Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Казахстана в 18 веке
Цель:
1. Выявить и охарактеризовать особенности социально-экономического и
политического развития Казахстана в XVIII веке.
2. Продолжить формирование навыков групповой работы, анализа,
обобщения и систематизации информации.
3. Воспитание коммуникативных навыков учащихся, чувства
казахстанского патриотизма.

Испытания дней суровых
Не сломили нас.
Мы глядим с надеждой новой,
Веря в звездный час.
За мечты народа
Бился предок твой,
И была победа
Великою мечтой!

Многое видела Великая Степь! Взлеты и падения, крутые повороты истории, неисчислимые страдания и бедствия…
Но через все века и испытания пронес гордый и свободолюбивый народ несокрушимое стремление к независимости.
Нынешнее поколение должно знать о том, как складывалась история борьбы за право называться сегодня суверенным, независимым государством.
Представьте себе: во времена диких нравов, постоянного поиска кровавой драки и кровавой добычи на территории огромной степи жили свободные, независимые, не подчиняющиеся никому люди! Они свято берегли свою свободу и свою землю, погибали за нее, но, как Феникс из пепла, поднимались новые воины и вновь шли в смертельную схватку с врагом!
Это были наши предки, и эту борьбу за независимость они завещали потомкам. Привольная ковыльная степь, изумрудные пастбища, прозрачные воды рек и озер, тучные стада, счастливый смех вольных людей всегда привлекали полчища врагов. С запада на казахов совершали набеги волжские калмыки и яицкие казаки, с севера – сибирские казаки, за Яиком – башкиры, с юга – бухарцы и хивинцы. Но были враги и пострашнее – китайцы, джунгары ...

Чтец 1: Пронзительно точно описал положение наших предков
казахстанский поэт Олег Дымов:
Дремала могучая, древняя,
покрытая степью земля.
На все четыре стороны
раскинулась она.
Султаном ковыль серебрился,
а в небе кружили орлы.
В степи жеребенок родился,
тучнели скотом табуны.

Веками к себе ты манила,
слетались сюда вороньем
монголы, татары, джунгары,
пытали огнем и мечом.

О! Сколько страданий и бедствий
пришлось испытать степняку...
Болезни, холод и голод,
да тяжкую дань врагу.

Но выстоял гордый и вольный,
стремящийся к миру народ,
стараясь, работал до пота
и шел неуклонно вперед.

(О.Дымов)

В начале XVII века на северо-восточных границах появилась сила, которая втянула Казахское ханство в череду кровопролитнейших битв и походов и настолько истощила и обескровила казахов, что даже после их победы надолго лишила мощи своего победителя.
Имя этой силы – Джунгарское ханство.

ТЕСТ О ДЖУНГАРИИ

1. В каком году образовалось Джунгарское ханство?

А) 1635 г. В) 1710 г, С)1723 г, Д) 1726 г., Е)1730 г.

2. Какие события внешнего характера позволили хунтайджи Цевану Рабтану обрушить свою мощь на казахов?

A) Изоляция, в которой оказалась казахская степь. В) Отказ России
поддерживать казахов.
С) Смерть цинского богдыхана, воевавшего против джунгар.
D) Ослабление казахов борьбой с каракалпаками и узбеками.
E) Нападение Цинской империи на Казахстана

3. В чем заключалась стратегическая цель джунгарских правителей в первой четверти XVIII века.

А) Разгром казахского ополчения.
В) Подчинение просторов Казахстана своей власти.
С) Установление дружеских отношений с Казахстаном.
D) Развязывание военных действий с Казахстаном и Россией одновременно
E) Установление прочных экономических связей с Казахстаном.

4. Из чего, преимущественно, состояло вооружение казахского войска в период борьбы с джунгарами?

А) Из луков.
В) Из копий.
С) Из сабель.
D) Из фитильных ружей.
Е) Все перечисленное.

5. О чем шла речь на встрече представителей трех жузов в ставке Тауке-хана в
1710 г.?

А) О введении новых налогов.
В) О выборе хана.
С) Об организации сил для отпора джунгар.
D) О заключении мирного договора.
E) Об организации набега на Джунгарию.

6. Кто являлся для Джунгарии грозным соседом «на Востоке».

А) Монголия.
В) Сибирское ханство.
С) Цинская империя.
D) Турфанское княжество.
Е) Россия.

7. Кто из правителей джунгар проявлял особую жестокость на казахских землях?

А) Башокту.
В) Галдан-Церен.
С) Лама-Доржи.
D) Цеван-Рабдан
E) Даваци.

Ответы: 1-А, 2-С, 3-В, 4-Е, 5-С, 6-С, 7-Д.

