Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » История

Роль СМИ в формировании интереса школьников к истории
Республика Казахстан вступила в XXI век, который отличается от всех предшествующих эпох, прежде всего преобладанием информационных технологий во всех сферах жизни. Роль СМИ в такой ситуации значительно возрастает, поскольку в условиях информационной цивилизации трудно представить возможность социального управления и даже самого существования общества без налаженных и постоянно действующих каналов обмена массовой информацией.
Термин СМИ в различных источниках трактуется по разному, на мой взгляд более точное определение дается в Советском энциклопедическом словаре: Средства массовой информации – систематическое распространение информации (через радио, печать, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведения людей. [1, c.1265]
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что техническая революция поставила на совершенно новый уровень деятельность таких традиционных СМИ как газеты и журналы. Со СМИ мы сталкиваемся ежедневно и ежечасно: утром – газета, вечером – экран телевизора, на загородной прогулке – радио, в промежутках – магнитофон и видеомагнитофон, обсуждение новостей по телефону, чтение книг и журналов.
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).[2]
Существует три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каж¬дая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных га¬зет, журналов, , книжной продукции, программ радио и те¬левидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).
Одним из первых средств массовой информации стала печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напе¬чатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые вос¬принимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополни¬тельных средств (тогда как для получения радио - телевизионной ин¬формации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.). Наиболее крупные газеты на сегодняшний день – «Егемен Казахстан», «Казахстанская правда», «Панорама», «Караван».
Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Именно благодаря радио в 30-х годах, люди узнавали о происходящих событиях.
В 40-х годах появляется телевидение. Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возмож¬ностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность переда¬вать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал од¬новременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематогра¬фический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На эк¬ране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.
Многую информацию, которая содержится в телепрограммах, можно использовать на уроках истории, ведь с помощью интересных документальных фильмов, статей и наглядного материала из различных журналов, газет и т.д. можно легко заинтересовать учеников своим предметом и пробудить в них интерес к истории своей страны. Ведь если каждый учитель будет основывать свой урок лишь на данных школьного учебника, в которых на сегодняшний день даются лишь сухие факты и очень мало наглядного материала, то урок будет не интересным и скучным. Здесь же хочется привести слова нашего президента, в «Послании Президента страны народу Казахстана» Н.А. Назарбаев отмечает: «Нам как никогда необходимо всемерно наращивать бесценный капитал знаний и образования, придавать ему современные формы».[3] Например, в Казахстане существуют научно-популярные и публицистические телепередачи: « Казахстан-1» «След степи», ТРК «Хабар» «Казахстан. Хроника 20-го века», «ОРТ» «Особая папка», «Лубянка»,« История одного шедевра». В подобных программах, ведущий может в ходе передачи прибегать к диалогу, интервью с другими участниками («Казахстан. Хроника 20-го века»,» Лубянка»).В отличие от обычной экскурсии, телеэкскурсия в залы исторических музеев (программы ОРТ «История одного шедевра», «Третьяковская галерея», Русский музей») позволяет всем учащимся внимательно и детально рассмотреть наиболее важные экспонаты, выделенные крупным планом. Так же существует и множество документальных фильмов (например, документальные телесериалы ТРК « Хабар» «Старше на 10 лет», НТВ «Холодная война», « Великие замки мира»; фильмы: «Джангирхан», «Обыкновенный фашизм»). Кинодокументы открывают массу неожиданных деталей, подробностей, позволяющих давать дополнительные характеристики времени. Использование на уроках документальных фильмов создает условия для повышения доказательности сведений, сообщаемых с их помощью. Еще можно использовать и художественные фильмы («Султан Бейбарс», «Аблайхан», «Жамбыл», «Спартак», «Кочевник»). Благодаря просмотру художественных фильмов, у учеников формируется более полное представление об изучаемых исторических событиях. Так же можно использовать и телевизионные информационные сообщения ( программы «Хабар», «Жетi кун», «Есiл», «Вести», «Времена».) На уроках истории учитель может и должен как можно чаще ссылаться на интересные телевизионные сообщения, особенно когда в стране происходят важные события – выборы президента и депутатов парламента; выступление Президента РК с ежегодным посланием к народу и т.д. Обо всем этом телевидение может рассказать наиболее убедительным образом, предоставляя возможность как бы присутствовать в том месте, где разворачивались события. [4]
Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории.
Права и обязанности средств массовой информации в Казахстане регулируются Законом о средствах массовой информации 1991года и Законом о печати и массовой информации 1995года.
Большинство средств массовой информации принадлежит государству, но имеются и независимые СМИ. Основное государственное информационное агентство «Хабар» уделяет главное внимание политическим и экономическим новостям. Наиболее крупные газеты – «Егемен Казахстан», «Казахстанская правда», «Панорама». К независимым относятся издательство «Караван». На средства массовой информации оказывается политическое, экономическое и административное давление, они подвергаются санкциям. С 1996 взят курс на создание национальной системы спутникового телевидения. Телевещание ведется на казахском и русском языках, радиовещание – дополнительно на немецком, корейском и уйгурском.
СМИ используются во многих областях и выполняют различные функции, одна из главных это культурно-образовательная, заключающаяся в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека.
Например, одним из самых продуктивных средств обучения в современной школе является использование на уроках видеозаписей телевизионных программ и фильмов. В отличие от компьютера, телевизоры и видеомагнитофоны широко используют в учебных заведениях Казахстана. Учителя формируют собственные видеотеки, включающие художественные фильмы, научно-популярные программы, публицистические телепередачи, документальное кино. Причина такого внимания к данным ТСО – в понимании их огромной роли в учебном процессе современной школы. На сегодняшний день каждый учитель должен уметь использовать средства массовой информации на уроках, в качестве дополнительного материала или приложений т.к. именно интересные журналы, впечатляющие сюжеты из исторических художественных, либо документальных фильмов оставляют глубокий след в памяти ученика. С помощью такого разнообразного материала можно легко заинтересовать ребенка и вызвать глубокий интерес к предмету.

1. « Советский энциклопедический словарь» - М: 1988г.
2. « Англо-русский словарь по СМИ» - М: 1993г.
3. Назарбаев Н.А. « Послание президента страны народу Казахстана»
4. «История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах» - Алматы: 2001г.
Категория: История | Добавил: riba (2013-02-26) | Автор: Ерофеева Ксения Сергеевна E
Просмотров: 1502 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-12-20, 9:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru