военных решений, но и том, что он понял характер народной войны и всемерно способствовал развертыванию партизанского движения.
№3. Солдаты и крестьяне – главная сила в Отечественной войне 1812 года. На помощь русскому народу прибыли: 26 полков казачьего ополчения, 76 тыс. украинских бойцов, созданы Башкирские, Оренбургские и тептярские полки. «Мы победили всем миром».
№4. Д. Давыдов говорил: «Нам не надо наград. Запомните все. Это Россия поднялась во весь исполинский рост свой, горе ее неприятелям, если она поднимется снова».
№ 9. Война 1912 года была поистине Отечественной, так как именно простой народ, мужики и бабы, наносили основной урон французам, сражаясь в своих небольших партизанских отрядах.
Категория: История | Добавил: likalika (2013-01-11) | Автор: Литвинова Лилия Эльбрусовна E
Просмотров: 2464 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 1:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru