Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

разработка урока
«Национально-освободительная борьба по руководством Кенесары Касымулы»
Цель урока: проанализировать восстание К. Касымулы, показать его историческое значение, как самого крупного восстания против колониальной политики царской России.
Задачи урока:
1. изучить восстание по плану; оценить влияние руководителя восстания на его ход, раскрыть личностные качества К. Касымулы как выдающегося политика и полководца, патриота своей Родины, раскрыть причины поражения и историческое значение
2. Способствовать развитию навыков работы с источниками, сравнительного анализа и самостоятельной работы; продолжить развитие умений учащихся давать оценку и делать выводы.
3. Воспитать любовь к Родине, патриотизм, гражданственность, формировать нравственные качества.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма организации обучения:
Интерактивные методы обучения, работа с документами, работа с текстом и составлением развернутого сложного плана, индивидуальная, групповая работа.
Оборудование: карта, раздаточный материал, слайды с изображением памятника Кенесары в городах Казахстана, презентация, плакаты, маркеры
Ход урока.
Организационный момент.
1 этап урока. Мотивационно-целевой блок.
«Историческая минутка» (вопросы по предыдущим пройденным восстаниям: С. Датулы, Восстание в Букеевской Орде и.т.д. )
Вступительное слово учителя:
- Сегодня на уроке мы изучим тему: «Национально-освободительная борьба под руководством Кенесары Касымулы»
Кенесары Касымулы – выдающийся государственный и политический деятель Казахстана 19 в., Как и его дед Абылай, был яркой личностью, проявил свои лучшие качества в длительной борьбе за восстановление казахской государственности. В течении 10 лет большинство населения трёх жузов вело освободительную борьбу с царскими колонизаторами под руководством К. Касымулы. По своему размаху и значению это было самое значительное восстание казахского народа, за весь период колонизаторской политики царизма. В этом восстании с особенной силой раскрылся свободолюбивый и боевой дух казахского народа, нелегко расстававшийся со своей национальной независимостью.
Постановка задач урока
2 этап урока. Изучение нового материала
«Мозговая атака»
Задание учащимся: высказать своё мнение и отношение к проблеме «Колонизаторская деятельность царизма в Казахстане в 30-х годах 19 в.» (обзор, анализ и отбор интересных предложений):
- земельные захваты жизненно необходимых казахам пастбищ;
- разорение казахских аулов;
- вооружённые грабежи царскими военными отрядами;
- систематическое ограничение политической самостоятельности казахских жузов и т. д.
Работа с документом. (раздаточный материал)
Задание изучить текст документа генерал-губернатору.
На основе его анализа ответить на вопрос: «В чём главная причина восстания К. Касымулы?» (Разбор документа производится путём его анализа, в виде работы в малых группах в процессе самостоятельной работы с источником. Ученики в работе с документом производят его разбор, отдельные положения текста, выделяют главную причину восстания – колонизацию казахских земель царским правительством).
(Обсуждение документа по вышеперечисленным направлениям)
Самостоятельная работа с текстом учебника.
Вопрос классу:
По какому плану проводится изучение восстания (учащиеся опираются на предыдущий опыт изучения восстаний С. Датулы, Восстание в Букеевской Орде и.т.д.)
План изучения восстания:
1. Причины и предпосылки восстания
2. Цель восстания
3. Движущие силы и характер восстания.
4. Личность К. Касыулы.и К. Касымулы - государственный деятель, полководец, дипломат.
5. Ход восстания.
6. Причины поражения и историческое значение восстания.
Задание классу: составление развёрнутого сложного плана (изучение обсуждение текста в группах и фиксирование плана на ватмане)
Работа в группах.
Группа №1 – п.1 плана. Причины и предпосылки восстания. (стр.115-116)
- Отмена ханской власти в Младшем и Среднем жузе
- угнетение казахов части Старшего и Среднего жузов кокандскими и хивинскими феодалами;
- грабёж караванов;
- изъятие земель для создания приказов;
- создание Новоилецкой военной линии
- Строительство новых крепостей в районе рек Иргиз, Тургай, Иртыш;
- Вводился ясак, кибиточная подать и дорожная повинность.
Группа № 2 – п.2-3 плана. Цели восстания, движущие силы и характер восстания. (стр.115-116)
Цели: - сохранение самостоятельности областей Казахстана не вошедших в состав царской России;
- прекращение колонизации казахских земель;
- упразднение округов и прекращение постройки крепостей
- освободить казахов из под власти кокандцев;
- месть К. Касымулы за смерть близких родственников.
Движущие силы: казахские шаруа, часть султанов, биев, старшин.
Характер: - национально-освободительный, антиколониальный, антифеодальный.
Руководитель: Кенесары Касымулы – государственный деятель, полководец, дипломат.
Оценка личности К. Касымулы Презентация учащегося (по опережающему заданию)
Группа № 3 Ход восстания (стр.117-120)
- начало восстания
- особенность ханства Кенесары
- развитие восстания
- дипломатическая политика в ходе восстания
- решающий этап восстания
Группа № 4 Причины поражения и историческое значение восстания (стр.121-123)
Причины поражения:
- политическая и внутриродовая разобщённость казахов;
- отсутствие поддержки восстания ряда феодальных групп;
- султаны и бии не были заинтересованы в создании централизованного феодального государства;
- Кенесары жестоко расправлялся с неподдержавшими его аулами;.
Историческое значение:
- самое крупное восстание против колониального гнёта охватило все три жуза.
- было составной частью освободительной борьбы народов России первой половины 19 в;
- показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма.
(выступление учащихся из 4-х групп с составленным развёрнутым сложным планом)
3 этап урока. Закрепление пройденного материала
Составить синквейн к Кенесары Касымулы
Заключительная часть урока.
Подведение итогов, оценка работ учащихся
Домашнее задание:
1.параграф № 21 составить 5 тонких, 5 толстых вопросов..
2. на выбор: письмо в прошлое «Обращение молодого поколения к Кенесары Касымулы» или письмо из прошлого «Обращение Кенсары Касымулы к молодому поколению»
Категория: История | Добавил: Бердыкеновна (2013-02-22) | Автор: Баядилова Роза Бердыкеновна E
Просмотров: 3043 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 8:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru