Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
«Национально-освободительная борьба по руководством Кенесары Касымулы» Цель урока: проанализировать восстание К. Касымулы, показать его историческое значение, как самого крупного восстания против колониальной политики царской России. Задачи урока: 1. изучить восстание по плану; оценить влияние руководителя восстания на его ход, раскрыть личностные качества К. Касымулы как выдающегося политика и полководца, патриота своей Родины, раскрыть причины поражения и историческое значение 2. Способствовать развитию навыков работы с источниками, сравнительного анализа и самостоятельной работы; продолжить развитие умений учащихся давать оценку и делать выводы. 3. Воспитать любовь к Родине, патриотизм, гражданственность, формировать нравственные качества. Тип урока: Изучение нового материала. Форма организации обучения: Интерактивные методы обучения, работа с документами, работа с текстом и составлением развернутого сложного плана, индивидуальная, групповая работа. Оборудование: карта, раздаточный материал, слайды с изображением памятника Кенесары в городах Казахстана, презентация, плакаты, маркеры Ход урока. Организационный момент. 1 этап урока. Мотивационно-целевой блок. «Историческая минутка» (вопросы по предыдущим пройденным восстаниям: С. Датулы, Восстание в Букеевской Орде и.т.д. ) Вступительное слово учителя: - Сегодня на уроке мы изучим тему: «Национально-освободительная борьба под руководством Кенесары Касымулы» Кенесары Касымулы – выдающийся государственный и политический деятель Казахстана 19 в., Как и его дед Абылай, был яркой личностью, проявил свои лучшие качества в длительной борьбе за восстановление казахской государственности. В течении 10 лет большинство населения трёх жузов вело освободительную борьбу с царскими колонизаторами под руководством К. Касымулы. По своему размаху и значению это было самое значительное восстание казахского народа, за весь период колонизаторской политики царизма. В этом восстании с особенной силой раскрылся свободолюбивый и боевой дух казахского народа, нелегко расстававшийся со своей национальной независимостью. Постановка задач урока 2 этап урока. Изучение нового материала «Мозговая атака» Задание учащимся: высказать своё мнение и отношение к проблеме «Колонизаторская деятельность царизма в Казахстане в 30-х годах 19 в.» (обзор, анализ и отбор интересных предложений): - земельные захваты жизненно необходимых казахам пастбищ; - разорение казахских аулов; - вооружённые грабежи царскими военными отрядами; - систематическое ограничение политической самостоятельности казахских жузов и т. д. Работа с документом. (раздаточный материал) Задание изучить текст документа генерал-губернатору. На основе его анализа ответить на вопрос: «В чём главная причина восстания К. Касымулы?» (Разбор документа производится путём его анализа, в виде работы в малых группах в процессе самостоятельной работы с источником. Ученики в работе с документом производят его разбор, отдельные положения текста, выделяют главную причину восстания – колонизацию казахских земель царским правительством). (Обсуждение документа по вышеперечисленным направлениям) Самостоятельная работа с текстом учебника. Вопрос классу: По какому плану проводится изучение восстания (учащиеся опираются на предыдущий опыт изучения восстаний С. Датулы, Восстание в Букеевской Орде и.т.д.) План изучения восстания: 1. Причины и предпосылки восстания 2. Цель восстания 3. Движущие силы и характер восстания. 4. Личность К. Касыулы.и К. Касымулы - государственный деятель, полководец, дипломат. 5. Ход восстания. 6. Причины поражения и историческое значение восстания. Задание классу: составление развёрнутого сложного плана (изучение обсуждение текста в группах и фиксирование плана на ватмане) Работа в группах. Группа №1 – п.1 плана. Причины и предпосылки восстания. (стр.115-116) - Отмена ханской власти в Младшем и Среднем жузе - угнетение казахов части Старшего и Среднего жузов кокандскими и хивинскими феодалами; - грабёж караванов; - изъятие земель для создания приказов; - создание Новоилецкой военной линии - Строительство новых крепостей в районе рек Иргиз, Тургай, Иртыш; - Вводился ясак, кибиточная подать и дорожная повинность. Группа № 2 – п.2-3 плана. Цели восстания, движущие силы и характер восстания. (стр.115-116) Цели: - сохранение самостоятельности областей Казахстана не вошедших в состав царской России; - прекращение колонизации казахских земель; - упразднение округов и прекращение постройки крепостей - освободить казахов из под власти кокандцев; - месть К. Касымулы за смерть близких родственников. Движущие силы: казахские шаруа, часть султанов, биев, старшин. Характер: - национально-освободительный, антиколониальный, антифеодальный. Руководитель: Кенесары Касымулы – государственный деятель, полководец, дипломат. Оценка личности К. Касымулы Презентация учащегося (по опережающему заданию) Группа № 3 Ход восстания (стр.117-120) - начало восстания - особенность ханства Кенесары - развитие восстания - дипломатическая политика в ходе восстания - решающий этап восстания Группа № 4 Причины поражения и историческое значение восстания (стр.121-123) Причины поражения: - политическая и внутриродовая разобщённость казахов; - отсутствие поддержки восстания ряда феодальных групп; - султаны и бии не были заинтересованы в создании централизованного феодального государства; - Кенесары жестоко расправлялся с неподдержавшими его аулами;. Историческое значение: - самое крупное восстание против колониального гнёта охватило все три жуза. - было составной частью освободительной борьбы народов России первой половины 19 в; - показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма. (выступление учащихся из 4-х групп с составленным развёрнутым сложным планом) 3 этап урока. Закрепление пройденного материала Составить синквейн к Кенесары Касымулы Заключительная часть урока. Подведение итогов, оценка работ учащихся Домашнее задание: 1.параграф № 21 составить 5 тонких, 5 толстых вопросов.. 2. на выбор: письмо в прошлое «Обращение молодого поколения к Кенесары Касымулы» или письмо из прошлого «Обращение Кенсары Касымулы к молодому поколению» | |
Просмотров: 3043 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|