Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Активизация познавательной деятельности на уроках истории. Организация диспута. Учитель истории гимназии № 26, города Жезказгана, Карагандинской области, Столярова Татьяна Михайловна. Каждый из нас, педагогов, не раз задавал себе вопросы: «Как добиться результата на уроках с учетом современных требований? Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим?» И здесь на помощь учителю истории приходят нетрадиционные формы урока. При этом сегодня нельзя забывать, что обучение как процесс должно носить развивающий характер, обогащать учащихся знаниями и способами интеллектуальной деятельности, формировать у них познавательные интересы и способности. Популяризация исторических знаний, проверка кругозора школьников, развитие ораторских способностей у учащихся – всё это возможности урока в форме диспута. Что такое диспут? Диспут – это спор, полемика, активный, заинтересованный, оживленный разговор, участники которого стремятся обоснованно выяснить определенные проблемы, решить затронутые вопросы. Во время диспута возможно столкновение различных, временами спорных утверждений. Поиск истины осуществляется путем свободного обмена мнениями. Это дает возможность каждому критически оценить свои взгляды и взгляды оппонентов. Вот основные рекомендации по проведению уроков истории в форме диспута. Урок-диспут – это тип урока, олицетворяющий собой одну из особенностей признания важности и полезности обсуждений. Такие уроки позволяют решать многие педагогические задачи: они вовлекают в непринужденный, живой разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях, приучают к диалогу, формируют умение высказывать свое мнение и обосновывать его, обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы. Таким образом, уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения. Сложность их организации состоит в том, что педагогу нужно иметь достаточную эрудицию, чтобы поддерживать спор и направлять его в нужное русло. Современный учитель должен быстро перестраиваться, ведь мы долгое время любую информацию воспринимали как истину и привыкли к этому, у нас не выработаны критический подход и культура диалога, наконец, мы не умеем правильно формулировать темы диспута. По этим причинам попытка организовать урок-диспут оканчивается чаще всего проведением урока-конференции с традиционными сообщениями. Проведение диспута не требует большой подготовки. Необходимо создать как минимум две команды по два - три человека. Тема формулируется в виде вопроса или тезиса, таким образом, чтобы не было однозначного ответа или решения. Предварительно необходимо нацелить учащихся на то, что они должны уметь: • выявлять и формулировать проблему; • аргументировать свои высказывания; • внимательно слушать оппонентов; • соотносить свои высказывания с высказываниями других участников; • не отклоняться от темы диспута; • быть терпимыми к другим мнениям: • высказывать свое отношение не в оценочной, а в описательной манере; • находить оптимальный путь к решению проблемы. Эти умения и являются критериями оценки каждого участника диспута. До начала урока в кабинете, где должен состояться диспут, вывешивают правила ведения дискуссии, плакаты с высказываниями, афоризмами, цитаты классиков мировой литературы. Ведущим диспута может быть не только учитель, но и ученик. При подготовке к проведению мероприятия необходимо: объявить тему, уточнить состав команды. Команды подбирают аргумент «за» и «против» выбирают капитана, составляют ряд аргументов, которые они будут использовать в ходе диспута. Заранее команды не знают, будут ли они выступать в поддержку тезиса или против него. Всем учащимся можно раздать памятки по участию в диспуте, в которых следует указать «золотые» правила: Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать. Если ты пришел на диспут, обязательно выскажи и аргументируй свое мнение. Говори просто и ясно, логично и последовательно Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен. Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен. Не повторяйся и не повторяй слов других. Помни, что лучшие доказательства - точные факты. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек. В результате педагогической практики мне удалось создать алгоритм проведения диспута, который позволит активизировать познавательную деятельность учащихся. Он заключается в следующем: 1. После объявления ведущим темы, команды тянут жребий и выясняют, кто из них становится командой «утверждения», а кто – командой «отрицания» 2. Команды получают время на обдумывание и уточнение аргументов, за тем следует выступление члена команды «утверждения». Он представляет команду, формулирует тему диспута, выявляет его тезисы, выдвигает аргументы «за» в поддержку выдвинутого тезиса 3. Команда «отрицания» готовит и задает вопросы команде «утверждения». Цель данных вопросов – принизить значение аргументов команды «утверждения» 4. Команда «утверждения» отвечает на вопросы 5. Выступление члена команды «отрицания» Он представляет команду, выявляет тезис диспута, выдвигает аргументы «против» (то есть опровергает позиции команды «утверждения») 6. Команда «утверждения» задает вопросы команде «отрицания» 7. Команда «отрицания» отвечает на вопросы 8. Следующим шагом будет выступление другого члена команды «отрицания». Он опровергает аргументы оппонента. Восстанавливает и развивает собственную линию. Приводит доказательства. 9. Команда «утверждения» задает вопросы 10. Выступление члена команды «утверждения». Он выделяет наиболее важные вопросы, по которым произошло столкновение мнений, сравнивает позиции сторон по ключевым вопросам и объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны. Подводит итог, делает эффектное заключение 11. Выступление члена команды «отрицания». Он опровергает аргументы и доказательства утверждающей стороны, представляет финальный контраст вопросов для усиления и доказательства команды «отрицания». В заключение несколько рекомендаций для успешного проведения урока – диспута: o команды должны иметь время на обсуждение и уточнение своей позиции после каждого выступления и постановки вопросов o приблизительный лимит времени: выступления членов команд – до пяти минут, обсуждения и ответы на вопросы – до шести минут, обсуждение в команде – до десяти минут o в состав жюри входят ученики класса не принимающие участие в диспуте, оценивают каждого участника диспута по критериям, указанным выше, каждый критерий оценивается по 5 – балльной системе, таким образом, максимальное количество баллов, которое может заработать каждый участник – 35 баллов o можно учредить приз зрительских симпатий для этого надо попросить присутствующих зрителей проголосовать за понравившегося участника (лучше - тайно, письменно на листочках), а зрители могут также решить, какая из сторон была убедительнее, и присудить ей командный приз. Уроки – диспуты по истории – это путь к дебатным турнирам, которые так популярны среди современной молодежи. Актуальность данных форм обучения заставляет учителя сформировать у школьников навыки ведения дискуссии, создать условия, при которых учащиеся, демонстрируя свои знания, смогут аргументировано отстаивать свою точку зрения. Источники: А.К. Мынбаева, З.М. Садвакасова Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения Алматы 2012 Э.В. Уткина Организация школьных олимпиад по истории Москва 2009 Ю.А. Карсаков Методические разработки уроков 6 класс Москва 2010 Н.С. Кочетов Предметные недели в школе Волгоград 2002 | |
Просмотров: 2852 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|