Главная » Статьи » В помощь учителю » История |
Республика Казахстан вступила в XXI век, который отличается от всех предшествующих эпох, прежде всего преобладанием информационных технологий во всех сферах жизни. Роль СМИ в такой ситуации значительно возрастает, поскольку в условиях информационной цивилизации трудно представить возможность социального управления и даже самого существования общества без налаженных и постоянно действующих каналов обмена массовой информацией. Термин СМИ в различных источниках трактуется по разному, на мой взгляд более точное определение дается в Советском энциклопедическом словаре: Средства массовой информации – систематическое распространение информации (через радио, печать, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведения людей. [1, c.1265] Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что техническая революция поставила на совершенно новый уровень деятельность таких традиционных СМИ как газеты и журналы. Со СМИ мы сталкиваемся ежедневно и ежечасно: утром – газета, вечером – экран телевизора, на загородной прогулке – радио, в промежутках – магнитофон и видеомагнитофон, обсуждение новостей по телефону, чтение книг и журналов. СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).[2] Существует три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение, каж¬дая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных га¬зет, журналов, , книжной продукции, программ радио и те¬левидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Одним из первых средств массовой информации стала печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напе¬чатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые вос¬принимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополни¬тельных средств (тогда как для получения радио - телевизионной ин¬формации нужны телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.). Наиболее крупные газеты на сегодняшний день – «Егемен Казахстан», «Казахстанская правда», «Панорама», «Караван». Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Именно благодаря радио в 30-х годах, люди узнавали о происходящих событиях. В 40-х годах появляется телевидение. Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возмож¬ностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность переда¬вать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал од¬новременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематогра¬фический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д. На эк¬ране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст. Многую информацию, которая содержится в телепрограммах, можно использовать на уроках истории, ведь с помощью интересных документальных фильмов, статей и наглядного материала из различных журналов, газет и т.д. можно легко заинтересовать учеников своим предметом и пробудить в них интерес к истории своей страны. Ведь если каждый учитель будет основывать свой урок лишь на данных школьного учебника, в которых на сегодняшний день даются лишь сухие факты и очень мало наглядного материала, то урок будет не интересным и скучным. Здесь же хочется привести слова нашего президента, в «Послании Президента страны народу Казахстана» Н.А. Назарбаев отмечает: «Нам как никогда необходимо всемерно наращивать бесценный капитал знаний и образования, придавать ему современные формы».[3] Например, в Казахстане существуют научно-популярные и публицистические телепередачи: « Казахстан-1» «След степи», ТРК «Хабар» «Казахстан. Хроника 20-го века», «ОРТ» «Особая папка», «Лубянка»,« История одного шедевра». В подобных программах, ведущий может в ходе передачи прибегать к диалогу, интервью с другими участниками («Казахстан. Хроника 20-го века»,» Лубянка»).В отличие от обычной экскурсии, телеэкскурсия в залы исторических музеев (программы ОРТ «История одного шедевра», «Третьяковская галерея», Русский музей») позволяет всем учащимся внимательно и детально рассмотреть наиболее важные экспонаты, выделенные крупным планом. Так же существует и множество документальных фильмов (например, документальные телесериалы ТРК « Хабар» «Старше на 10 лет», НТВ «Холодная война», « Великие замки мира»; фильмы: «Джангирхан», «Обыкновенный фашизм»). Кинодокументы открывают массу неожиданных деталей, подробностей, позволяющих давать дополнительные характеристики времени. Использование на уроках документальных фильмов создает условия для повышения доказательности сведений, сообщаемых с их помощью. Еще можно использовать и художественные фильмы («Султан Бейбарс», «Аблайхан», «Жамбыл», «Спартак», «Кочевник»). Благодаря просмотру художественных фильмов, у учеников формируется более полное представление об изучаемых исторических событиях. Так же можно использовать и телевизионные информационные сообщения ( программы «Хабар», «Жетi кун», «Есiл», «Вести», «Времена».) На уроках истории учитель может и должен как можно чаще ссылаться на интересные телевизионные сообщения, особенно когда в стране происходят важные события – выборы президента и депутатов парламента; выступление Президента РК с ежегодным посланием к народу и т.д. Обо всем этом телевидение может рассказать наиболее убедительным образом, предоставляя возможность как бы присутствовать в том месте, где разворачивались события. [4] Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Права и обязанности средств массовой информации в Казахстане регулируются Законом о средствах массовой информации 1991года и Законом о печати и массовой информации 1995года. Большинство средств массовой информации принадлежит государству, но имеются и независимые СМИ. Основное государственное информационное агентство «Хабар» уделяет главное внимание политическим и экономическим новостям. Наиболее крупные газеты – «Егемен Казахстан», «Казахстанская правда», «Панорама». К независимым относятся издательство «Караван». На средства массовой информации оказывается политическое, экономическое и административное давление, они подвергаются санкциям. С 1996 взят курс на создание национальной системы спутникового телевидения. Телевещание ведется на казахском и русском языках, радиовещание – дополнительно на немецком, корейском и уйгурском. СМИ используются во многих областях и выполняют различные функции, одна из главных это культурно-образовательная, заключающаяся в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека. Например, одним из самых продуктивных средств обучения в современной школе является использование на уроках видеозаписей телевизионных программ и фильмов. В отличие от компьютера, телевизоры и видеомагнитофоны широко используют в учебных заведениях Казахстана. Учителя формируют собственные видеотеки, включающие художественные фильмы, научно-популярные программы, публицистические телепередачи, документальное кино. Причина такого внимания к данным ТСО – в понимании их огромной роли в учебном процессе современной школы. На сегодняшний день каждый учитель должен уметь использовать средства массовой информации на уроках, в качестве дополнительного материала или приложений т.к. именно интересные журналы, впечатляющие сюжеты из исторических художественных, либо документальных фильмов оставляют глубокий след в памяти ученика. С помощью такого разнообразного материала можно легко заинтересовать ребенка и вызвать глубокий интерес к предмету. 1. « Советский энциклопедический словарь» - М: 1988г. 2. « Англо-русский словарь по СМИ» - М: 1993г. 3. Назарбаев Н.А. « Послание президента страны народу Казахстана» 4. «История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах» - Алматы: 2001г. | |
Просмотров: 1502 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|