Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
№ 264 (16650) от 06.02.2009 Ярослав КИРИЧЕНКО, Алматы Одним из самых загадочных шедевров мировой культуры является знаменитый Гентский алтарь. Самый большой и сложный алтарь, созданный в Нидерландах в XV столетии, до сих пор привлекает внимание многих искателей сокровищ и таинственных артефактов. Завладеть реликвией пытались и Наполеон, и Гитлер. Таинственное творение История создания Гентского алатря уникальна. В шедевре было воплощено вдохновенное мастерство двух братьев-художников Губерта и Яна ван Эйков. По официальной версии его заказчиками по благочестивым намерениям стали богатейшие люди бельгийского города Гент - Йодoс Вейд и его супруга Изабелла Борлют. Алтарь заказали для своей фамильной капеллы, находящейся в церкви Святого Иоанна (первоначальное название собора Святого Бавона). Но некоторые источники указывают и на существование загадочных богатых меценатов. Религиоведы честно признаются, что смысл его иконографической программы остается до конца неясным. В алтаре отразились не только их религиозные идеи, но и самые разнообразные представления о мире и месте в нем человека. Алтарь состоит из 26 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трех с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) - пяти метров. Жертвенник состоит из множества картин, расположенных на внешней и внутренней сторонах. Замысел художников поражает: по сути Эйкам удалось уместить на шедевре все основные сцены из Библии. В центре верхнего ряда изображен Бог Отец, сидящий на престоле. У его ног лежит корона царя всех царей. Слева и справа от престола изображены Богоматерь и Иоанн Креститель. Алтарь изобилует изображениями пророков, мессий, апостолов, ангелов, библейских героев. Завершают ряд обнаженные фигуры Адама и Евы. Над Адамом и Евой расположены сцены жертвоприношения Каина, Авеля и братоубийства. Здесь и сцена поклонения жертвенному агнцу, символизирующему Христа. И фонтан! Рядом с водоемом позиционируется группа ветхозаветных праведников, апостолов, пап, епископов, монахов и мирян. На правых боковых створках шествуют отшельники и пилигримы. На левых - воинство Христово и Праведные Судьи. Многие сцены до сих пор непонятны и даже таинственны в своем художественном молчании. Например, почему Бог Отец изображен не в католическом, а в православном стиле? Его черные ботинки также вызывают много споров. Ведь в XV веке такой цвет обуви выдавал принадлежность скорее к темным силам. Почему Ева держит в руках экзотический лимон, а не привычное яблоко? Отчего в сцене Страшного суда изображен только рай и нет ада? О чем говорят ангелы без крыльев? И что означает орган с металлическими трубами? Поэтому теория, что Гентский алтарь - зашифрованное послание рыцарей ордена тамплиеров, небезосновательна. Считают, что, разгадав тайну жертвенника, можно отыскать Святой Грааль, ведь именно эта священная чаша изображена в самом центре. Много веков за алтарем охотились, как за священным сосудом. Так, уже в XVI веке город Гент стал протестантским, и алтарь чудом остался в родном соборе. В XVIII веке австрийский император Иосиф II приказал снять створки с обнаженными Адамом и Евой. А в 1792 году Наполеону Бонапарту удалось вывезти четыре центральные створки в Париж. И лишь в 1815-м новый король Франции Людовик XVIII вернул их обратно. Многократно отдельные фрагменты и части Гентского алтаря похищались и перепродавались. Но каждый раз необъяснимым образом шедевр по частям возвращался в свой родной собор. В поисках свяшенного алтаря Мы знаем Адольфа Гитлера как чудовищного диктатора, поработителя народов и главного преступника против человечества. Голубой мечтой фашиста было сделать немецкий народ самым счастливым в мире. Особенно беспокоило кровожадного диктатора культурное развитие арийцев. Он даже разработал тайную операцию по культурному возрождению арийской нации - "секретную миссию Линца". По сути это глобальный замысел создания собственного музея всех музеев в родном городе. Это вполне объяснимо, ведь в молодости Шикльгрубер проводил время, посещая театры и оперу, копируя полотна художников-романтиков. Дважды он пытался поступить в Венскую академию изобразительных искусств. С приходом к власти любовь Гитлера к искусству усилилась. Особенно к мифическим артефактам. Своим пристрастием он заразил всех лидеров фашистского рейха. Надо признать, Гитлер собрал коллекцию, которая превосходила все лучшие музеи мира. Операция по похищению Гентского алтаря находилась под личным контролем Гитлера. В мае 1940 года бельгийцы тайно вывезли алтарь на нейтральную территорию в замок По (Франция), в который было свезено немало произведений искусства. Согласно договоренности фашисты