ЗАДАНИЕ: «УЗНАЙ ЛИЧНОСТЬ»

Одним из известных биев был Айтеке. Он родился между Бухарой и Самаркандом. Похоронен в урочище Сей-ткул в горах Нурата. Отцом его был батыр Акжа, дядя Жаланжос, дед Сеиткул — все известные в истории батыры. До 12 лет воспитывался у отца хана Акжа. Учился с детьми Жалаяжоса в медресе в Бухаре. В 24 года стал бием рода торткара, а в 30 лет избирается старшим бием Младшего жуза.

Другим известным деятелем был Казыбек би. Выходец из рода аргын (каракисек), Казыбек находился при ханах Тауке, Семеке, Абулмамбете, Абылае. Один из организаторов борьбы с джунгарами. В 40-х годах способствовал освобождению из плена хана Абылая. Вместе с Семеке принимал клятву на верность России. В 60-х годах Цины пытались привлечь его на свою сторону. Однако он отказался от подданства Китаю и, более того, ориентировал в этом смысле хана Абылая.
Бий Толе Алибек-улы прожил долгую жизнь, и его деятельность протекала при Тауке, Абулхаире, Абылае. Он принимал участие во всех крупных событиях казахского общества, как во внутренней жизни, так и во внешнеполитических событиях.

Жырау:
Вы – прославленные Бии казахских жузов Толе бий – Старшего жуза, Казыбек бий – Среднего жуза и Айтеке бий – Младшего жуза. Вы – свидетели и участники кровопролитных битв и неисчислимых бед народных, когда под угрозой оказалась не только свобода народа, но и само существование Казахского государства
Мудрые бии, расскажите, как это было? И кто они такие – джунгары?

Толе-бий:
Мы, казахи, мирный народ, мы не захватываем чужие земли, но и своей не отдаем врагу. А врагов всегда было много, и очень опасные – ойраты (по-другому их называли калмыки).
Еще в 13 веке кочевые ойраты признали владычество Чингисхана и стали составлять левое крыло его войска. С того времени их и стали называть «джунгары», что в переводе с монгольского означало «левое крыло».

Казыбек-бий:
Более века шла борьба наших джигитов с джунгарами, столкновения, кровавые драматические события сменялись перемириями. Джунгары рвались к казахским пастбищам, в просторные казахские степи.

Историк:
Постоянная угроза подтолкнула казахских ханов, родоправителей к тому, что осенью 1710 года в районе Каракумов было созвано собрание-курултай представителей казахских жузов, на него съехались султаны, бии, батыры всех жузов. Основным вопросом на курултае был вопрос о создании ополчения против джунгар.

Айтеке бий:
Главную роль в объединении казахов сыграл знаменитый батыр Богенбай из рода Канжигалы. Помните, бии, его зажигательную речь?
Он призывал: «Отомстим врагам нашим, умрем с оружием, не будем слабыми зрителями разграбленных кочевок и пленения детей наших. Робели ли когда воины кипчакских равнин? Сия борода еще не украшалась сединою, когда я обагрил руки свои в крови неприятелей! Теперь могу ли равнодушно снесть тиранство варваров? Еще нет у нас недостатка в добрых конях! Еще не опустели колчаны со стрелами острыми!».

Жырау:
Слова батыра вдохновили казахов. Было создано ополчение, главою которого избрали Богенбая.
Объединенные отряды народного ополчения дали отпор джунгарам и возвратили утраченные кочевья.

Историк:
Отогнав джунгар от своих кочевий, казахские роды, словно забыв о недавних бедствиях, снова разошлись по своим краям. Этим умело пользовались джунгары, и к 1723 году их нападения на казахские земли стали непрерывными. Сметая на своем пути заслоны из разрозненных и немногочисленных казахских отрядов, джунгарские войска быстро продвигались в глубь казахских степей, оставляя после себя груды мертвых тел, пепел пожарищ, угоняя в Джунгарию десятки тысяч пленных, караваны награбленных богатств.

Жырау:
Начались «годы великого бедствия»… Люди отступали, бросая скот, имущество, кибитки, погибло две трети всего населения.
Эти годы принесли разорение и массовую гибель казахского народа и стали называться «Ақтабан шұбырынды» – «Шествие голых пяток» и «Алқакөл – сулама».
Выражение «Алқакөл – сулама» означает, что люди в полном изнеможении от голода и усталости бросились на землю и пластом залегли у озера Алкаколь.
В эти же годы была создана старинная казахская песня-плач – жоктау «Елимай» («О, народ мой») как символ народной скорби казахов.

