Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Воспитание казахстанского патриотизма на уроках истории и во внеклассной работе Махатова Жанара Тураровна Учитель истории КГУ сош.№ 83 им. Г. Мустафина г. Караганды Воспитание казахстанского патриотизма – это наиглавнейшая задача не только государства, но и семьи, трудового коллектива и всего общества в целом. Но главная роль в этом, по моему мнению, отводится школе. Тема патриотизма успешно решается как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях по истории, так как история- это наука, которая делает человека патриотом и гражданином. Над данной темой я работаю три года. Цель работы - воспитание гражданина, патриота через изучение истории Родины, культуры своей страны, сохранение традиций народа. На мой взгляд, это наиболее актуальная тема сегодня. Наше правительство также первостепенной считает задачу патриотического воспитания подрастающего поколения. В ежегодном послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев особо подчеркнул: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности». Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Что же означает понятие «патриотизм»? Патриотизм – (греч. Patris – Родина) – любовь к родине – одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. По моему мнению, истинный патриот – это человек, который: - любит свою Родину, предан своему народу; - знает и уважает государственные символы, государственный язык и законы страны; - знает историю своей Отчизны и гордится ею; - отличается активной гражданской позицией; - должен защищать Родину и её государственные интересы; - уважительно относится к представителям других национальностей, их традициям и культуре; - гордится достижениями своих соотечественников, вносит достойный вклад в процветание родного государства. Каждый гражданин Республики Казахстан только тогда будет с честью носить имя «казахстанец», когда почувствует себя частью государства, в котором он живёт и трудится. Для нравственного осознания этого понятия в душе и сердце каждого казахстанца, для практического осуществления патриотической гражданской позиции необходимо воспитывать в каждом человеке чувство казахстанского патриотизма. Казахстанский патриотизм — это осознание государственного, казахстанского. Он включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины. С целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках применяю разнообразные методики: дифференцированное обучение, игровые технологии, элементы информационно-коммуникационных технологий, приёмы развивающего обучения. В преподавании истории стараюсь ориентироваться на объективные трактовки исторических событий с позиций гражданственности, исторической преемственности, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения или идеологии. Ко всем нашим соотечественникам, кто жертвовал за Родину в любые исторические эпохи и при любом политическом режиме, у детей необходимо воспитывать уважение. История нашего Отечества - это наше достижение. С точки зрения патриотического воспитания Великая Отечественная война – главное событие 20 века в истории нашей страны. Поэтому ежегодно мы с детьми организуем и проводим внеклассные мероприятия, как школьного, так и городского уровней: историко-музыкальная композиция «Никто не забыт, ничто не забыто», викторина «Казахстанцы - Герои Великой Отечественной войны», устный журнал «Мы помним их имена» и др. Любовь к родному Казахстану начинается с любви и уважения к малой Родине. В этом учебном году мною была разработана программа краеведческого кружка «Малая Родина-мой город Караганда» для учащихся пятых классов. Задачи программы: а) развитие исследовательских и познавательных интересов детей; б) создание оптимальных возможностей для творческого развития учащихся, их гражданского становления; в) воспитание чувства казахстанского патриотизма. Кружок осуществляет свою деятельность в двух направлениях: познавательном и краеведческом. На занятиях кружка мною используются разнообразные формы работы: сбор и изучение краеведческого материала, встречи с жителями города, викторины, конкурс геральдистов, организация фотовыставки, экскурсия в краеведческий музей и др. Таким образом, ребята не только приобретают готовые знания об истории и культуре родного города, но и овладевают навыками краеведа-исследователя, а в некоторых случаях и своего рода первооткрывателя. На мой взгляд, одним из условий патриотического воспитания является проектная деятельность учащихся. В этом учебном году мы с детьми работаем над проектом «Улицы нашего города: улица Кривогуза». Особое место в патриотическом воспитании занимает государственная символика. Как сказал наш Президент Н. А. Назарбаев «Отношение граждан страны к ее символам — показатель того, насколько люди чувствуют себя гражданами этой страны, верят в ее будущее, являются ее патриотами». Каждый учащийся обязан, осмысливая значение и роль символов в процессе становления государственности, воспитываться в духе почитания Государственных Флага, Герба и Гимна страны, осознавать ответственность за неуважение к государственным символам Республики, иметь глубокие знания о государственной атрибутике. На практике в данном направлении применяю тесты, анкеты, викторины «Знаешь ли ты государственные символы?». Особый интерес учащиеся проявляют к интеллектуальным играм и марафонам: «Своя игра», «Государственные символы-национальная гордость», «Мой Казахстан», «Независимый Казахстан», в которых всегда присутствуют вопросы, касающиеся истории государственной символики. В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме. Считаю, что уроки и внеклассные мероприятия по истории, организованные целенаправленно, помогают воспитывать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины. Знать свою историю – значит твердо стоять на родной земле, гордится ее героическим прошлым, значит быть достойным ее славного будущего. Так рождается любовь к Родине. Так человек осознанно становится патриотом своего Отечества. Список использованной литературы: 1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана.-2012 г. 2. Джилкишиева М.С. Патриотическое воспитание как актуальная педагогическая проблема // Научный мир Казахстана.-2008 г. 3. Хайруллина Н.А. Воспитание казахстанского патриотизма // Профессионал Казахстана.-2004 г. | |
Просмотров: 4339 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|