не трогали эвакуированные сокровища. Более того, юридических оснований для экспроприации гентской реликвии у немцев не было. Имелось особое соглашение о том, что алтарь могли взять только с разрешения трех сторон - представителя правительства в Виши (коллаборационистский режим Франции), бургомистра Гента и немецкого уполномоченного. Поначалу отношение к алтарю было холодным. Но в 1942 году Гитлер внезапно дает личное распоряжение любыми способами доставить ему артефакт. Немцы уже дважды обжигались, пытаясь похитить святыню. Первый раз в XIX веке прусский король Фридрих Вильгельм III оплатил похищение створок алтаря. Второй раз немцы неудачно пытались захватить оставшуюся часть святыни во время Первой мировой войны. В замок По в сопровождении эскорта офицеров СС прибыл директор баварских государственных музеев в Мюнхене профессор Эрнст Бухер. Он предъявил телеграмму министра культуры в Виши и личное распоряжение Гитлера о немедленной выдаче Гентского алтаря. Несмотря на все протесты бельгийского правительства и епископа Гента, алтарь был доставлен в Париж. Любопытным фактом остается путь следования реликвии. Как поясняют некоторые историки, все конфискованные во Франции ценности сначала свозились в национальную галерею "Зал для игры в мяч" и лишь потом переправлялись в Германию. Но почему столь долгожданный Гитлером артефакт перевезли в австрийский музей Линца только в 1944 году? Кроме того, с открытием второго фронта под руководством Мартина Бормана была создана зондер-команда по уничтожению сокровищ, чтобы "не отдать их в руки еврейских антикваров". Многие произведения искусства были свезены в угольные штольни в окрестностях Альт-Аусзее (Австрия). Но по счастливой случайности уничтожить их не удалось. Пока Гитлер прятал свою добычу, его противники готовились ее искать. Американцы еще до высадки в Нормандии создали организацию "Охрана памятников, произведений искусства и архивов". Однако в империалистические планы Сталина это не входило. Еще за год до действий союзников у Сталина был список всех похищенных Гитлером шедевров. Считается, что между Штатами и Союзом развернулась борьба, главным призом в которой был Гентский алтарь. Только даже эта версия не поддается логике. По счастливому стечению обстоятельств американский офицер-искусствовед Роберт Посея получил информацию о четком месторасположении Гентского алтаря. Данная территория была в 200 километрах от расположения советских частей. Командование союзными войсками принимает решение о проведении крупномасштабной войсковой операции. Отдельный отряд спецназа совершил 500-километровый марш-бросок. Для сохранения реликвий была подготовлена диверсионная группа, в задачи которой входило предотвратить физическое уничтожение шедевров искусства. В конце апреля совместная группа австрийских партизан и британских разведчиков смогла взять под контроль шахты и предотвратить уничтожение реликвий. А 8 мая 1945 года американская армия оккупировала данную территорию. И в августе 1945 года алтарь вернулся в Бельгию. Тайна немецкой мечты о Гентском алтаре Существует несколько версий, которые пытаются объяснить стремление немцев завладеть бельгийским сокровищем. Согласно официальной версии Гитлеру это нужно было только для удовлетворения своих эстетических и корыстно-личностных потребностей. По другой версии, в руках у Гитлера оказался один из символов ненавистного для немцев Версальского мирного договора. После Первой мировой войны одним из условий позорного для немцев пакта было возвращение похищенных створок Гентского алтаря в Бельгию. Однако существует и более загадочное объяснение необъяснимой охоты диктаторов за реликвией. Действительно, по своей сути Гентский алтарь не соответствует основным канонам и представлениям католической церкви XV века. Более того, находится много разночтений в подаче мировосприятия художниками. Ведь главной темой алтаря является искупительная жертва Христа. Но она лишена трагических сцен. Символической жертвой выступает не сам Иисус Христос, а белый агнец. А что уж говорить про загадочное возвращение всех элементов алтаря на свое место в соборе Святого Бавона?! Ни кражи, ни природные катаклизмы или войны - ничто не представляет угрозы святыне! Эти, как и многие другие загадки, порождают измышления о мистической составляющей творения Гентского алтаря. Поэтому теория о том, что святыня является картой для поиска главного сокровища ордена тамплиеров, спустя столетия не утратила своего смысла. Как считают некоторые историки, по прошествии времени тайна алтаря не раз еще проявит себя в человеческой истории. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=24079 | |
Просмотров: 1593 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|