(Звучит жоктау «Елимай»)

А наш выдающийся современник домбрист Байжигит создал кюй «Қайың сауған» («Доение березы») о том, что во времена «великого бедствия», спасаясь от голода, народ пил березовый сок.

Историк:
Но поражение не сломило казахов, стало нарастать сопротивление врагу.
Дело спасения страны взял на себя сам народ, выдвинув из своей среды выдающихся организаторов и предводителей – батыров, слава которых не увядает до сих пор: Богенбай, Кабанбай, Наурызбай, Малайсары, Жанай, Райымбек и других.
Поэты - жырау призывали к единению перед лицом грозного врага.
По степи из уст в уста передавали стихи Бухар-жырау, у которого, как говорили современники, «волшебное горло»:

Чтец: Видишь в небе уток стаю?
Я гляжу и мне завидно,
Дружно как они летают.
Так и нам давно уж, видно,
Поступать, казахи, нужно.
Кочевать давайте дружно,
Меж собой объединитесь,
Не богатством – этой дружбой
Первым делом вы гордитесь.
Пусть тулпар не в силах будет
Обскакать все наши степи.

Рознь народ мой позабудет,
Во всех врагов, вселяя трепет.

Историк:
Эти призывы доходили до всех кочевий и всколыхнули людей, народ поднялся на защиту своей земли. В конце 1726 года сопротивление джунгарам приняло организованный характер.

Жырау:
Весной 1726 года на горе Ордабасы* встретились ханы, султаны, бии, батыры всех жузов. Три великих бия – Толе бий, Казыбек бий, Айтеке бий – убедили собравшихся, что тот, кто на крутом повороте истории лишается единства, лишится и жизни.

Толе бий:
« Это я, Толе бий, обращаюсь к вам! Здесь, рядом со мной, стоят два седых льва степи, два зорких орла, два мудрых оратора, не знающих себе равных в искусстве слова. Мы все перед вами. Мы сыны и рабы ваши, а потому сегодня на этой священной горе, которую отныне потомки назовут Ордабасы, наше слово будет единым.
Народ мой! Как ручьи, стекались сюда, на Ордабасы*, наши караваны.
Нас сюда привело одно желание: подтвердить свое братство! Сила народа всегда была в согласии – единстве. Сегодня не клятва нужна, а битва, если мы хотим остаться народом!»

Казыбек бий:
Достойны ли мы быть народом? Соберем все силы в единый кулак и докажем, что все вместе мы – народ! Лишь сохранив свою честь и достоинство, человек может считать себя человеком, а народ остаться народом.
Вот послушайте мои слова, мои напутствия:

Дорога` Отчизна – гнездо золотое,
Дорог дед – счастье благое.
Дорога ласковая мать,
И сестра, готовая понять.
Дорог отец – могучая гора,
Дорог край родной, где вырос.
Дорога честь и совесть,
Дорог тот, кого ты любишь.
Ордабасы – на территории современной Южно-Казахстанской области, недалеко от г. Шымкента.

Айтеке бий:
Волею старейшин и вождей племен казахских главою над сарбазами в великой битве с джунгарами станет самый молодой из ханов храбрый Абулхаир! И битва будет выиграна!

Жырау:
Криками одобрения встретили собравшиеся слова своего мудрого наставника.
Было решено двинуться вперед, напасть на общих врагов и вытеснить их с древних казахских земель. Хан Абулхаир был избран главным предводителем.

Историк:
Первая битва, в которой казахи одержали победу, произошла в 1727 году в местности «Кара сиыр». В источниках об этом сражении сообщается, что джунгарские войска «бежали, понеся полный погром», а местечко стало называться « Калмак кырылган» («Место гибели калмыков»).
Эта битва была решающей. Она заставила казахских воинов поверить в свои силы, помогла перехватить инициативу ведения войны и изгнать неприятеля с большей части казахских земель.
Другое крупное сражение произошло в местности Анракай*. Оно также закончилось поражением джунгар. Остроумный казахский народ сохранил воспоминание об Анракайской битве как «месте стонов и рыданий джунгар».
После этой битвы было восстановлено единство Казахского ханства, и хотя столкновения и битвы с джунгарами продолжались еще долго, таких крупных поражений от джунгар, как было раньше, казахам удавалось избегать.

Чтец:
Наш современник поэт Е.Утетлеуов с чувством гордости и восхищения писал о ратных подвигах воинов, спасших Родину:

Седые предания хранят времена
Джунгарских набегов несметны лавины.
В казахской степи полыхала война,
Стонала земля, и пустели долины.

Но час наступил, и рассеялся мрак,
И новое солнце взошло над степями –
Восстал для возмездия гордый казах
И поднял свое открытое знамя!
* Анракай – это в 120 км юго-западнее Балхаша, вблизи горы Караул-Тобе, на границе Жамбылской и Алматинской областей.

Историк:
Победа, одержанная казахами, была результатом объединения всех трех жузов.
Казахские ханы Есим Высокородный, Удачливый Жангир, Аз Тауке, Абулхаир, Великий Абылай, герои-полководцы, вышедшие из народной среды бии все свои силы, мужество и таланты потратили на борьбу с джунгарами.
Их подвиги, победы батыров - степных воинов воспевали жырау Асан Кайгы, Казтуган, Доспамбет, Шалкииз, Умбетей, Бухар, Татикара.

Чтец: Об этом времени с восхищением писал воин - жырау Шалкииз:
Это было, когда сквозь просторы степей
Мы неслись, горяча своих сильных коней.
Топоры боевые из седел достав...

Чтец:
Через столетия поэт Жубан Молдагалиев писал о силе духа своих предков, которые передали любовь и преданность Родине своим потомкам:
Я – казах!
Встречая смерть в степях,
Тыщу раз я воскресал – казах!
Если плакал – опускалась мгла,
А смеялся – свет сиял в глазах.

Я – джигит.
Клинку учен, коню,
Я влюбленным пламенем горю,
Яростью с вулканами сравнюсь
И орла в полете обгоню!
(«Я – казах»)

Историк:

... Если бы ты, золотой воин-джигит, и твои сакские воины были в рядах сражавшихся против джунгар, враг не смел бы топтать казахские степи и разорять казахские кочевья.
Но ты можешь гордиться: твои потомки оказались искусными воинами, и главное – они также страстно любили свою степь и свою свободу. Они не покорились врагу и отстояли свою независимость.
Конкурс «Байга»

В игре участвуют отдельные игроки или команды.
Условия игры: игрокам предлагаются вопросы, победное очко получает тот, кто опередит своих соперников.

Игрок № 1 (или команда)

1.Какие причины побудили Абылай-хана (хана Среднего жуза) в начале второй половины 18 века принять сюзеренитет Цинкого богдыхана, сохранив при этом российское подданство?

A) Решение царского правительства от 22 июня 1752 года о строительстве
серии укреплений от урочища Звериного на Тоболе до Омской крепости.
cool Ограничение традиционных кочевий казахов, что создавало
напряженность между сибирской администрацией и казахскими
султанами.
С) Усиление военных акций царизма в регионе.
D) Угроза вторжения цинских войск в пределы Казахстана.
Е) Все вышеизложенное

2.. Из какого рода был выходцем батыр Кабанбай?

А) Адай.
В) Каракерей.
С) Шекты.
D) Канглы.
Е) Дулат.

3. Кто из батыров времен джунгарского нашествия похоронен в АлматьІ?

А) Кабанбай.
В)Богенбай.
С)Наурызбай.
D) Раимбек.
Е)Малайсары.

4. Выделите основные отрицательные экономические последствия нашествия джунгар на Казахстан:

А) Ослабли хозяйственные связи между жузами и усилилась
раздробленность.
В) Разрушение городов.
С) Нарушение хозяйственных и культурных связей кочевников.
D) Разрушение казахских исторических памятников.
Е) Все перечисленное.

5. О каком периоде писал Чокан Валиханов: «Джунгары, волжские калмыки, яицкие казахи, и башкиры с разных сторон, громили казахов, угоняли скот, уводили в плен целыми семействами...».

А) середина XVII в. В) начало XVIII в.
С) середина XVIII в. D) конец XVIII в. Е) начало XIX в.

6. Из какого рода был выходцем батыр и дипломат Богенбай?

А) Каракерей. В) Шапрашты. С) Канжыгалы. D) Дулат. Е) Аргын.

7. Чем объясняется сосредоточение новых сил казахов в районе гор Орда-басы в 20 годы XVIII века?
А) Удобнее было выйти на приграничные районы с Джунгарией.
В) Удобнее получить поддержку России.
С) Удобнее остановить наступавших джунгар.
D)Удобнее получить продовольствие и фураж.
Е) Удобнее отступить в случае сильного наступления джунгар.

8. Как было организовано и рассредоточено, по дошедшим до нас фольклорным данным, казахское войско у гор Ордабасы в период борьбы с джун-гарами?

А) По принципу принадлежности к жузам.
В) По родам войск.
С) Бессистемно.
D) Рассредоточивалось по мере прибытия войск.
Е) Готовилось проводить тактику рассыпного боя.

9. Как удалось спасти от нападения джунгар алтайские заводы и крепости в первой четверти XVIII века?

А) Развернули военные действия против джунгар.
В) Объявили заводы и крепости собственностью Романовской династии
C) Объявили заводы и крепости собственностью Сибирской администрации.
D) Построили новую военную укрепительную линию.
E) Разместили здесь казахское ополчение.

10. В 1761 году Джунгария была превращена:

А) В провинцию Китая.
В) В цинское имперское наместничество Синь-цзянь.
С) В наместничество подконтрольное России.
D) Передано казахам для перекочевок.
Е) Сохранено, как независимое государство.

11. В связи, с чем в 1745 году угроза Казахстану со стороны Джунгарского ханства на время отпала?

А) Укрепилась дружба Абылая с претендентом на джунгарский престол
Амурсаной.
В) Смерть Галдан-Царена повергла Джунгарию в пучину междоусобиц за власть. С) Абылай заручился поддержкой правителей среднеазиатских ханств.
D) Была построена Иртышская укреп, линия. Е) Абылай заручился поддержкой России.

12. В связи с чем в 1757 г. нависла серьезная опасность над горнодобывающими предприятиями Алтая?

A) Джунгария вновь напала на казахские земли.
В) Войска Маньчжуро-Цинской империи напали на казахские земли.
С) Началось мощное восстание сырдарьинских казахов.
D) Наступают войска Северной Монголии.
Е) Усилились междоусобицы казахских ханов.

Когда возникло казахское ханство? (XV в., 1465 г.)
Когда Казахстан стал независимым? (1991 г.)
Какой праздник отмечается в РК 30 августа? (День Конституции)

Игрок № 2

Что такое суверенитет? (Дословно: высший, верховный. «Осуществляющий верховную власть» и «Обладающий самостоятельностью, независимостью»)
Назовите символы РК (Герб, флаг, гимн)
Какой праздник отмечается 25 октября (День Республики)

Игрок № 3

Как называется документ, в котором записаны права человека? (Конституция)
Как называется высший законодательный орган страны? (Парламент)
Какое самое главное право человека, записанное в статье 15 Конституции РК (На жизнь)

Игрок № 4

1. Сколько лет существует РК как независимое государство? (15 лет)
Какой праздник в нашей стране отмечается 16 декабря? (День
Независимости)
Какой символ (животное) изображен на штандарте Президента? (Барс)

Игрок № 5

Какой язык в РК является государственным, а какой официальным?
Казахский – русский
Как называется глава государства в РК? (Президент)
Что такое правовое государство?
(в котором правит Закон)

КОНКУРС «МАСКА, Я ВАС ЗНАЮ»

1. Этот батыр более сорока лет сражался за свободу казахского народа, принял участие в 103 сражениях. В год «великого бедствия» (1723 г.) был назначен начальником обороны священного города Туркестан. При его участии был составлен свод законов Тауке хана «Жеты жаргы» («Семь истин»). Кто же он?
(Богенбай батыр)
2. Он сумел по сути дела соединить в одно целое все казахские земли, включая Ташкент, и дальнейшие планы сопрягал с культурно-хозяйственным прогрессом, рассматривая союз с Россией как основу перехода казахов к оседлому земледелию и промысловой деятельности.
(Хан Абылай)
Конкурс «Оратор»
Тема: «Любить свою Родину для меня ….» (продолжить)
Вспоминается фраза гунна Аттилы, дошедшая из глубины веков: «Идущего к победе не достигают стрелы».

Критерии оценки выступления ораторов:

– выступление: интересно ли, использован ли прием привлечения внимания?
– весь ли материал относится к делу? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?
– логичность, четкость изложения.

Из поколения в поколение, от отца к сыну передают казахи трепетное чувство любви к родной земле.
Как известно, казахи – кочевой народ. Чтобы прокормить несметные стада скота, им приходилось иногда надолго оставлять обжитые места.
больше всего мы должны научиться – любить и защищать свою Родину.
Ведь Родина у человека – одна.

Родина – одна.
Она – родная мать.
Ее нельзя купить,
Нельзя ее продать.
В ней жить и умирать
И снова воскрешать.
О, если б это
Все могли понять.
М. Макатаев

Учитель:
Наш народ имеет славное историческое прошлое. Немало трудностей выпало на его долю: кровопролитные войны, непрекращающаяся борьба с колонизацией Казахстана со стороны Российской империи, но дух народа, его любовь к родной земле помогли выдержать все испытания. Мы гордимся своей историей и людьми, которые творили историю.
Подведение итогов, выставление оценок группам.
Категория: История | Добавил: Новинка (2013-01-18) | Автор: Корниенко Надежда Васильевна
Просмотров: 2696 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 2:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru